|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕПроверьте себя
Обсудите1. Приведем два достаточно различающихся определения понятия «социальный институт», данных отечественными социологами. Социальный институт - «это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих его систему ролей и статусов». «Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». На каких чертах института акцентирует свое внимание каждый из авторов? Какую черту выделяют оба? На основе этих определений сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту. 2. К какому главному институту общества могут быть отнесены следующие характеристики: жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения. 3. Соотнесите названные ниже социальные институты и их функции. Укажите функции, которые выполняют несколько институтов. Институты: образование, государство, производство, семья. Функции: социализация, производство материальных благ, обеспечение общественного порядка, приобщение к культуре общества. 4. Социологи утверждают, что социальные институты обладают моральным авторитетом. Раскройте это положение на примере такого социального института, как семья. 5. Заполните таблицу.
6. Раскройте с помощью известных вам из курса истории фактов проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние. Поработайте с источникомПрочитайте отрывок из книги современных американских социологов П. Вергера и В. Вергер «Социология: автобиографический подход». .. Язык является фундаментальным институтом общества... это первый из институтов, с которым индивид сталкивается биографически, потому что все другие институты, каковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттернах (образчиках) языка. Государство, экономика, образовательная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, императивов для действий индивидов, то есть они зависят от мира значений, который был сконструирован средствами языка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка.
Итак, язык - это первый институт, с которым сталкивается индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ребенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о семье. Он опять же до известной степени прав. Для огромного большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, является одним из случаев более обширного института родства в данном конкретном обществе. И конечно же, семья является важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, - это его родители, братья и сестры, возможно, другие родственники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, - это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как «семья». Предположительно, это понимание придет, когда ребенок начнет сравнивать себя с другими детьми, но едва ли произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросо-циальных аспектах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с помощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их. Личностно-ориентированная социология. - М., 2004. - с. 93-94. Вопросы и задания к источнику
|
|
|