Знание правовых и моральных норм, традиций и иных правил необходимо не столько для сдачи экзаменов, сколько для повседневной жизни человека, стремящегося интегрироваться в современное общество.
Поскольку окружающие люди ожидают от вас поведения, отвечающего общепринятым социальным нормам, постарайтесь вести себя в соответствии с ними. Это будет одной из предпосылок комфортного самочувствия в обществе.
Оказавшись в другой стране, познакомьтесь с существующими там законами, обычаями, этикетом, другими нормами и учитывайте их, если хотите избежать негативного отношения со стороны людей, среди которых вы находитесь.
Так как нормы, возникающие в малых неформальных группах, иногда противоречат существующим в обществе, каждому, кто входит в такие группы, следует сделать самостоятельный выбор и впоследствии нести ответственность за него.
Сделки с совестью, т. е. самооправдание поступков, идущих вразрез с собственными убеждениями, ослабляют самоконтроль и, повторяясь, могут открыть путь к отклоняющемуся поведению, наносящему ущерб личности и обществу.
Документ
Из работы российского социолога О. С. Осиповой «Девиантное поведение: благо или зло?».
Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:
Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность — естественные права человека.
Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д.).
Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля.
Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.
Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.
Вопросы и задания к документу
Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.
К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идем в баню», «раздельное обучение черных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?
Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?
Почему в случае нарушения норм более высокого уровня необходимы наиболее решительные действия государства?
Как проявляется социальный контроль в случае нарушения более низкого уровня социальных норм? Почему?
Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?
Вопросы для самопроверки
Приведите примеры каждого вида социальных норм.
Что такое социальный контроль?
В чем состоит значение самоконтроля?
Каковы причины отклоняющегося поведения?
В чем социальная опасность преступности?
Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?
Задания
Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бакла (1821—1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из газет.
Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639—1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.
По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками — высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял,— тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное — неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится».
А что по этому вопросу думаете вы? Свой ответ аргументируйте.
В 1989 г. был проведен опрос 5861 учащегося школ и профтехучилищ об их отношении к наркотикам. 90,7% из них выразили уверенность, что наркотики оказывают вредное влияние на здоровье человека, 70,1% — что они приводят к вырождению личности. Наркомана считали нормальным человеком 5,9% опрошенных, больным — 44%, морально опустившимся — 46,5%, преступником — 19,9%.
Как вы думаете, если бы опрос был проведен сегодня, то в каком направлении изменились бы ответы?
Мысли мудрых
«Преступление есть самый характерный, бесспорный и для всех обязательный симптом общественного неустройства».
Н. К. Михайловский (1842—1904), русский критик, публицист, социолог