Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 8.4. Массовая и элитарная культуры

Среди того многообразия культур, что прошли перед нами, есть одно разделение, особенно важное для наших дней,— это существование массовой и элитарной культур. Именно это противопоставление во многом определяет культурную картину современного общества.

Массовая культура — явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в XX в. в связи с размыванием территориальных и социальных границ в условиях индустриального общества.

Для появления массовой культуры потребовалось несколько условий: достаточный уровень образования масс, наличие у потребителя свободного времени и свободных средств, чтобы оплатить свой досуг, а также средств коммуникации, способных копировать, тиражировать и доносить культурную продукцию до масс.

Первым шагом на пути к появлению массовой культуры было введение в Англии в 1870—1890-х гг. закона об обязательной всеобщей грамотности. В 1895 г. был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, доступного всем и не требующего далее элементарного умения читать. Следующими этапами стали изобретение и внедрение граммофонных записей. Затем появились радио, телевидение, возможность тиражировать аудио- и видеозаписи в домашних условиях, Интернет.

В XX в., с ростом уровня жизни и дальнейшим развитием технического прогресса, человек захотел заполнить свой досуг. Тут же включились механизмы рынка: раз есть потребности, следовательно, их необходимо удовлетворять. Рынок отреагировал появлением массовой культуры, или, как ее иначе называют, индустрии развлечений, коммерческой культуры, поп-культуры, индустрии досуга и т. п.

Сложившаяся таким образом массовая культура обладает своими характерными особенностями. В первую очередь ее отличает коммерческая направленность, содержание этой культуры выступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. Основная черта массовой культуры — ориентация на вкусы и запросы массового потребителя. В содержательном плане, будучи «культурой антиусталости», она проста, доступна, развлекательна и стандартизирована. Она не требует усилий для освоения, позволяет отдыхать, потребляя ее продукты. Простота и доступность массовой культуры очевидны, в противном случае она просто теряет спрос. Причем ее потребителями могут быть и аристократы, и простые рабочие, в этом смысле она универсальна и демократична. Так, известный всем «агент 007» Джеймс Бонд был любимцем президента США Джона Кеннеди и английского принца Чарльза.

Массовая культура использует понятные всем образы и темы: любовь, семья, секс, карьера, успех, приключения, героика, ужасы, преступность и насилие. Но подается все это в упрощенном, сентиментальном и стандартизированном виде. Оценки массовой культуры всегда очевидны, понятно, где «свои», а где «чужие», кто «добрый», а кто «злой», и «хорошие парни» непременно побеждают «плохих». Массовая культура ориентируется не на личность, а на стандартный образ потребителя — подростка, домохозяйку, бизнесмена и т. д. Через механизмы моды и престижности она влияет на образ жизни людей. В этом смысле реклама — обязательная часть массовой культуры — давно перестала предлагать товары. Сегодня она уже рекламирует стиль жизни: если ты хочешь выглядеть таким же жизнерадостным парнем, то покупай то-то и то-то.

Массовая культура, как вы уже догадались, неотделима от средств массовой информации (СМИ). Благодаря им обеспечивается систематическое распространение культурной продукции через печать, радио, телевидение, кино, глобальные компьютерные сети, звукозапись, видеозапись, электронные носители и др. Вся культура, а не только массовая, так или иначе проходит через СМИ. Совершив качественный скачок в 1960-е гг., они стали универсальным средством распространения информации. Уже в 1964 г. выступление «Битлз» в Карнеги-холле в Нью-Йорке слушали не только 2 тыс. посетителей зала, но и 73 млн человек по телевидению. Сейчас возможности СМИ стали гораздо шире. Способность к быстрому и практически полному охвату самой широкой аудитории превратила СМИ в важнейший фактор современной культуры.

Массовой культуре противопоставляется культура элитарная, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Например, это романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и П. Пикассо, фильмы А. А. Тарковского и А. Куросавы, музыка А. Шнитке и С. Губайдулиной и т. п.

Элита, являющаяся потребителем такой культуры,— это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная творческими задатками часть общества. Именно она обеспечивает культурный прогресс, поэтому художник вполне сознательно обращается к ней, а не к массе, поскольку без ее отклика и оценки невозможно любое творчество в области высокого искусства. Получение коммерческой выгоды не является непременной целью для создателей произведений элитарного искусства — они стремятся к самовыражению и воплощению своих идей, но при этом их произведения зачастую становятся популярными и приносят авторам существенный доход.

Элитарная культура является источником идей, приемов и образов для массовой культуры. Вы сами с легкостью сможете привести тому массу примеров. Эти культуры не антагонистичны. Массовая культура не может существовать без подпитки элитарной, а элитарная нуждается в распространении, популяризации и финансировании со стороны массовой. Именно их диалог и взаимодействие позволяют существовать и развиваться современной культуре.

Никто никого не принуждает выбирать между массой и элитой, становиться приверженцем одного типа культуры и противником другого. Культура не терпит принуждения и назидательности. В ее основе всегда лежит свободный выбор, каждый человек сам решает, что ему нравится, а что нет. Выбирая культурные приоритеты и ценности, человек формирует и определяет самого себя. Природа дает нам лишь биологическое начало, и только культура превращает человека в культурно-историческое существо, в неповторимую человеческую личность. И в этом смысле она представляет меру человеческого в человеке.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru