Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Практические выводы к § 6

  1. В процессе познавательной деятельности не стоит однозначно доверять органам чувств, хотя без них картина мира бедна и невыразительна. Увидеть что-либо недостаточно, нужно еще и обдумать увиденное.
  2. Стремясь познать истину, помните, что позиция оптимиста поможет вам преодолевать объективные трудности познания мира. Путь к истине может оказаться тяжелым, подобным восхождению на гору, и, как справедливо говорил немецкий ученый К. Маркс, только тот доберется до ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.
  1. Примите к сведению, что современная философия рассматривает истину как сложное явление. Установление истины всегда требует интерпретации. Поэтому важно обращать внимание как на логические доказательства тех или иных утверждений, так и на соответствие между ними и реальной жизнью.
  2. Древние говорили, что многознание уму не учит, однако невежество не стоит оправдывать неверием в разум. Для получения научных истин мало нагружать память, важно организовывать мысль, владеть всем арсеналом методов научного познания.
  3. При всем уважении к науке не стоит умалять значения народной мудрости, здравого смысла и искусства. В них сконцентрирован опыт прежних поколений людей. Многие выдающиеся ученые были знатоками живописи, музыки, театра, черпая в них не только вдохновение, но и великие догадки и озарения. Истинному ученому, чтобы не уподобиться сухарю, важно осознавать специфику художественного познания мира.
  4. Помните, что легкое и окончательное знание обычно сулит паранаука, но за подобными обещаниями далеко не всегда кроется истина. Прав поэт, писавший: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт — сын ошибок трудных, и гений — парадоксов друг». Часто теория отстает от практики, сложна для понимания, но именно за ней — основательность и фундаментальность научных истин.
Документ

Из книги отечественного философа Э- В. Ильенкова «Философия и культура».

    «Ум» («мудрость») — это не «знание» само по себе, не совокупность сведений, заложенных образованием в память, не информация и не совокупность правил сочетания слов со словами, терминов с терминами. Это — умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности, и главное — самостоятельно эти знания добывать, пополнять — так издавна определяет «ум» всякая действительно умная философия. И обязательно ведет к образованию ума, мышления. В состязании на простое заучивание сведений самый умный человек не сможет тягаться с самой глупой и несовершенной электронно-вычислительной машиной. Однако именно в этом его преимущество перед нею — преимущество наличия ума... Умный человек — в отличие от глупого — даже при небольшом запасе усвоенных в школе знаний умеет применять этот запас к решению вопросов, встающих перед каждым из нас ежеминутно и ежечасно в жизни. Пусть даже эти вопросы несложные. И наоборот, глупый человек даже при огромном запасе хранящихся в его памяти знаний то и дело попадает впросак в самых несложных жизненных ситуациях, требующих самостоятельного, заранее (т. е. априори) не предусмотренного, не предписанного решения...

Вопросы и задания к документу

  1. Как вы понимаете основную идею приведенного текста? Можно ли сказать, что знания сами по себе никакой ценности не имеют?
  2. Противоречат ли рассуждения Э. В. Ильенкова известному философскому утверждению «Знание — сила»? Аргументируйте свой ответ.
  3. На основе приведенного текста определите основные признаки понятия «ум».
  4. Приведите примеры того, как усвоенные знания помогают решать проблемы, возникающие в жизни.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чем близость этих значений?
  2. Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание?
  3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?
  4. В чем особенности рационального познания?
  5. В чем суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?
  6. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».
  7. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
  8. В чем состоят особенности научного познания?
  9. Чем отличаются знания социальные и гуманитарные?

Задания

  1. К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.
  2. Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага». Как вы понимаете мысль философа? Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.
  3. В народной драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь...» Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идет о познании общества? Свой ответ аргументируйте.
  4. Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?

Мысли мудрых

«Истина принадлежит человеку, заблуждение — его эпохе» .

И.-В.Гёте (1749—1832), немецкий писатель, поэт, мыслитель

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru