Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Практические выводы к § 4

  1. Духовная жизнь — это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.
  2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.
  1. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Документ

Из творческого наследия русского философа С- Н. Булгакова,

    ...В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечет его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала... а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

Вопросы и задания к документу

  1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?
  2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?
  3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
  4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
  5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности?
  2. В чем состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?
  3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития?
  4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?
  5. В чем состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?
  6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
  7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их различие?
  8. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Задания

  1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определенным образом или она дает свободу? Аргументируйте свой ответ.
  2. Ученые утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
  3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетание благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие,— говорил Адам Смит,— предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чем, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?
  4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением ученого? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать свое определение понятия «порядочность».

Мысли мудрых

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».

Л. Н. Толстой (1828—1910). русский писатель

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru