Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Вопросы и задания для итогового повторения

Раздел I. Общество и человек

  1. Одним из основных методов познания в естественных науках является эксперимент. Как вы считаете, допустимы ли эксперименты в социальном познании?
  2. Как вы понимаете смысл следующего суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью.

    Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестает быть органом тела, когда она отказывается ходить?»

  1. По мнению немецко-французского мыслителя А. Швейцера, мировоззрение должно отвечать трем требованиям: быть сознательным («мыслящим»), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на нравственных началах, оптимистическим. Каково, на ваш взгляд, развернутое содержание каждого из этих требований? Разделяете ли вы мнение ученого либо считаете необходимым пересмотреть или расширить круг этих требований? Свою позицию аргументируйте.
  2. Проанализируйте два высказывания видного русского философа Н. А. Бердяева, сделанные в разное время: «Весь мировой путь бытия есть сложное взаимодействие разных ступеней мировой иерархии индивидуальностей, творчества, врастание одной иерархии в другую, личности в нации, нации в человечество, человечества в космос, космоса в Бога» (конец XIX в.);

    «Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос — все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности» (конец 30-х гг. XX в.). Как вы полагаете, почему произошли изменения во взглядах философа? В каком направлении изменялись его взгляды, к какому из типов мировоззрения относится первое высказывание, какова наиболее обобщающая характеристика второго высказывания?

  3. В своих воспоминаниях Л. Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирал библиотеку, рисовал детям картинки, весело шутил, рассказывал забавные истории за ужином, заставлял сына читать полюбившиеся и выученные наизусть стихи.

    Правильно ли предположить, что эта деятельность была вызвана определенными потребностями? Свой ответ аргументируйте.

  4. А. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: на 85% — физиологические, на 70% — потребности в безопасности и защите, на 50% — в любви и принадлежности, на 40% — в самоуважении и на 10% — в реализации своего потенциала.

    Сделайте на основе этой статистики вывод о том, какие потребности удовлетворяются менее других: естественные, социальные или идеальные? Как вы думаете, с чем связано столь неравномерное удовлетворение различных потребностей? Для всех ли людей характерно такое распределение?

  5. Изучая мотивы деятельности, ученые определили, что одни из них могут действовать с высокой степенью силы, другие — со средней, третьи — с низкой, т. е. слабо действовать. Проанализируйте вашу личную учебную деятельность: какие мотивы в ней действуют и с какой силой? В ответе можете опираться на перечень мотивов учебной деятельности, данный ниже:
    • стремление к знаниям как к ценности,
    • уверенность в том, что знания пригодятся в будущем,
    • увлеченность процессом узнавания нового,
    • чувство ответственности перед родителями,
    • интерес к конкретному учебному предмету,
    • стремление завоевать авторитет конкретного учителя,
    • интерес к общению с учителем и одноклассниками на уроках по данному предмету,
    • стремление к личному успеху,
    • желание получить хорошую оценку, похвалу.
  6. Немецкий поэт И. В. Гёте писал:

    Что значит знать?
    Вот, друг мой, в чем вопрос.
    На этот счет у нас не все в порядке.
    Немногих, проникавших в суть вещей
    И раскрывавших всем души скрижали,
    Сжигали на кострах и распинали.
    Как вам известно, с самых давних дней.

    Как бы вы определили философский смысл приведенных строк? Какими примерами вы могли бы подтвердить или опровергнуть авторскую позицию? Сравните поэтический текст Гёте и собственный прозаический текст и сделайте выводы.

  7. Проанализируйте следующую таблицу, сделайте необходимые выводы.

Факторы социального поведения

Факторы социального поведения

Раздел II. Основные сферы общественной жизни

  1. Используя знания из курсов истории и литературы, продемонстрируйте примеры взаимодействия традиций и новаторства в культуре.
  2. Приведите конкретный пример явления массовой культуры. Выделите в нем соответствующие признаки и объясните, каким образом оно воздействует на потребителя.
  3. Попробуйте самостоятельно разработать конкретную модель произведения одного из жанров массовой культуры. По законам жанра определите, каков должен быть главный герой, что обязательно должно присутствовать в сюжете, какой должна быть развязка и т. д.
  4. Назовите произведения элитарной культуры. Объясните, почему вы отнесли их именно к ней. Покажите, как они взаимодействуют со сферой массовой культуры.
  5. Российский ученый, лауреат Нобелевской премии академик Ж. И. Алферов вскоре после награждения заявил, что если бы Нобелевская премия существовала в XVIII в., то первую следовало бы дать Петру Великому за построение системы образования по триаде: гимназия — университет — академия.

    Обоснуйте, опираясь на современный опыт, сущность и значение этой триады.

  6. Какие народные пословицы и поговорки осуждают лень, недисциплинированность и безответственность? Воспользуйтесь сборником пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем.
  7. Во многих странах мира обсуждается вопрос о разрешении эфтаназии, т. е. умерщвления неизлечимого больного по его просьбе, а в случае хронического бессознательного состояния — по просьбе его родственников. Как, по вашему мнению, может повлиять законодательное разрешение эфтаназии на нравственное сознание общества?
  8. Найдите в справочных изданиях по религиоведению, например в словаре «Религии народов современной России» (М.: Республика, 1999), понятия, относящиеся к нравственным учениям христианства, ислама, буддизма и иудаизма. Сопоставьте их и выделите их общее или сходное содержание.
  9. Каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства? Почему искусство называют «образным познанием»?
  10. Перечислите характерные черты искусства. Покажите, как они проявляются на конкретных примерах.
  11. Многие отечественные политики и представители деловых кругов России видят экологию лишь в свете огромных капитальных вложений и штрафов за загрязнения. Свою бездеятельность объясняют тем, что экология — удел богатых стран, до которых России далеко. Поддерживаете ли вы подобную точку зрения? Какова ваша позиция?
  12. Придумайте новый вид товара или услуги, который пользовался бы в XXI в. широким спросом потребителей независимо от пола и возраста.
  13. Возможно ли функционирование свободной рыночной экономики при авторитарном политическом режиме? Свой ответ аргументируйте.
  14. «Культура,— писал Ж.-П. Сартр,— никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека — в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое лицо». Что имел в виду автор? Во всем ли можно с ним согласиться? Способна ли культура спасти человека?
  15. На что, по вашему мнению, может опираться мораль в бизнесе: на воспитание, моральную ответственность, религию, совесть?
  16. Рынок в России нередко характеризуют как «дикий», «нецивилизованный». Что бы вы могли предложить для развития цивилизованных рыночных отношений в нашей стране?
  17. Кто, на ваш взгляд, в наибольшей степени заинтересован в поддержке свободного предпринимательства: власть, граждане, банкиры, безработные, работники государственных предприятий, налоговые органы, политики? Аргументируйте свой выбор.
  18. Опираясь на изученный материал об экономической сфере жизни общества, приведите примеры социальных групп, связанных с различными формами собственности и различным положением в общественной организации труда.
  19. Как вы думаете, какие социальные ценности сравнил французский писатель и философ Вольтер, утверждая: «Не неравенство тягостно, а зависимость»? Разделяете ли вы данную точку зрения?
  20. Вспомните одно из известных творений А. С. Пушкина и постарайтесь определить, можно ли назвать Евгения Онегина после его приезда в деревню маргиналом. Обоснуйте свое мнение.
  21. Изложите свою точку зрения на положение в современной России представителей разных профессий. Для этого разместите на различных ступеньках социальной лестницы следующие профессии: сталевар, предприниматель, юрист, летчик, шофер, официант, менеджер, учитель, продавец, брокер, врач, банкир, инженер, ученый.
  22. Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики:
    • обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным;
    • возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства;
    • подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.
  23. Обдумайте приведенные ниже высказывания. Первое принадлежит немецкому мыслителю Г. Лессингу: «Я вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими», второе — русскому физиологу И. М. Сеченову, который отмечал, что основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать не зависят ни от расы, ни от географического положения: «Только при этом становится понятным сознание нравственного и умственного родства между всеми людьми земного шара, к каким бы расам они ни принадлежали».

    Как по вашему мнению, может ли влиять национальность на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой? Свой ответ аргументируйте.

  24. Английский писатель Э. Берджесс характеризовал семью как «единство взаимодействующих личностей». Сделайте из этой характеристики вывод: как автор рассматривал семью — как социальный институт или как малую группу?
  25. При изучении темы вы познакомились с данными о том, что в России увеличивается количество семей, где бюджетом заведует женщина. Отдельные исследователи объясняют этот факт тем, что в России достаточно велико количество семей со скудным семейным бюджетом, с вечной нехваткой денег В таких семьях мужчины весьма охотно передоверяют семейный бюджет женщине. Однако при возрастании доходов семьи они берут семейный бюджет в свои руки.

    Опираясь на опыт своей семьи, семей своих знакомых, подберите аргументы для подтверждения этих выводов или обоснуйте возможность усомниться в них. Смоделируйте свое будущее поведение в семье в качестве супруга или супруги. Какую позицию в отношении распоряжения семейным бюджетом заняли бы вы?

  26. В одном из классов прошло обсуждение вопроса «Чем является для меня моя семья и что она для меня значит?». Среди высказанных соображений были следующие: «Семья — это самые родные, близкие люди», «Семья — это вся моя жизнь. Я учусь у родителей очень многому, чему не научился бы сам», «В семье я научился думать», «Для меня семья — это большой коллектив. Если что-нибудь нужно сделать, мы делаем всей семьей». К каким мнениям вы могли бы присоединиться? Почему? Как вы сами ответили бы на поставленный вопрос?
  27. Как вы понимаете следующие слова американского писателя XIX в. Р. Эммерсона: «В молодости мы бываем реформаторами, а в старости — консерваторами. Консерватор ищет благосостояния, а реформатор — справедливости и истины»? Какие аргументы вы могли бы привести против или в защиту этого суждения?
  28. По материалам анкетных опросов, число молодых людей, постоянно интересующихся политикой, в возрасте 18—26 лет почти в три раза меньше, чем у поколения их родителей: соответственно 13,2 и 37,5%. Как вы думаете, почему?
  29. Попробуйте истолковать изречение польского писателя Станислава Ежи Леца: «Я не интересуюсь политикой, и это отнимает у меня много времени».
  30. Выскажите предположение о том, как установление того или иного политического режима отразится в каждом из компонентов политической системы.
  31. Вообразите, что вы организатор конкурса «Имею право». Какие темы очерков, рисунков, фотографий вы предложили бы желающим принять участие в этом конкурсе?
  32. Подготовьте небольшое сообщение об организации и деятельности местного самоуправления в вашем городе, поселке, селе и пр.
  33. Политологи отмечают, что положительно сказываются на отношении к политическому участию такие личностные качества, как высокий интеллектуальный уровень, развитый интерес к познанию, уверенность в себе, в своей компетентности, склонность к общению и стремление к самоутверждению.

    Как вы думаете, какие личностные качества являются предпосылкой «бегства» от политики? Свой ответ поясните. Дайте обобщенные характеристики политически активной и политически пассивной личности. Используйте в ответе материал § 24.

  34. Что из приведенного ниже относится к проявлениям демократической политической культуры:
    • ярко выраженный индивидуализм;
    • уважение чужого мнения;
    • недопущение каких-либо действий протеста и оппозиционных мнений;
    • ориентация на решение спорных политических проблем за столом переговоров;
    • убежденность в справедливости безграничной власти государства над личностью?

Раздел III. Право

  1. Составьте таблицу, в одной колонке которой изложите черты, сближающие мораль и право, в другой — черты, разделяющие их.
  2. Составьте схему под условным названием «Иерархическая лестница нормативных актов Российской Федерации». Расположите на лестнице нормативные акты в порядке возрастания их юридической силы.
  3. Правоведы при характеристике правомерного поведения отмечают, что большинство людей добровольно исполняют нормы права. При этом подчеркивается особая социальная ценность правомерного поведения.

    Раскройте высказанную правоведами мысль. В чем вы видите социальную ценность правомерного поведения?

  4. Подготовьтесь к проведению дискуссии в классе на тему «Существуют ли правонарушения, неопасные для общества?». Случай I. Двое старшеклассников переходили улицу, как положено, на зеленый свет светофора и, оказавшись на середине дороги, решили перебежать ее, несмотря на то что светофор переключился на красный свет. Водитель «жигулей», ехавший со скоростью, выше положенной, резко затормозил, и его вынесло на встречную полосу, по которой шел автобус. Шофер автобуса, отвлеченный перебранкой в салоне, на мгновение отвлекся, и машины столкнулись. К счастью, никто не пострадал, тем не менее виновные в дорожно-транспортном происшествии были привлечены к административной ответственности. Какие виды административных проступков привели к дорожно-транспортному происшествию? Как будет наказан каждый из правонарушителей? Аргументируйте свою точку зрения.

    Случай II. Группа подростков по инициативе и под руководством ранее судимого Николая К. похитила младенца — сына крупного коммерсанта — и шантажировала отца по телефону, угрожая вывезти ребенка за пределы страны, если тот не выплатит за освобождение мальчика большую сумму. Нанятая Николаем няня для присмотра за похищенным ребенком вскоре раскаялась и позвонила в милицию. Бандиты были арестованы.

    Докажите, что деятельность организованной группы является преступлением. Кто из соучастников этого преступления был его организатором, кто исполнителем и кто пособником? Ответ поясните. Учитывая смягчающие и отягчающие обстоятельства, определите возможные виды наказания каждого из соучастников. Аргументируйте ответ.

  5. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев могут свидетельствовать о низком уровне правовой культуры граждан:
    • незнание правовых норм;
    • незнание римского права;
    • неуважение к закону;
    • использование знания закона в корыстных интересах;
    • отсутствие юридического образования.
  6. Один из видов правомерного поведения ученые-юристы называют ненадежным. Как вы думаете, какой и почему? Свой ответ обоснуйте.
  7. Представьте, что вам предложили подготовить сообщение на тему «Для чего мы изучаем основы правовых знаний?». Каковы были бы основные тезисы вашего выступления? Подумайте, какие аргументы вы могли бы назвать в качестве главных. Свой ответ обоснуйте.
  8. Сравните два высказывания Л. Н. Толстого. Нет ли между ними противоречия? Объясните свою точку зрения. «Этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем».

    «Закон прогресса, или совершенствования, написан в душе каждого человека и только вследствие заблуждения переносится в историю. Оставаясь личным, этот закон плодотворен и доступен каждому, перенесенный в историю, он делается праздною, пустой болтовней, ведущей к оправданию каждой бессмыслицы и фатализма».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru