Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Практические выводы к § 19

  1. Расширяйте свой кругозор, следите за происходящими в обществе социальными изменениями, что поможет вам в выборе профессии и своего места в жизни.
  2. Занимайтесь самообразованием, приобретайте знания и умения, которые высоко ценятся на современном рынке труда (работа на компьютере, общение на иностранных языках).
  3. Воспитывайте в себе социально значимые качества, которые помогут вам «устоять» перед многими жизненными неприятностями: ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность и готовность постоянно учиться.
  1. Сформируйте свою позицию по вопросу о вступлении в брак и создании семьи.
  2. Не позволяйте вовлекать вас и ваших друзей в криминальные группировки, экстремистские политические организации, тоталитарные секты, сообщества наркоманов. Принимая решения, взвешивайте все за и против на весах разума и совести.

Документ

Из работы современных российских ученых Е. А. Скрипуновой и А. А, Морозова «О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследованиях)», в основе которой данные социологического опроса, проводившегося в 1999 г.

Сферы жизни, которые вызывают беспокойство при мысли о будущем (в % к опрошенным)

Сферы жизни, которые вызывают беспокойство при мысли о будущем

Вопросы и задания к документу

  1. Определите иерархию сфер жизни для каждой из представленных возрастных групп.
  2. Сравните полученные данные. Как меняются те или иные предпочтения в течение жизни?
  3. На примере 2—3 представленных сфер проследите, как меняется отношение к одним и тем же проблемам в зависимости от возраста. В чем вы видите причины этих изменений?
  4. Используя материал параграфа и документа, составьте социальный портрет российской молодежи. Подумайте, какие черты вы бы отметили как главные. Почему?

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные социальные проблемы нашего общества?
  2. Какие из них, по вашему мнению, наиболее актуальны для молодежи?
  3. Каковы основные социально-психологические особенности молодежи как социальной группы?
  4. Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?
  5. Что можно считать показателем социальной зрелости человека?
  6. Какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников?
  7. Что включает понятие «молодежная субкультура»?
  8. В чем особенности субкультуры российской молодежи?

Задания

  1. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев позволяют определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребенка, способность отвечать перед законом. Подумайте, какие еще критерии вы могли бы назвать в качестве главных. Аргументируйте свой ответ.
  2. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел»? Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.
  3. Согласны ли вы с мнением, что молодежь лучше приспособилась к условиям современной российской действительности, чем представители старших поколений? Приведите примеры.
  4. Как вы думаете, существует ли отличие основных жизненных целей и ценностей молодежи в разных странах? В данном параграфе содержится материал о российской молодежи. Предлагаем вам для сравнения данные немецких социологов: «В Германии проживает около 6 млн молодых людей в возрасте от 14 до 21 года. Их любимые занятия: спорт, поход в кино, прослушивание музыки, посещение дискотеки, «просто болтаться без дела». Самые большие тревоги они связывают с безработицей, ухудшением окружающей среды, преступностью, правым радикализмом, враждебностью к иностранцам, насилием среди молодежи. Желания, связанные с будущим: 75% хотели бы когда-нибудь жениться (выйти замуж), 83% желают иметь детей» (Молодежь: Цифры. Факты. Мнения.—1996.—№ 1. С. 144).

    Какие выводы вы можете сделать на основании приведенных материалов? Почему? Объясните свой ответ.

Мысли мудрых

«Молодость — это время для усвоения мудрости, старость — время для ее применения».

Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), французский мыслитель, писатель и педагог

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru