Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Практические выводы к § 18

  1. Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится в каждой новой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, его нравственный облик.
  2. Постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемом впоследствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.
  1. Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого: создания порядка и уюта в подъезде, лифте, озеленения своего двора, бережного отношения к новой детской площадке, столам и скамейкам, поставленным у дома... В ваших силах заметить еще очень много важных вещей, где нужны заботливые руки и теплые сердца.

Документ

Из работы русского педагога, писателя, журналиста А. Н. Острогорского «Образование и воспитание».

    В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьей, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер... Но жизнь семьи, ее нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад ее, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

    ...В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает свое сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку, всегда содержат рассказ о глубоких следах, оставленных в них пережитыми впечатлениями. Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живет в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд — и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причем все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,— и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи — ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семейном быту. Вместо литературных, эстетических, общественных разговоров слышатся речи о картах, домашнем хозяйстве, проделках прислуги, наживе, костюмах и пр. Если есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказывают, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и такие, которые охраняют «святая святых» от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях живут любовь и согласие... в них верят в добро и правду... В этих семьях дети — радость... тогда как в других они — лишние рты, обуза, помеха устроиться, ими тяготятся, и дети живут в загоне и пренебрежении.

Вопросы и задания к документу

  1. В чем основная идея документа?
  2. Какая социальная функция семьи в центре внимания А. Н. Острогорского? Чем его описание этой функции дополняет текст параграфа?
  3. Как характеризует автор влияние общества на семью?
  4. Какие выводы из прочитанного текста можно сделать для понимания взаимосвязи семьи и общества?
  5. Как вы думаете, почему данный текст, написанный около ста лет назад, не потерял своей актуальности?

Вопросы для самопроверки

  1. В чем основное назначение семьи как социального института?
  2. Каким образом общество влияет на семью? Приведите конкретные примеры.
  3. Перечислите функции семьи. Поясните, в чем они заключаются.
  4. Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?
  5. Какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе?
  6. Чем патриархальная семья отличается от семьи партнерского типа?
  7. Какой смысл вкладывают в понятие «культура топоса»?
  8. Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт?
  9. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей? Как эта задача решается?

Задания

  1. Средняя семья в России состоит из 3,2 чел. Обеспечено ли в такой ситуации воспроизводство населения? Поясните свой ответ.
  2. Можно ли утверждать, что рост материального благосостояния семьи всегда ведет к повышению нравственной воспитанности выросших в ней детей? Свой ответ аргументируйте.
  3. Смерть от болезней сердца постигает людей бессемейных в 3,5 раза чаще, чем живущих в кругу семьи. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Даже в сравнительно юном возрасте (20—30 лет) смертность среди холостяков на 25% выше, чем среди женатых. Какие выводы можно сделать из этой статистики?
  4. Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?

Мысли мудрых

«Семья — это кристалл общества».

В. Гюго (1802—1885), французский писатель

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru