Учебник для 6 класса

ОБЖ

       

Приложение 1. Упражнения для развития психических процессов

Упражнения для развития внимания

1. Два-три ученика садятся перед классом на стулья. Ведут себя естественно.

Некоторое время на них не надо обращать внимания, чтобы дать им возможность успокоиться и привыкнуть к обстановке. Затем учитель предлагает классу, в том числе сидящим на стульях, рассказать о всех событиях, которые произошли в комнате. Это могут быть скрип стула, падение тетради или книги, передвижения или какие-то другие действия ребят и учителя, покашливание, смех, взгляды, перемены поз и пр.

2. Часто в жизни вы не замечаете самых простых вещей. Поэтому рассмотрите хорошо знакомые вам предметы, например свой портфель, рюкзак, туфли, руки, и расскажите о тех деталях, на которые раньше не обращали внимания. Опыт показывает, что их бывает больше, чем вы предполагали.

3. Ученик садится на стул перед классом и объявляет всем, на чём он намерен сосредоточиться, например на шуме улицы. Все находящиеся в классе тоже начинают прислушиваться, чтобы потом оценить, насколько этот школьник был внимателен. В процессе сосредоточения внимания обычно обнаруживается, что слышались и другие звуки (шумы в комнате, за дверью, своё сердцебиение и др.). Через 5—7 минут ученик должен рассказать о том, что он слышал. Чем больше звуков он перечислит, тем лучше. Все остальные выступают в качестве экспертов. Затем место на стуле занимает другой ученик. Рассказы учеников сравнивают и оценивают.

4. Один ученик читает вслух страницу книги или отрывок из газеты. Остальные активно мешают ему, стараясь отвлечь его от чтения шумом, разговорами, остротами. Выполняющий упражнение должен суметь сосредоточиться на объекте внимания, вникнуть в смысл читаемой страницы настолько, чтобы затем рассказать о прочитанном.

Упражнения для развития наблюдательности

1. Посмотрите на рисунки. Постарайтесь найти на них все 20 отличий.

2. Посмотрите на рисунок (2—3 минуты) и ответьте на следующие вопросы.

  • Вверх или вниз по течению идёт пароход? Почему вы так считаете?
  • Какое время года изображено? Почему вам так кажется?
  • Глубока ли река в этом месте? Обоснуйте свой ответ.
  • Далеко ли, по вашему мнению, до пристани? Если да, то обоснуйте.
  • На этом ли берегу находится пристань? Обоснуйте.
  • Имеются ли несоответствия в рисунке?

Если вы правильно ответили на 5 вопросов, то у вас хорошие показатели наблюдательности и способности устанавливать причинно-следственные связи; если ответили на 4 вопроса, у вас средние показатели; если ответили на 2—3 вопроса — плохие показатели.

3. Одному ученику предлагают внимательно осмотреть класс в течение нескольких секунд и затем, отвернувшись, ответить на вопросы.

  • В какой последовательности сидят школьники? Кто в костюме? Кто в спортивной одежде? Кто в платье?
  • Что делал тот-то и тот-то?
  • Кто улыбался?
  • Какие книги лежат на столах?
  • Кто как пострижен?
  • Кто отсутствует?

4. Одного ученика просят выйти из класса. В это время несколько других школьников выстраиваются в ряд. Ученик входит в класс и рассматривает своих товарищей 15 секунд. После чего он выходит из ком-паты. В это время стоящие меняются местами, элементами одежды, изменяют позы.

Задача ученика: вернувшись в класс по приглашению, устранить изменения.

Упражнения для развития ощущений

Для развития осязания

1. Положите на стол несколько предметов и накройте их непрозрачной тканью. Определите на ощупь (через ткань) каждый из этих предметов, назовите их.

2. Возьмите в руки какой-нибудь предмет, например спичечный коробок, и старайтесь как можно внимательнее ощупать его. Почувствуйте его форму и поверхность, попробуйте описать, чем отличаются на ощупь чёрные бока коробка от его верха и низа. При этом старайтесь не смотреть на предмет. Вы должны знать, что пальцы человека «помнят» привычные предметы, такие, например, как мяч, карандаш, ручка, лист, яблоко, стакан и др.

Упражнения для развития восприятия

Для развития точности восприятия времени

1. Школьникам даётся задание определить промежуток между первым и вторым ударом карандаша по столу учителя. Временные отрезки даются вначале с нарастанием (например, 7, 15, 27, 36, 43, 55 секунд), а затем вразброс (например, 45, 9, 17, 4, 29 секунд). Часами или секундомером пользуется только учитель.

Для развития глазомера

2. Посмотрите на спинку своего стула. Закройте глаза. Не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, проверьте. Посмотрите на тетрадь или книгу, лежащую на столе. Закрыв глаза, покажите поочерёдно несколько раз ширину стула, тетради, книги. Сделайте то же с открытыми глазами, затем с закрытыми.

Для развития слуха

3. Учитель даёт ученику команду отвернуться, затем спрашивает, по какому предмету он стучит карандашом. А теперь? Звуки разные: карандаш постукивает то по книге, то по столу, то по стеклу, то по руке, то по авторучке, то по часам.

Для развития навыков ориентирования в пространстве

4. Ученика, стоящего с закрытыми глазами, крутят то в одну, то в другую сторону. После этого просят показать, где юг, где восток и т. д.

Упражнения для развития памяти

1. Запомните пять предметов, лежащих на столе, и их взаимное расположение. Дайте характеристику, описание лежащих на столе предметов. Изобразите схематично в тетради предметы и их взаимное расположение. Время первоначального восприятия предметов — 30 секунд. Упражнение повторяют 6—8 раз. Время постепенно сокращают и доводят до 10 секунд.

За точное выполнение задания учащийся получает 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

2. Запомните предметы в комнате и их расположение. Изобразите схематично предметы в комнате.

Время первоначального рассмотрения предметов — 30 секунд. Упражнение повторяют 5—6 раз. Время выполнения его постепенно сокращают, доводя до 10 секунд.

За точное выполнение задания учащийся получает 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

3. Упражнение «Фотограф»: 5—6 человек принимают какие-нибудь позы или разыгрывают действие. По команде учителя они фиксируют своё положение, и каждый запоминает его. Тренируемый, стоявший до этого к группе спиной, поворачивается к ней лицом и в течение 10 секунд запоминает предложенную сцену. Учитель отсчитывает секунды каким-нибудь предметом. На десятый удар тренируемый вновь отворачивается, а группа выстраивается в шеренгу. На двадцатый удар тренируемый поворачивается и в течение 10 секунд расставляет группу в «сфотографированном» положении. Остальные ученики выступают в роли судей.

При «фотографировании» тренируемый должен несколько раз закрывать глаза и стараться несколько раз «увидеть» наблюдаемую сцену, а открывая их, сверять образ с действительностью. В процессе тренировок упражнение можно усложнять: увеличивать количество человек в группе, количество изменений в одежде, сокращать время на «фотографирование».

Упражнения для развития мышления

Для развития умения устанавливать взаимосвязи

1. Один ученик — «отгадчик» выходит из класса. Учитель распределяет между оставшимися 2—3 строчки какого-нибудь известного детского стихотворения (начать можно с 1—2 строчек) так, чтобы на каждого ученика приходилось по одному слову. «Отгадчик» входит в класс. По команде учителя все ученики хором произносят свои слова стихотворения.

«Отгадчик» должен определить, какие строчки были произнесены и из какого стихотворения. Если сразу это не удаётся, ему дают возможность прослушать ещё раз.

Для развития умения анализировать

2. Прочитайте слова каждого ряда, вычеркните лишнее и скажите, что объединяет оставшиеся слова:

собака, корова, овца, лось, кошка;
Енисей, Ока, Москва-река, Лена, Байкал.

Для развития гибкости мышления

3. К каждому из приведённых слов подберите слово противоположного значения:

        тонкий — ...
        грязный — ...
        тупой — ...
        чужой — ...
        крупный — ...
        младший — ...
        закат — ...
        твёрдый — ...
        поднимать — ...

Для развития умения обобщать

4. Назовите общий признак следующих пар слов: медь — золото; воробей — соловей; Солнце — Земля; автобус — трамвай; стол — шкаф; щука — акула; репа — морковь; ручка — карандаш; кукла — плюшевый мишка.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru