Учебник для 5 класса

ОБЖ

       

3. Как научиться выявлять и предвидеть опасности

Опасные, в том числе экстремальные и чрезвычайные, ситуации могут возникать внезапно, например смерч или ураган, или развиваться постепенно, как при весеннем половодье. Они могут нас застать в самой привычной обстановке — на улице, дома или в школе, в лесу или на даче.

В одной из деревень Тверской области подростки нашли взрывное устройство. При попытке его разобрать произошёл взрыв. Шесть человек получили ранения.

Подобные опасные ситуации часто называют случайными, непредвиденными, непредсказуемыми. Мы с тобой должны признать, что на самом деле это не всегда так. Разбирая взрывное устройство, подростки понимали, что это опасно, но пошли на риск. Следовательно, беда произошла не случайно. Такова же природа многих других несчастий, о которых часто передают по радио, пишут в газетах и сообщают в других средствах массовой информации. Будь дальновиден. Нарушишь правила безопасности, жди последствий, не беды, так неприятностей. И дома, и в школе не исключены травмы из-за неправильного пользования бытовыми приборами и лабораторным оборудованием, инструментами.

Запомни, многие опасные ситуации являются результатом нашей невнимательности, нашего незнания, каприза или непослушания. Это можно назвать самым важным уроком ОБЖ. Очень важно усвоить главные правила ОБЖ, понимать причины возникновения опасных ситуаций. Надо научиться прогнозировать события, предвидеть возможные угрозы, продумывать свои действия.

Это умеют хорошо делать специалисты, чья работа проходит в условиях высокого риска: лётчики и моряки, шахтёры и геологи, спасатели и пожарные. Стараются избежать неприятных ситуаций грибники и рыбаки, туристы и просто взрослые люди при выходе из дома: как одеться по погоде, выбрать лучший маршрут, взять с собой зонтик и т.д. Бери с них пример.

Прежде чем выйти из дома, обязательно подумай о следующем.

  • Всё ли, что может тебе понадобиться, взято с собой (ключи, деньги на проезд? другие вещи)?
  • Всё ли закрыто и выключено (дверь, окна, газ, свет, вода, утюг, другие электрические приборы)?
  • Предупреждены ли родители или друзья о твоих планах, о маршруте и времени возвращения?

Лётчики, прежде чем подняться в воздух, изучают методы спасения на земле и на воде. Специальные страховочные пояса используют и верхолазы, и альпинисты, работающие на большой высоте, и артисты цирка, выполняющие сложные трюки.

Для тебя таким «страховочным поясом» должны стать знания, умения и навыки, полученные на уроках ОБЖ.

Как избежать опасности, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты разных профессий выработали множество подсказок, рекомендаций и требований, которые ты наверняка видел в транспорте и на улицах города. Вспомним некоторые из них:

«Огнеопасно», «Осторожно: высокое напряжение!», «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран».

Такие подсказки и рекомендации напоминают нам об опасностях, помогают поступать разумно, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь!

С давних времён старшие поколения передавали младшим правила безопасного поведения, стараясь уберечь потомков от бед и несчастий.

Одна из самых древних форм «рекомендаций по ОБЖ» заключена в пословицах и поговорках о безопасном поведении. Вспомним некоторые из них:

«Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся».
«От глупого риска до беды близко».

Надо учиться на чужих ошибках, понимать их. Это поможет предвидеть, чем обернётся та или иная ситуация. Задумаемся ещё раз о том, чему нас учит народная мудрость.

«Не зная броду, не суйся в воду».
«Мала птица, а и та своё гнездо бережёт».
«Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает».
«Не дразни собаку, так не укусит».

Для того чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности, нужно развивать наблюдательность, постоянно пополнять свои знания о законах окружающего мира, внимательно изучать дисциплину ОБЖ, советоваться по всем сложным вопросам с родителями и профессионалами, анализировать свои ошибки и соблюдать рекомендации по безопасному поведению. Если возникают вопросы, надо находить на них правильные ответы.

Вопросы

  1. Приведи пример социальной опасной ситуации.
  2. Можно ли предвидеть опасную ситуацию? Можно ли её избежать?
  3. Закончи предложение: Многие опасные ситуации являются результатом...
    1. Невнимательности
    2. Незнания
    3. Предусмотрительности
    4. Храбрости
    5. Непослушания
  4. Ситуационные задачи.
    1. Миша отправился вечером в гости к своему приятелю, который жил за городом. Он торопился и перепутал номер автобуса и уехал в другую сторону. На обратный билет у него не было денег, он их забыл дома, забыл и мобильный телефон. Что должен был сделать Миша, чтобы избежать такой неприятной и возможно опасной ситуации?
    2. Кто-то разжёг костер на чердаке старого дома. Какие последствия мы можем прогнозировать? Возможна ли гибель людей?

Задания

  1. Рассмотри рисунки и ответь на вопросы:
    • Какие опасные и чрезвычайные ситуации могут возник-нуть в каждом случае?
    • Что нужно сделать, чтобы избежать неприятностей, беды?
    • Когда человек может попасть в неприятную ситуацию?
  2. Объясни пословицу: «Есть смелость, нужна и умелость».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru