В последние годы жизни и творчества Лермонтов уже ничего не хотел и уже ничего не просил для себя ни у Бога,
ни у мира. Он не нападает на миропорядок, а защищается и смотрит на него, по-прежнему не принимая, хладнокровно, почти безучастно и с презрением. Этот взгляд
на мир отразился и в его любовной лирике, в частности
в последнем стихотворении «Нет, не тебя так пылко я
люблю...» (1841).
1
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
2
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
3
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Вопросы и задания
Как Вы понимаете начало стихотворения? К кому обраще-
но оно: к живому или уже умершему человеку? Кого ищет
и видит лирический герой в облике нелюбимой женщины?
Согласны ли Вы с размышлениями литературоведа о том,
что поэтическая мысль прошла три стадии: отказ от люб-
ви, погружение в себя, воспоминание о прошлом и о том,
что перед нами — трагическая судьба лирического «я»?
Какие слова помогают реализовать идею трагической
судьбы?