|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 9 класса ЛИТЕРАТУРАСтихотворение «Смерть Поэта»Стихотворение «Смерть Поэта» написано сразу после
кончины Пушкина, лишь только весть о ней облетела
Петербург. Оно представляет собой лирический монолог,
в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко
меняющихся по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. С одной стороны, возвышенная, декламационная лексика, восходящая к
жанру оды, с другой — плавная, задумчивая речь с воспоминаниями, размышлениями, сожалениями, обычная
в элегии.
С одной стороны, обличительные эпитеты, броские и негодующие: Не вынесла душа поэта
С другой стороны, слова и образы, взятые из элегий: Замолкли звуки чудных песен,
Гневная инвектива1 сменяется рассказом («Его убийца
хладнокровно...»), затем элегическим размышлением, затем снова ораторской речью, элегией и опять декламацией ( « А вы, надменные потомки...»). Ритм и речь передают нервное состояние и страстное переживание исполненного негодования и чрезвычайно взволнованного поэта.
Лермонтов вспоминает в стихотворении и другого поэта — Ленского из романа «Евгений Онегин», образ которого должен подтвердить трагическую участь Пушкина и
типичность трагедии певца. Это свидетельствует о том,
что Лермонтов писал стихотворение и о гибели Пушкина,
и об уделе певца вообще — поэта, образ которого выдержан в романтических тонах. Лермонтов написал стихотворение не столько о Пушкине-человеке и Пушкине-поэте, сколько о Поэте-избраннике. Поздний Пушкин уже
далеко не соответствовал тому образу, который нарисован
Лермонтовым. Пушкин, которому «свет» действительно
наносил мелкие и «неотразимые обиды», призывал в стихах забыть о них и учил свою музу: «Хвалу и клевету
приемли равнодушно/ И не оспоривай глупца». Пушкин
умел возвыситься в стихах над хаосом, беспорядком, суетой. Он думал о жизни, а не о смерти и устремлялся
мыслью в будущее и к гармонии. Ему был чужд и образ
певца, одиноко противостоящего «толпе» и возвышающегося над ней («Один, как прежде...»).
Многие образы, обороты, контрастные сравнения, которые употребляет Лермонтов, создавая образ Поэта, расходятся с образами, оборотами, сравнениями, свойственными Пушкину. Во-первых, Пушкин избегал излишней «возвышенности», он не любил холодной «высокости», торжественной патетики. Его больше привлекала прозрачность стиля, точность, ясность и смелость выражений. Пушкину были совершенно чужды отвлеченные риторические формулы, которые составляют силу и энергию лермонтовского стиха: «Судьбы свершился приговор!», «Угас, как светоч, дивный гений,/ Увял тор- жественный венок», «Отравлены его последние мгновенья/ Коварным шепотом насмешливых невежд,/И умер он — с напрасной жаждой мщенья,/ С досадой тайною обманутых надежд», «И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь!» Таким образом, нарисованный Лермонтовым Поэт и совпадал, и не совпадал с реальным Пушкиным 1830-х годов. Все это придает «Смерти Поэта» приподнятость, высокую степень обобщенности. Конфликт Поэта с окружающим миром выглядит трагически неразрешимым. 1 Инвектива — негодующее высказывание, обличение.
|
|
Узнать стоимость написания
|