Учебник для 9 класса

ЛИТЕРАТУРА

       

Мастерство А. Н. Островского

Мастерство большого художника может представлять интерес с двух точек зрения.

Можно, во-первых, в творчестве каждого большого художника обнаружить общие закономерности, во-вторых, изучить прежде всего то, что составляет его своеобразие, его вклад в развитие данного вида искусства.

В чем состоит вклад А. Н. Островского в развитие драматической литературы? Знаменитый ответ Добролюбова на этот вопрос гласит: в том, что Островский писал «пьесы жизни». На первый взгляд ответ может показаться слишком общим. Да, Островский писал пьесы жизни. Но разве до него Еврипид и Аристофан, Шекспир и Мольер, Фонвизин и Гоголь не писали пьес жизни? Разве, если взглянуть на развитие драмы после Островского, пьесы Чехова и Горького — это не пьесы жизни? Разве, наконец, драма вообще не представляет собой воспроизведение жизни в формах самой жизни?

Своеобразие драматизма в «пьесах жизни» Островского в том и состоит, что их движущую силу составляет «протест, явственно выдающийся из самого положения вещей, из того невыносимого противоречия, в котором находится действие или требование, послужившее для драмы основой, с его обстановкой».

Островскому потому и удалось драматургически освоить современную ему действительность, что он, как гениальный художник, как драматург по всему складу своего художественного мышления, сумел открыть генеральный драматический конфликт эпохи, сумел обнаружить новую природу драматизма, заключенную в реальных общественных противоречиях времени.

Пьесы Островского потому и были «пьесами жизни», что действие их двигали конфликты, открытые драматургом в самой действительности «темного царства». «Быт этого темного царства,— писал Добролюбов,— так уж сложился, что вечная вражда господствует между его обитателями. Тут все в войне...»

А. Н. Островский властью художника взломал замки в домах самодуров, широко распахнул двери и дал своим читателям и зрителям возможность «посмотреть их в семье» — там, где человек меньше всего притворяется и лучше всего узнается.

...Что такое быт? Установившийся порядок жизни, освященный традицией, соблюдаемый по инерции, охраняемый косной силой привычки. Быт — это покой. Уже по одному этому, казалось бы, быт противопоказан драме или, в крайнем случае, может быть допущен в нее в качестве фона. Но в том-то все и дело, что Островский сумел разглядеть за кажущейся неподвижностью быта вызревающие в нем противоречия, которые неминуемо должны были нарушить равновесие и обнаружить непрочность того, что казалось таким стабильным, добротным и нерушимым.

Бытовые противоречия раскрываются в пьесах А. Н. Островского в конечном счете как противоречия социальные («Кто хочет узнать какой-нибудь народ, тот прежде всего должен изучить его в его семейном, домашнем быту». В. Г. Белинский).

По книге Е. Холодова «Мастерство Островского»

Вопросы и задания

  1. В какой семье вырос А. Н. Островский? Как началось его учение?
  2. Какое произведение принесло ему первый успех?
  3. Какая пьеса была лучшей в период сотрудничества Островского с журналом «Москвитянин»? О чем она?
  4. Какие пьесы были посвящены актерам? Какие из них Вы читали?
  5. Каковы заслуги А. Н. Островского как общественного деятеля?
  6. Что значат «пьесы жизни» А. Н. Островского? Что писал Н. А. Добролюбов о быте «темного царства»?
  7. Прочитайте пьесу А. Н. Островского «Бедность — не порок», подготовьтесь рассказать ее содержание или написать отзыв на прочитанное или дайте письменную характеристику одного из персонажей пьесы (на выбор).
  8. К какому периоду жизни и творчества А. Н. Островского относится пьеса «Бедность — не порок»?
  9. Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?
  10. Какова суть конфликта пьесы? Почему Гордей Торцов выступает «злодеем» и под чьим влиянием он находится? По каким причинам Островский дает ему возможность исправиться?
  11. Что представляют собой Любовь Гордеевна и Митя? Расскажите о них. Счастливым или печальным концом завершается комедия и почему?
  12. Как раскрываются бытовые противоречия в пьесах Островского? Приведите примеры из прочитанной вами пьесы.
  13. Можно ли считать эту пьесу Островского «пьесой жизни»? Обоснуйте свой ответ, исходя из прочитанной пьесы и статьи литературоведа Е. Холодова.
  14. Какой герой этой пьесы Островского помогает разрешить все противоречия?

Обогощайте свою речь

  1. Вы прочитали пьесу «Бедность — не порок» А. Н. Островского. Чем интересен язык этого произведения? Понаблюдайте за особенностями речи каждого персонажа. Можно ли сказать, что, читая текст пьесы, мы погружаемся в стихию народной речи? Приведите примеры.
  2. Как Вы понимаете приведенные ниже слова и выражения действующих лиц пьесы? Как бы Вы построили эти фразы сегодня?

    — Будет, будет вам плакать-то!

    — Кабы не жаль, так бы я не плакала.

    — Сами же, глядя на ее житье горемычное, убиваться станете.

    — Не хочу я супротив отца идти...

  3. Подготовьте инсценированное чтение отрывка пьесы, обыграв при этом особенности языка персонажей.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru