ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 9

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Если ясной безлунной ночью вам доведётся оказаться вдали от крупных населённых пунктов и сопутствующей им «искусственной засветки» неба, то наверняка вы хоть на минуту остановитесь, заворожённые грандиозным видом звёздного неба. Если вам хотя бы мимолетно знакомо такое ощущение, вы легко поймёте людей, которые сохранили его на всю жизнь и зачастую готовы прилагать значительные усилия и средства для рассматривания неба.

Немногие науки могут похвастаться таким всемирным фанклубом, как астрономия. В мире чуть больше 10 тысяч профессиональных астрономов. Столько же любителей в одной только России. Современная любительская астрономия — это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи долларов: покупают телескопы, оборудуют обсерватории, путешествуют в погоне за редкими небесными явлениями. Некоторые любительские устройства ничем не уступают профессиональным.

И всё же для приобщения к звёздам необязательно обзаводиться дорогими инструментами. На первых порах вполне достаточно и невооружённого глаза. Возьмите простейшую звёздную карту и попробуйте отыскать на небе обозначенные на ней созвездия. Между прочим, это довольно увлекательное занятие. По ходу дела вы непременно заметите вспышки «падающих звёзд». Это сгорают крошечные метеорные частицы, вторгающиеся в атмосферу со скоростью в десятки километров в секунду. Особенно много таких частиц видно около 10—12 августа, когда Земля встречается с Персеидами, одним из богатейших метеорных потоков. В эти дни метеоры летят буквально каждую минуту. Опытные любители астрономии мгновенно определяют его блеск, цвет, направление, скорость, длину и даже могут нанести его траекторию на звёздную карту. Кстати, такие наблюдения, при грамотной обработке, позволяют оценить плотность метеорного потока и уточнить его орбиту вокруг Солнца. Так что даже без телескопов любители астрономии могут принести пользу науке. (250 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Вид звёздного неба завораживает, особенно вдали от города

2 - В мире чуть больше 10 тысяч профессиональных астрономов и гораздо больше любителей астрономии

3 - Наблюдать за звёздами можно даже без дорогостоящего оборудования

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Угра — одна из лучших малых рек средней России: широкая, полноводная, упругая, с довольно сильным течением и потому чистая, с песчаным дном, не заросшая у берегов, то крутых, то плоских и всегда чистых, крепких. (2) Чудесно было войти в прохладную воду, смыть кровь и комариные трупы, лечь на спину, закрыв глаза, и отдаться течению.

(3) Мы долго сидели на берегу под вязами. (4) Комары пропали.

(5) Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.

(6) Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7) Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8) Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9) Мы перестали сопротивляться. (10) Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11) Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

(12) Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13) Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14) Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и неразделимы тела. (15) Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными маневрами подросток. (16) Он отставал и панически кидался вослед остальным, чтобы снова присохнуть к боку матери. (17) И возник другой образ. (18) Манерно изогнутые шеи, тупая кротость во взоре, вон уже и венчик нимба зрится над каждой плоской головой — четыре кротких библейских овна парят над землёй, чуть касаясь её маленькими копытцами. (19) Они враз начинают ощипывать траву, враз прекращают и выписывают новый немыслимый и ничем внешним не спровоцированный зигзаг. (20) Их до подлости смиренное, отвергающее даже намёк на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку. (21) Появилась «молодая» с ведром в руке, налила воды в колоду и что-то крикнула овцам. (22) Те на всём бегу красиво вскинулись на дыбки, повернулись на задних ногах и, колесом изогнув шеи, помчались к колоде, только малыш не справился с разгоном, проскочил вперёд и перепуганно, во все лопатки кинулся вдогон.

(23) Спал я на террасе, а набитое звёздами громадное небо вытянуло меня наружу и поместило в пространстве. (24) Оно было таким же, как в детстве, когда я спал в сухотинском яблоневом саду или под стогом в ночном, во всю сферу, не пригашенное никаким светом с земли, оно переливалось, мерцало, ворошилось, мигало, пульсировало, жило, и лишь Млечный Путь оставался недвижим.

(25) И была великая тишина, а я — постоянный житель Подмосковья — забыл о беззвучном мире.

(По Ю. Трифонову)

А11 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему для автора Угра — одна из лучших малых рек средней России?»

  1. В ней много рыбы.
  2. Это его родные места, которые ему дороги.
  3. Её быстрое течение делает воды очень чистой.
  4. В этой реке легко плавать, так как течение её неспешно.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «молодой» (предложение 13).

  1. нестарая женщина
  2. хозяйка
  3. недавно вышедшая замуж женщина, которая только приступает к ведению хозяйства
  4. юная

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является оксюморон.

  1. ... Слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек.
  2. Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.
  3. Появилась «молодая» с ведром в руке, налила воды в колоду и что-то крикнула овцам.
  4. Оно [небо] было таким же, как в детстве, когда я спал в сухотинском яблоневом саду или под стогом в ночном...

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПАСТБИЩА (предложение 12) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове ОТДАТЬСЯ (предложение 2) второй звук — [д].
  3. В слове РОССИИ (предложение 1) мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой И.
  4. В слове ЗАРОСШАЯ (предложение 1) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с проверяемой парной согласной в корне.

  1. наклонивший
  2. на дыбки
  3. отбуйствовать
  4. манёврами

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением — «приближение»?

  1. Подмосковье
  2. превратило
  3. пригашенное
  4. жертвоприношение

А7 В каком слове правописание гласной суффикса определяется тем, что эта же гласная пишется в неопределённой форме?

  1. просвечивали
  2. послышался
  3. выписывают
  4. отвергающее

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово НЕВЕСТЬ из предложения 20 стилистически ней тральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ (предложение 7), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 5.

В4 Среди предложений 20—25 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при вводном слове.

Вокруг каждого из нас, (1)а сидели мы на пристроенной к избе терраске,(2) реяло плотное облачко. Казалось,(3) то парят зернышки граната:(4) раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Они вскоре поняли(1), что ошиблись,(2) и,(3) распалённые злобой,(4) вернулись назад.

В8 Среди предложений 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 3—11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-3; А2-3; АЗ-1; А4-4; А5-2; А6-4; А7-2.

Б1-неизвестно; Б2-жизненный субстрат; Б3-ветерок заставил; Б4-25; Б5-3; Б6-4; Б7-1,2; Б8-12; Б9-7.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного языковеда Виктора Владимировича Виноградова: «Едва не ярче всего богатство русского языка обнаруживается в его лексике, в его словарном составе».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Русский язык богат, ярче всего это богатство проявляется в разнообразии словарного состава.

Примеры

Примеры слов, которые автор использовал в тексте. Обратить внимание на многозначные слова, слова книжные и разговорные.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru