ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 5

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

В XIII столетии пространственные перемещения, даже в сердце цивилизованного западного мира, были непредсказуемы и чреваты опасностями. Человек, всего лишь побывавший на «другой стороне» Средиземного моря, вызывал у современников целую гамму чувств — любопытство, смешанное с недоверием и завистью. Марко Поло не был первым европейцем на Дальнем Востоке, но он первым рассказал о том, что увидел во время путешествия. И сразу после появления его «Книги» у читателей возникли сомнения — да не врёт ли купец? Пристрастное изучение описаний Поло показывает: он был правдив, когда рассказывал о Китае, но многое присочинил, когда писал о сопредельных с ним странах.

Сомнения в том, что наш герой действительно путешествовал в Китай, имеют под собой основания. В «Книге» масса ошибок, домыслов, преувеличений и пропусков. Современный человек, живущий на Земле, лишённой белых пятен, покоривший оба полюса, развивающий космический туризм и лишь изредка верящий в инопланетян или глобальное потепление, не всегда понимает, как работало сознание средневекового купца-путешественника. А «Книга» Марко Поло — повествование купца XIII века. Тогдашнее «повествование» подразумевало сознательное включение в текст диковин. Тут и «тёмные острова», где никогда не бывает солнца, и люди с собачьими головами, и неправдоподобно огромные рыбы... Они сами возникают в памяти рассказчика, когда речь заходит о непривычном укладе жизни.

В Европе XIII века книги ещё не печатали, а переписывались от руки, и их, естественно, было мало. Зато в тех, что существовали, теснятся порождения ума сколь проницательного, столь и мало знающего о другом, внешнем мире. Возможно, авторы и старались добросовестно рассказать о новых землях, но повествование приукрашивали плодами собственной фантазии.

Значит, и в «Книге» Марко Поло нереальные образы соответствуют законам жанра. (255 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - В XIII столетии только благодаря повествованиям путешественников можно было узнать о жизни в других странах

2 - В книге Марко Поло о путешествии в Китай наряду с правдой много ошибок, домыслов, преувеличений и пропусков

3 - В то время авторы и переписчики рукописных книг часто приукрашивали истину и добавляли собственные фантазии

4 - В «Книге» Марко Поло нереальные образы соответствуют законам жанра

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Он [Берсеньев] был уже не молод. (2) В волнистых волосах на голове и длинной бороде, ниспадавшей на грудь, пробивалась маленькая седина, что очень шло к их тёмно-каштановому цвету. (3) Он разговаривал с какой-то дамой, слегка наклонившись к ней; его тихий грудной голос всецело гармонировал с его ласковым взглядом, полным изысканной почтительности.

(4) Я знал, по слухам, его жизнь. (5) Он был много раз любим безумно, и много светских дам было связано с его именем. (6) О нём говорили как о пленительном человеке, перед обаянием которого устоять было невозможно. (7) Когда я расспрашивал о нём женщин, более других рассыпавшихся ему в похвалах, с целью узнать от них причину его притягательной силы, они мне отвечали всегда после некоторого раздумья:

(8) — Как вам сказать... я не знаю... но он очарователен.

(9) Между тем он совсем не был красив. (10) В нём, казалось, не было ни одного из тех качеств, которыми, по общему установившемуся мнению, должны обладать победители женских сердец. (11) Тогда я спрашивал себя, в чём же заключается это его обаяние? (12) В уме его?.. (13) Мне никогда не доводилось слышать повторёнными его слова, и никто не восхвалял его ум или даже остроумие... (14) Во взгляде?.. (15) Может быть... (16) Или в его голосе?.. (17) Голоса иных людей звучат такой негой, такой притягательной прелестью, что слушать их доставляет истинное наслаждение.

(18) Мимо меня прошёл один из моих друзей. (19) Я окликнул его.

(20) — Ты знаком с Берсеньевым?

(21) -Да.

(22) — Познакомь меня?

(23) Через несколько минут мы уже обменялись пожатиями рук и беседовали в дверях танцевального зала.

(24) Его речь была умная, меткая, с красивыми оборотами, но в ней ничего не было особенно выдающегося. (25) Голос, на самом деле, был прелестный: нежный, ласкающий, гармоничный; но я слыхал голоса более захватывающие, сильнее проникающие в душу, я внимал ему с удовольствием, как бы прислушиваясь к журчанию ручейка, совершенно спокойно, так как, чтобы следить за его речью, не требовалась ни малейшего напряжения мысли, ничего неожиданного не подстрекало любопытства слушателя и не возбуждало томительного интереса. (26) Его разговор скорее успокаивал нервы, чем возбуждал их, так как не зажигал ни желания возразить ему, ни с увлечением согласиться с ним.

(27) Отвечать ему было так же легко, как и слушать. (28) Ответ сам просился на язык, как только он умолкал, и слова лились, как будто то, что он сказал, само собой вызывало их.

(29) Меня поражала одна мысль. (30) Я был знаком с ним всего каких-нибудь четверть часа, а между тем мне казалось, что мы старые друзья, что всё в нём мне уже давно известно: его лицо, его жесты, его глаза, его мысли.

(31) После нескольких минут разговора с ним я уже считал его настолько близким себе человеком, что готов был посвятить его во все сокровенные тайники моей души.

(32) Положительно, в этом была какая-то тайна. (33) Тех преград, существующих вначале между всеми людьми, уничтожающихся одна за другой лишь с течением времени, при известной доле взаимной симпатии, при одинаковых вкусах и одинаковом развитии, совершенно не существовало между ним и мною и, весьма вероятно, между ним и всеми, как мужчинами, так и женщинами, которые сталкивались с ним в жизни.

(Н. Гейнце)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «В чём секрет притягательной силы Берсеньева?»

  1. Это был чрезвычайно умный человек.
  2. Берсеньев был красив.
  3. С ним было приятно общаться.
  4. Он был победителем женских сердец.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «подстрекало» (предложение 25).

  1. призывало
  2. побуждало
  3. возбуждало
  4. искореняло

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза.

  1. После нескольких минут разговора с ним я уже считал его настолько близким себе человеком, что готов был посвятить его во все сокровенные тайники моей души.
  2. ... Его тихий грудной голос всецело гармонировал с его ласковым взглядом, полным изысканной почтительности...
  3. Ответ сам просился на язык, как только он умолкал, и слова лились, как будто то, что он сказал, само собой вызывало их.
  4. Его разговор скорее успокаивал нервы, чем возбуждал их, так как не зажигал ни желания возразить ему, ни с увлечением согласиться с ним.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЖИЗНЬ (предложение 4) первый согласный звук является твёрдым.
  2. В слове РазДУМЬЯ (предложение 7) последний из согласных звуков — [й].
  3. В слове РЕЧЬ (предложение 24) мягкость согласного [ч,] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове ОБАЯНИЕМ (предложение 6) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. почтительности
  2. пленительном
  3. наклонившись
  4. очарователен

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится глухой согласный звук?

  1. ниспадавшей
  2. разговаривал
  3. невозможно
  4. возбуждал

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что одна Н входит в корень, другая — в суффикс?

  1. неожиданного
  2. истинное
  3. повторённым
  4. сокровенные

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ОКЛИКНУЛ из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ (предложение 10), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 18.

В4 Среди предложений 27—33 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове (выражении).

В нём,( 1) казалось,(2) не было ни одного из тех качеств,(3) которыми,(4) по общему установившемуся мнению,(5) должны обладать победители женских сердец.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 28.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Тех преград,(1) существующих вначале между всеми людьми,(2) уничтожающихся одна за другой лишь с течением времени,(3) при известной доле взаимной симпатии,(4) при одинаковых вкусах и одинаковом развитии,(5) совершенно не существовало между ним и мною и,(6) весьма вероятно,^) между ним и всеми,(8) как мужчинами,(9) так и женщинами,(10) которые сталкивались с ним в жизни.

В8 Среди предложений 1—8 найдите сложноподчинённое предложение с присоединительной придаточной частью. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 29—33 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-3; А2-3; АЗ-4; А4-3; А5-3; А6-1; А7-2.

Б1-позвал, подозвал, остановил; Б2-сердца женщин; Б3-один из друзей прошёл; Б4-33; Б5-1,2,4,5; Б6-5; Б7-10; Б8-2; Б9-30.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского публициста и писателя Александра Ивановича Герцена: «Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём — отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.И. Герцена.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

В языке есть разнообразные средства, позволяющие назвать и описать всё, что существует в мире: от предметов и явлений действительности до чувств и эмоций человека. Автор акцентирует внимание читателя на том, что в языке есть средства, позволяющие передать мысли и чувства выразительно и красиво.

Примеры

Указать, что описывает в тексте автор и пояснить, с помощью каких языковых средств (слов, синтаксических конструкций, знаков препинания и т.д.) ему удаётся достичь цели — передать информацию читателю. Обратить внимание на образные выражения, встречающиеся в тексте.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru