ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 40

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Наличие оперения — одна из главных отличительных особенностей птиц.

На первый взгляд кажется, что перья покрывают тело птицы сплошь, однако это не так. Перья растут лишь на определённых участках, которые разделены оголёнными или прикрытыми только пухом участками кожи. Поэтому шкурка птицы чем-то напоминает дешёвую шубу, сшитую из полосок меха, перемежающихся полосками кожи.

На приведение в порядок оперения у птиц уходит достаточно значительная часть бюджета времени. Они тщательно перебирают перья клювом, укладывая перья в надлежащем порядке и нанося на них маслянистый секрет копчиковой железы, расположенной в основании хвоста. Эта жировая смазка увеличивает эластичность перьев и придаёт им дополнительные водоотталкивающие свойства. Регулярные пылевые и солнечные ванны и купание в воде тоже служат целям гигиены.

Особых забот требует избавление перьевого покрова от многочисленных паразитов. Для этого одни птицы разрывают муравейники и, распустив крылья, распластываются среди растревоженных муравьев, другие же, например галки, предпочитают окуривать оперение выходящим из труб дымом. Однако, несмотря на все заботы, перья со временем всё равно обтрёпываются и ломаются. Выросшее перо состоит из полностью омертвевших тканей, поэтому восстановление его невозможно, обновление же оперения происходит в результате регулярных линек, случающихся у разных видов птиц от 1 до 3 раз в год.

Теплоизоляция и обеспечение возможности полёта — жизненно важные, но отнюдь не единственные функции оперения. Характерная окраска оперения позволяет птицам распознавать особей своего вида и отличать самцов от самок. Птицы могут весьма недвусмысленно выражать целую гамму эмоций с помощью характерных поз, особую выразительность которым придаёт взъерошенное или плотно прижатое к телу оперение или его отдельные участки.

Не менее важна в жизни птиц и маскировочная роль оперения, окраска которого позволяет им буквально растворяться на фоне окружающего ландшафта и растительности. (264 слова)

(По И. Травиной)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Наличие оперения — одна из главных отличительных особенностей птиц

2 - Перья не покрывают тело птицы сплошь

3 - На приведение в порядок оперения у птиц уходит много времени

4 - Несмотря на все заботы, перья птиц со временем обтрёпываются, ломаются и обновляются

5 - Перья обеспечивают теплоизоляцию, возможность летать, маскировку и способствуют распознаванию особей своего вида и выражению эмоций

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Трудно сказать, часто ли монахи убегали из монастырей и становились разбойниками и бывали ли вообще такие случаи, но обратное движение, должно быть, не было редкостью. (2) По крайней мере, в устном народном творчестве это очень модный сюжет. (3) Вспомним хотя бы знаменитую песню «Жило двенадцать разбойников, жил атаман Кудеяр», которую так великолепно исполнял Федор Иванович Шаляпин в сопровождении хора. (4) Так-то и разбойник по прозванию Опта в четырнадцатом или пятнадцатом веке, намахавшись кистенём, раскаялся в конце концов и решил спасаться. (5) В глухом сосновом бору, на берегу реки Жиздры, он основал монастырь, который тогда представлял из себя, наверное, несколько землянок на пять-шесть человек да часовенку, где можно было молиться.

(6) Город Козельск в то время уже существовал и даже был знаменит своей героической обороной от Батыевой саранчи, сопротивлялся семь недель, и за это он был вырезан начисто, а малолетний козельский князь утонул в крови.

(7) Однако в семнадцатом веке это снова цветущий город с пятью тысячами жителей, сорока церквами и одним острогом.

(8) В 1776 году Козельску был присвоен герб, и при этом в указе императрицы Екатерины II сказано, что козельцы своей смертью засвидетельствовали верность и в память об их подвиге им полагается герб, на котором на «червлёном поле, знаменующем кровопролитие, накрест расположенные пять серебряных щитов с чёрными крестами», свидетельствующие о храбрости и несчастной судьбе горожан, и «четыре златые креста», показывающие их верность.

(9) Близость монастыря к Козельску заставляет усомниться в романтическом предании о разбойнике Опте. (10) Едва ли известный разбойник стал бы обосновываться в такой близости от города, где и люди, и власти. (11) Сам же по себе город Козельск не имеет никакого отношения к возникновению обители и важен только как ориентир, указывающий на место её расположения. (12) Напротив, исторические источники указывают на постоянные конфликты между горожанами и монахами, обосновавшимися на противоположном берегу реки.

(13) Мельница и рыбная ловля были единственным источником кормления братии. (14) И всё бы хорошо, мололи бы они себе муку, беря за это плату той же мучицей, и ловили бы рыбку, но нашлись в Козельске озорники, которые недолюбливали, как видно, монахов и захотели им насолить. (15) Они подговорили человека, и «некто Мишка Кострикин построил без царского указа по согласию с козельскими драгунами и стрельцами на речке Другусне мельницу и тем старинную мельницу, стоявшую выше по течению, остановил и разорил», потому что нижняя плотина подпёрла речку, подняла воду и подтопила монастырскую мельницу.

(16) От старца Исидора, руководившего братией, которую составляли несколько человек отшельников, пошла к царю Алексею Михайловичу челобитная, но, пока челобитная шла, Алексей Михайлович умер, а разоренная, вернее блокированная, монастырская мельница стояла и не молола. (17) Молодой царь Фёдор Алексеевич прислал козельскому воеводе грамоту; он повелевал «...мельницу Мишки Кострикина снесть», «впредь ниже монастырской мельницы других не строить».

(18) Позже, в царствование Петра, два драгуна с товарищами насильно завладели сенокосами, которые монахи расчистили собственными руками.

(19) На новой монастырской челобитной Петр I начертал короткую резолюцию: «Сыскать к допросу». (20) Видимо, сыск был в пользу монахов, и все их раздоры с беспокойными драгунами пресеклись.

(21) В остальном история монастыря до некоторых пор не представляет особенного интереса. (22) Монастырь то хирел, то несколько оживлялся, то упразднялся совсем и присоединялся к другому, большему монастырю, то открывался вновь. (23) Огонёк этот тлел-тлел, мигал-ми-гал на ветру времени, грозясь погаснуть, и вдруг, казалось бы, ни с того ни с сего разгорелся в огромное и яркое пламя. (24) Захудалая обитель о нескольких убогих монахах вдруг превратилась в богатейший, красивейший и знаменитый на всю Россию монастырь.

(По В. Солоухину)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Что, по мнению автора, опровергает легенду об основании Оптиной пустыни разбойником Оптой?»

  1. Разбойник не мог основать монастырь.
  2. Имеются исторические документы, свидетельствующие о том, что у монастыря был другой основатель.
  3. Разбойник не стал бы основывать монастырь вблизи города.
  4. Монастырь существовал задолго до рождения этого разбойника.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «засвидетельствовали» (предложение 8).

  1. рассказали о том, что видели
  2. доказали
  3. проявили
  4. переубедили

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза.

  1. Близость монастыря к Козельску заставляет усомниться в романтическом предании о разбойнике Опте.
  2. Молодой царь Федор Алексеевич прислал козельскому воеводе грамоту; он повелевал «...мельницу Мишки Кострикина снесть», «впредь ниже монастырской мельницы других не строить».
  3. Захудалая обитель о нескольких убогих монахах вдруг превратилась в богатейший, красивейший и знаменитый на всю Россию монастырь.
  4. Однако в семнадцатом веке это снова цветущий город с пятью тысячами жителей, сорока церквами и одним острогом.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове (В) УСТНОМ (предложение 2) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове ВПРЕДЬ (предложение 17) первый звук — [ф].
  3. В слове СЮЖЕТ (предложение 2) буква Ю обозначает два звука.
  4. В слове СПАСАТЬСЯ (предложение 4) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. озорники
  2. знаменующем
  3. расположения
  4. засвидетельствовали

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что она всегда пишется единообразно?

  1. подтопила
  2. превратился
  3. исполняя
  4. раскаялся

А7 В каком слове правописание -НН- или -Н- определяется тем, что слово образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида?

  1. серебряных
  2. постоянные
  3. блокированная
  4. червлёном

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ЧЕРВЛЁНОМ из предложения 8 стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Выпишите из предложения 7 словосочетание, в котором слова соединяются способом примыкание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 4.

В4 Среди предложений 6—12 найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

В глухом сосновом бору,(1) на берегу реки Жиздры,(2) он основал монастырь,(3) который тогда представлял из себя,(4) наверное,(5) несколько землянок на пять-шесть человек да часовенку,(6) где можно было молиться.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

От старца Исидора,(1) руководившего братией,(2) которую составляли несколько человек отшельников,(3) пошла к царю Алексею Михайловичу челобитная,(4) но,(5) пока челобитная шла,(6) Алексей Михайлович умер,(7) а разорённая,(8) вернее блокированная, (9) монастырская мельница стояла и не молола.

В8 Среди предложений 16—24 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 13—17 найдите сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-3; А2-2; АЗ-3; А4-3; А5-3; А6-1; А7-4.

Б1-красным; Б2-снова цветущий; Б3-разбойник раскаялся, решил спасаться; Б4-8,11,12; Б5-4,5; Б6-4; Б7-2,3,5,6; Б8-17; Б9-14.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Писатель должен уметь видеть особенности всего, что существует в мире, и эта наблюдательность поможет ему даже в простых словах выразить чувства и вызвать такие же эмоции в душе читателя.

Примеры

Показать, что В. Солоухин хорошо знает историю монастыря, умеет за деталями увидеть общее, поэтому ему удаётся тонко и обстоятельно передать информацию и своё отношение к описываемому читателю, вызвать его интерес.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru