ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 31

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Существование пресной воды — и не просто воды, а обширного озера, сравнимого по площади с Онежским — под огромным пластом чрезвычайно холодного льда только на первый взгляд кажется фантастичным. Географ и геолог князь Петр Кропоткин ещё в конце XIX века высказал предположение, что в толще больших и холодных сверху ледников температура, как и в других горных породах, с глубиной повышается.

В середине 1950-х годов с помощью сейсмических методов было установлено, что толщина ледников, расположенных в центральной части Антарктиды, достигает необычайно больших значений — до 4 км. Известный советский океанолог Н.Н. Зубов считал, что именно в удалённых от берега местах Антарктический ледниковый покров способен таять под собственным огромным весом, несмотря на очень низкую температуру воздуха и поверхности ледника.

В 1961 году исследователь льда И.А. Зотиков установил, что часть тепла, поступающего к основанию ледникового покрова из недр Земли, постоянно затрачивается на таяние придонного льда, невзирая на царящий на поверхности холод. В углублениях подлёдного ложа возникают резервуары воды — озера. Значение таких реликтовых озер невозможно переоценить — их воды несут в себе информацию о древней атмосфере планеты, масштабах вулканической деятельности в отдалённом прошлом Земли, в них сохранились бактериальные формы жизни, возраст которых, возможно, исчисляется сотнями тысяч лет.

Ещё через некоторое время на картине, полученной со спутника, обозначилась крупная необычная форма рельефа в районе станции «Восток» — это на ледниковом щите проступали очертания огромного водоёма.

Благодаря исследованию учёных, в самом сердце студёного шестого континента, где зимой царит буквально космический холод, под многокилометровой ледяной толщей будет обнаружен уникальный реликтовый водоём — крупнейшее в Антарктиде озеро, названное впоследствии Восток. (249 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Существование пресной воды под огромным пластом чрезвычайно холодного льда возможно

2 - Ледниковый покров Антарктиды, толщина которого 4 км, способен таять под собственным огромным весом, несмотря на очень низкую температуру воздуха и поверхности ледника

3 - Растаявший придонный лёд образует озёра, несущие информацию о древней атмосфере планеты

4 - В Антарктиде обнаружено уникальное реликтовое озеро Восток

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) О, какая странная была эта ночь! (2) Был уж очень поздний, может быть, предрассветный час. (3) Пока мы пели, пили, говорили друг другу вздор и смеялись, здесь, в этом чуждом нам мире неба, тумана и моря, взошла кроткая, одинокая и всегда печальная луна, и воцарилась глубокая полночь, совершенно такая же, как пять-десять тысяч лет тому назад. (4) Туман тесно стоял вокруг, и было жутко глядеть на него.

(5) Среди тумана, озаряя круглую прогалину для парохода, вставало нечто подобное светлому мистическому видению: жёлтый месяц поздней ночи, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы и, как живой, глядел из огромного, широко раскинутого кольца. (6) И что-то апокалипсическое было в этом круге, что-то неземное, полное молчаливой тайны стояло в гробовой тишине. (7) Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

(8) Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам. (9) Подо мной был весь пароход. (10) По выпуклым деревянным мосткам и палубам тускло блестели кое-где продольные полоски воды — следы тумана. (11) От перил, канатов и скамеек, как паутина, падали лёгкие дымчатые тени. (12) В середине парохода, в трубе и машине, чувствовалась колоссальная и надежная тяжесть, в мачтах — высота и зыбкость. (13) Но весь пароход всё-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблём-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. (14) Таинственно и совершенно беззвучно колеблясь, вода уходила в лёгкую дымку под месяц и поблескивала в ней, словно там появлялись и исчезали золотые змейки. (15) А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяц — бледный образ какого-то мистического видения, что эта тишина — тайна, часть того, что за пределами познаваемого...

(16) Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в её полную власть. (17) На мгновение мне почудилось, что в невыразимой дали где-то прокричал петух...

(18) Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, я не удивился бы...

(19) Не удивился бы, если бы утопленница вышла из воды и, бледная от месяца, села в лодку, спущенную около окон пассажирских кают...

(20) И невыразимое спокойствие великой и безнадёжной печали овладело мною. (21) Думал я о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. (22) Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, радовались и прошли и бесследно скрылись во тьме времён и веков. (23) Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, — это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью...

(24) Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идёт полным ходом и что в открытый люк тянет тёплый, лёгкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. (25) И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я ещё более любил и ценил утро. (26) А утро было ласковое и солнечное, ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко, проворно бежала и плескалась вдоль его бортов.

(По И. Бунину)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «О чём думал рассказчик ночью на палубе парохода, когда полностью «отдался» во власть тишины?»

  1. Он вспоминал прошлое.
  2. Автор думал о сути мироздания и о Боге.
  3. Он думал о потустороннем мире.
  4. О мощи и тяжести корабля.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «прогалина» (предложение 13).

  1. проталина
  2. Млечный Путь
  3. светлое место среди мрака
  4. остров в океане

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

  1. Но весь пароход всё-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблём-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещённой прогалине среди тумана.
  2. Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, — это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью...
  3. Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в её полную власть.
  4. А утро было ласковое и солнечное, ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко, проворно бежала и плескалась вдоль его бортов.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОЗДНИЙ (предложение 2) согласный звук [д] является непроизносимым.
  2. В слове ЖЁЛТЫЙ (предложение 5) второй звук — [о].
  3. В слове ПОЛНОЧЬ (предложение 3) мягкость согласного [ч’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове ПЕЧАЛЬНАЯ (предложение 3) звуков столько же, сколько букв.

А5 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

  1. удивительно
  2. замер
  3. выросшим
  4. вскочил

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится глухой согласный звук?

  1. беззвучно
  2. исчезновения
  3. отдавался
  4. спущенную

А7 В каком слове правописание -НН- является исключением из правила?

  1. утопленница
  2. постоянно
  3. околдованный
  4. деревянным

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ (предложение 14), построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 7.

В4 Среди предложений 8—15 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Думал я о всех живших на этой земле,(1) о людях древности,(2) которых всех видел этот месяц и которые,(3) верно,(4) казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга,(5) что он даже не замечал их исчезновения с земли.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

А когда я смотрел кверху,(1) мне опять чудилось,(2) что этот месяц — бледный образ какого-то мистического видения,(3) что эта тишина — тайна,(4) часть того, (5) что за пределами познаваемого.

В8 Среди предложений 20—26 найдите сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением и последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 20—26 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-2; А2-3; АЗ-3; А4-3; А5-1; А6-2; А7-4.

Б1-застывшим, замершим; Б2-колеблясь без звука; Б3-месяц был близок, смотрел; Б4-10; Б5-3,4; Б6-4; Б7-1,2,3,5; Б8-21,24; Б9-26.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск...».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Русский язык красив и выразителен. В текстах авторы используют слова и их сочетания, которые отличаются образностью, привлекают внимание читателей своей красотой и оригинальностью.

Примеры

Примеры образных выражений из исходного текста (метафоры, эпитеты и др.).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru