ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 18

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Так сложилось, что «компьютерными вирусами» часто называют любую вредоносную программу. Первые широко «прогремевшие» подобные программы действительно относились к классу вирусов, но сегодня «гости», атакующие наши компьютеры, для проникновения и нанесения ущерба используют массу самых разных технологий. Впрочем, со всеми ними можно успешно бороться.

Попробуем классифицировать все существующие сегодня вредоносные программы. В них легко выделить четыре основных класса: вирусы, черви, трояны и другие вредные программы.

Вирусы отличаются тем, что создают свои дубликаты в заражённом компьютере, которые сохраняют способность к дальнейшему размножению. Вирус создаётся для того, чтобы нанести ущерб, а уж его размер зависит от фантазии разработчика. Для активации вируса нужно открыть какой-либо файл.

Компьютерные черви ведут себя куда более самостоятельно. Они не только способны размножаться, но делают это совершенно независимо, не нуждаясь в нашей «помощи». Они активно используют сетевые каналы для самостоятельного передвижения.

Трояны (от «троянского коня») обычно не умеют размножаться. Их пишут с одной целью — производить на компьютере не санкционированные пользователем действия. Они перехватывают управление некоторыми процессами в пользу своего создателя. Скажем, клавиатурные шпионы записывают все нажатия клавиш и потом отсылают их создателю, похитители паролей разыскивают специальные файлы, содержащие пароли, и дешифруют их тоже с целью передачи злоумышленникам.

Существует ещё множество разновидностей вредоносных программ, которые объединяют в один класс. Они, например, загружают на компьютер рекламу.

Авторы всех разновидностей компьютерных вирусов используют различные обманные методы или специальные технологии для скрытого проникновения в систему, так что вирусы приходят к нам сами, и довольно быстро. Нередко пользователи откладывают покупку антивируса, предполагая, что за пару недель ведь ничего не случится. Но следует учесть, что уже через несколько минут после первого подключения компьютера к Интернету в него начинают «стучаться» непрошеные жильцы. (265 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Сегодня для проникновения в информационные сети и нанесения ущерба используют массу разных технологий

2 - Вирусы создают в заражённом компьютере свои дубликаты, способные размножаться

3 - Компьютерные черви используют сетевые каналы для самостоятельного передвижения

4 - Трояны производят на компьютере не санкционированные пользователем действия

5 - Пользователям не следует откладывать покупку антивируса

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(I) ...Надо мной простиралось небо. (2) Тихое небо над притихшей землёй, полное беззвучие. (3) Даже склеротический щебет крови в ушах — весенний лес, который всегда со мной, — замолк, пристыженный великим покоем мироздания. (4) И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.

(5) Милые, забытые и полузабытые тени обступили меня. (6) Они явились из дней моего младенчества, которые я не помнил, но, оказывается, всё же помнил, из акуловского и рязанского детства, из громадной московской квартиры и кипящих котлов двух глубоких московских дворов, из дней моей первой любви в сердоликовом, горячем, ветреном, райском довоенном Коктебеле, из войны и поздней жизни, с кладбищ, оставив свои ведомые и неведомые мне могилы. (7) Были среди них фотографы с Чистых прудов, лодочники с разных пристаней — от Клязьмы до Ангары, милиционеры, зеленщики, продавцы ирисок и мороженого, охотнорядские мясники, школьные учителя, хранительница моего детства Вероня и вся её бесчисленная родня. (8) Мать в расцвете бесшабашной молодости, уводившей её от меня, и старый, со всосанными щеками врач, лечивший бесплатно всех детей нашего дома. (9) За доброту ему платили травлей, потому что был он рассеян, беззащитен, горд и обидчив. (10) И кажется, тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения, если только я действительно плакал, а не омывал сновидения воображаемыми слезами.

(II) И сколько тут было людей, но не было ни одного лишнего, они все нужны мне, и я бы не поступился ни одним фотографом, обещавшим птичку, которая так и не вылетела, ни одним зеленщиком и уж подавно ни одним мороженщиком, ни одним таксистом и ни одной легкомысленной девицей. (12) Но даже по самому снисходительному счёту разве мне не попадались дурные и злые люди? (13) Да, но им здесь не было места. (14) Воображение вызвало лишь тех, кто хоть чем-то помог моей жизни: морковкой с лотка, леденцовым петухом, пятикопеечной порцией мороженого в вафлях, добрым словом, или взглядом, или осуждающим молчанием. (15) Как много надо людей, чтобы прожить и не сломаться, не рухнуть! (16) Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни от смерти, мои товарищи, не вернувшиеся с войны.

(17) И мне представилось, что и я участвую в чужих хороводах, ведь и у других людей случаются минуты тишины, когда они могут оглянуться на тех, кто им сопутствовал или просто мелькнул блестинкой добра в их жизни. (18) Как велика людская взаимосвязь, о которой мы забываем в повседневной суете! (19) «Мы одной крови — ты и я», — почему пароль обитателей джунглей, подслушанный Киплингом, не стал правилом человеческого общежития? (20) А ведь мы так слабы, немощны в одиночестве, мы ничего не можем, если другие нам не помогают.

(21) азбучная истина. (22) Но ничто так легко не забывается, как азбучные истины.

(По Ю. Трифонову)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик вдруг представил, что и он участвует в «чужих хороводах»

  1. Он вспомнил хороводные танцы детства.
  2. Он никогда не был в хороводе.
  3. Он считал, что другие люди так же, как и он, вспоминают «хороводы» людей, встречавшихся ранее в жизни.
  4. Он считал, что его друзья помнят о нём.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поступиться» (предложение 11).

  1. похвалиться
  2. пожертвовать
  3. уступить
  4. добровольно отказаться

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. За доброту ему платили травлей, потому что был он рассеян, беззащитен, горд и обидчив.
  2. И кажется, тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения, если только я действительно плакал, а не омывал сновидения воображаемыми слезами.
  3. Как велика людская взаимосвязь, о которой мы забываем в повседневной суете!
  4. ... Из дней моей первой любви в сердоликовом, горячем, ветреном, райском довоенном Коктебеле, из войны и поздней жизни...

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове МОСКОВСКОЙ (предложение 6) нет согласного звука [в].
  2. В слове ПРУДОВ (предложение 7) последний звук — [в].
  3. В слове МЯСНИКИ (предложение 7) мягкость согласного [м’] на письме обозначена буквой Я.
  4. В слове БЕЗЗВУЧИЕ (предложение 2) звуков столько же, сколько букв.

А5 Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

  1. хороводах
  2. обитателей
  3. таксистом
  4. сновидения

А6 В каком слове раздельное правописание частицы НЕ определяется тем, что у слова есть зависимое слово?

  1. не вернувшиеся (предложение 16)
  2. не можем (предложение 20)
  3. не забывается (предложение 22)
  4. не переставая (предложение 10)

А7 В каком слове правописание -НН- или -Н- является исключением из правила?

  1. ветреном
  2. довоенном
  3. легкомысленной
  4. мороженого

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово НЕ ПОПАДАЛИСЬ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ЛЮДСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ (предложение 18), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 4.

В4 Среди предложений 1—7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Они явились из дней моего младенчества,(1) которые я не помнил,(2) но,(3) оказывается,(4) всё же помнил,(5) из акуловского и рязанского детства,(6) из громадной московской квартиры и кипящих котлов двух глубоких московских дворов,(7) из дней моей первой любви в сердоликовом,(8) горячем,(9) ветреном,(10) райском довоенном Коктебеле,(11) из войны и поздней жизни,(12) с кладбищ,(13) оставив свои ведомые и неведомые мне могилы.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 16.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

И сколько тут было людей,(1) но не было ни одного лишнего,(2) они все нужны мне,(3) и я бы не поступился ни одним фотографом,(4) обещавшим птичку,(5) которая так и не вылетела,(6) ни одним зеленщиком и уж подавно ни одним мороженщиком,(7) ни одним таксистом и ни одной легкомысленной девицей.

В8 Среди предложений 1—6 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 17—21 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-3; А2-4; АЗ-4; А4-2; А5-1; А6-1; А7-1.

Б1-не встречались; Б2-взаимосвязь людей; Б3-что-то не могло не родиться; Б4-6; Б5-3,4; Б6-2; Б7-1,3; Б8-2; Б9-20.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного языковеда Виктора Владимировича Виноградова: «Тонкое уменье пользоваться синонимами и их смысловыми оттенками для придания языку большей выразительности — признак высокой речевой культуры».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Синонимы — слова, близкие по смыслу, — придают речи выразительность, помогают избежать повторов. Если человек умело использует синонимы, то его речь разнообразна и точна. А это показатели высокого уровня речевой культуры.

Примеры

Привести примеры слов, у которых есть синонимы, и определить, насколько точно автор выразил мысль и как правильно понял его читатель, благодаря уместному использованию синонимов.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru