ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 12

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

В один из зимних дней 1475 года купеческому каравану, который двигался с юга в сторону Смоленска, пришлось задержаться в пути: один из путников занемог и вскоре скончался. Умирая, загадочный человек оставил исписанные бумаги с просьбой непременно сохранить их. Купцы выполнили последнюю волю: привезли тетради в Москву. Так после смерти автора до родных его краев добралось «Хожение за три моря» — записки неутомимого торговца «Афанасия, сына Никитина» об удивительном путешествии в Индию.

Неизвестно, доводилось ли Никитину раньше слышать об Индии, но можно предположить, что, будучи человеком образованным, купец мог читать доходившие до Руси в переводах античные и средневековые тексты, где она описывалась как сказочная страна. Именно там, как указано на многих средневековых картах, находился земной рай и обитали сказочные животные: единорог, саламандра, феникс, слон. Возможно, Никитин услышал от торговцев, что там за хорошего породистого жеребца можно получить целое состояние — и решил рискнуть, поскольку имел долги. На все накопленные деньги он купил коня и устремился к Индийскому океану.

Сойдя по деревянному трапу на индийский берег, он огляделся. Однако в причудливой многоязыкой толпе, наполнявшей улицы портового города, лиц с пёсьими головами и о трёх ногах не было видно.

Надеялся купец на то, что сможет закупить товар, чтобы сбыть его дома. Но сразу понял опытный коммерсант, что основные индийские товары — шёлк, хлопок, пряности, красители — на Руси сбыта не найдут и вывезти их трудно. Стало ясно, что зря Афанасий отправился в такое далёкое и трудное путешествие. Но, живя в Индии и наблюдая окружающую жизнь, автор «Хожения» собрал ценнейший материал для своей книги. Он завязывал знакомства с представителями разных сословий и профессий, посещал могилы мусульманских святых и индуистские храмы, празднества и ярмарки. (265 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Умирая, Афанасий Никитин оставил «Хожение за три моря» — записки о путешествии в Индию

2 - Никитин отправился в Индию, чтобы выручить деньги за коня и расплатиться с долгами и увидеть диковинных людей и животных

3 - Он не увидел в Индии диковин и не выручил денег

4 - Никитину удалось собрать богатый материал для книги

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Детские мечты редко сбываются. (2) Хочешь стать дворником, а становишься академиком. (3) Хочешь вставать раньше всех, вдыхать чистую прохладу рассвета, шурша гнать метлой осенние листья, поливать асфальт из шланга, собирать всякие интересные вещи, потерянные накануне прохожими, здороваться с идущими на работу жильцами — все тебя знают, все улыбаются, и никакое тебе начальстве не страшно, их много, а дворников не хватает, не понизят тебя — некуда, не уволят — самим улицы мести придётся, а вместо этого таскаешься со скрипкой в музыкальную школу, с огромной папкой — в художественную, с портфелем пособий — на курсы английского языка. (4) Получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясёшься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных. (5) Сессии, курсовые, диплом, распределение... (6) Мама в обмороке, папа звонит старым друзьям. (7) Женишься, стоишь в очередях, получаешь квартиру, покупаешь мебель, защищаешь кандидатскую, а дети подрастают, и только хочешь, чтобы они были счастливы.

(8) И без остановки: начальству нужны статьи, жене — шуба и машина, детям — штаны и велосипеды, потом — карманные деньги и свобода, потом высшее образование, потом им нужны жёны и мужья, а тебе нужна неотложка.

(9) Дети разъезжаются по городам, женятся, становятся на ноги, перестают тебе писать, хорошо ещё поздравляют с праздниками, ты становишься дедушкой, выходишь на пенсию и получаешь возможность делать всё, что душе твоей угодно.

(10) И получив, наконец, возможность делать всё, что душе моей угодно, я пошёл в ЖЭК и легко устроился дворником. (11) И теперь я встаю раньше всех, вдыхаю чистую прохладу рассвета, шурша гоню метлой осенние листья, и все жильцы знают меня и, идя на работу, здороваются со мной и улыбаются. (12) И я поливаю асфа льт из шланга и думаю, неужели мир устроен так, что обязательно надо сделать круг длиною в жизнь, чтобы прийти к тому, чего хотел? (13) Наверное, это неправильно. (14) И вся надежда, что хорошую сивку горки не укатают.

(М. Веллер)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик говорит, что детские мечты сбываются редко?»

  1. Это мечты о нереальном, фантастическом.
  2. Дети не думают о статусе, престиже, поэтому их мечты наивны, а в зрелые годы они сменяются более практическими предпочтениями.
  3. Родители не дают сбыться детской мечте.
  4. С годами люди начинают думать только о деньгах.

А2 Укажите, каково значение употреблённой в тексте аббревиатуры «ЖЭК» (предложение 10).

  1. жилищно-эксплуатационная контора
  2. жилищно-эксплуатационный комитет
  3. жилищно-экологическая контора
  4. жилищно-экологическая комиссия

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Детские мечты редко сбываются.
  2. И вся надежда, что хорошую сивку горки не укатают.
  3. Хочешь стать дворником, а становишься академиком.
  4. Мама в обмороке, папа звонит старым друзьям.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ДЕТСКИЕ (предложение 1) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове ВЫСШЕЕ (предложение 8) третий звук — [ш].
  3. В слове ХОЧЕШЬ (предложение 2) буквой Ь (мягкий знак) на письме не обозначается мягкость предшествующего согласного.
  4. В слове ЛИСТЬЯ (предложение 3) звуков столько же, сколько букв.

А5 Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

  1. маршируешь
  2. таскаешься
  3. академиком
  4. распределение

А6 В каком слове слитное правописание приставки НЕ- определяется тем, что у слова есть синоним без НЕ?

  1. неотложка
  2. некуда
  3. неужели
  4. неправильно

А7 В каком слове правописание окончания определяется тем, что это глагол I спряжения?

  1. хочешь
  2. становишься
  3. получаешь
  4. понизят

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ВЗБУЧКИ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ (предложение 4), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 4.

В4 Среди предложений 9—14 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И получив,(1) наконец,(2) возможность делать всё,(3) что душе моей угодно,(4) я пошёл в ЖЭК и легко устроился дворником. И теперь я встаю раньше всех,(5) вдыхаю чистую прохладу рассвета,(6) шурша гоню метлой осенние листья,(7) и все жильцы знают меня и,(8) идя на работу,(9) здороваются со мной и улыбаются.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 12.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Женишься(1), стоишь в очередях,(2) получаешь квартиру,(3) покупаешь мебель,(4) защищаешь кандидатскую,(5) а дети подрастают,(6) и только хочешь,(7) чтобы они были счастливы.

В8 Среди предложений 1—7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 7—10 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-2; А2-1; АЗ-2; А4-1; А5-3; А6-4; А7-3.

Б1-наказания; Б2-собраний родителей; Б3-получаешь, маршируешь, занимаешься, трясёшься, наживаешь; Б4-10,11; Б5-1,2; Б6-5; Б7-5,6; Б8-6; Б9-8.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного языковеда Виктора Владимировича Виноградова: «Богатство словаря, разнообразие синонимов, красочность и действенность выразительных средств - всё это сложилось в процессе исторического развития русского литературного языка».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Литературный язык прошёл долгую историю, и в результате его развития обогатился словарный состав, появились слова-синонимы, выразительные средства.

Примеры

Показать богатство языка на примере использования автором разнообразной лексики, слов-синонимов, образных выражений.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru