ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

   

Вариант 1

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Крещение Руси князем Владимиром стало знаковым моментом для христианского мира: восточные славяне очень быстро усвоили азы православной культуры. Поначалу Русскую церковь возглавлял митрополит Киевский, но впоследствии его резиденция переместилась в Москву, и в 1589 году в столице был основан патриархат.

В XVII веке православие ещё глубже ушло корнями в отечественную почву. Однако в это время произошёл религиозный раскол, обернувшийся для старообрядцев жестокими репрессиями: казнями, пытками, ссылками. Главной причиной раскола был протест против новшеств в делах Церкви, которые вводил патриарх Никон. А поводом для бунта были исправления церковных книг, изменения некоторых церковных обрядов. На Руси издавна крестились двумя перстами, а тут вдруг объявили, что единственно правильным является крещение тремя пальцами, как в то время крестились греки. Раскол начался на религиозной почве, но со временем превратился в вопрос политический. В 1667 году раскольников предали анафеме, которая была снята Русской Православной церковью только в 1971 году.

В начале прошлого века Русская Православная церковь претерпела ещё одно разделение. После того как в ноябре 1920 года остатки Белой армии покинули Россию, возникла Русская Православная церковь за границей. В изгнание ушли сотни тысяч человек, на чужбину за прихожанами последовало и духовенство. Более 80 лет Русская Православная церковь была разделена и её части не находились в общении друг с другом. Но в 2008 году её единство восстановилось.

Сегодня в мире около 225 миллионов православных. И если интерес к православию будет по-прежнему возрастать, то, пожалуй, в XXI веке их станет больше. А значит, больше станет и тех, кто стремится к своему духовному совершенству. (245 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Крещение Руси князем Владимиром стало важным моментом для христианского мира

2 - В XVII веке по причине новшеств в делах Церкви произошёл религиозный раскол

3 - В начале XX века от Русской Православной церкви отделилась Русская Православная церковь за границей

4 - Сегодня интерес к православию в мире возрастает

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1)Славка шагал вдоль длинной набережной. (2)Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы... (3)У кинотеатра он спустился к самой воде.

(4)Никого здесь не было. (5)На каменной плите лежали многопудовые якоря — в память о погибших моряках; неторопливо шёл в даль набережной серый катер, который принадлежал технической службе.

(6)Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.

(7)Над кораблями, над морем привычно носились чайки.

(8)Море вдали было спокойное и очень синее, а у берега, разбиваясь на волны, становилось тёмно-зелёным. (9)Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.

(10)У самого дальнего камня Славка приметил белое пятнышко.

(11)Там бился на мелкой волне игрушечный кораблик. (12)Было ясно, что яхточка попала в беду.

(13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные.

(14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть — раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться.

(17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция — это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.

(18)Славка торопливо разулся, шагнул на первый камень. (19) Камни обросли скользкой зеленью. (20)Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной. (21) Иногда приходилось прыгать с одного скользкого уступа на другой. (22)Было жутковато и весело.

(23)Наконец Славка добрался. (24)Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты.

(25)Яхточка оказалась сделанной грубовато, но прочно и правильно: с намертво закреплённым прямым рулём, с туго натянутыми проволочными канатами, с шёлковыми парусами. (26)Лёгонький корпус был сделан из пенопласта.

(27)Славка заколебался. (28)Взять парусник себе? (29)Он давно хотел похожий кораблик, мечтал, как будет пускать его в заливе. (ЗО)Но ведь не для него, Славки, его строили, а для того, чтоб плыл он по морям и океанам.

— (31)Плыви, — сказал Славка.

(32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море...

(33)Славка был счастлив.

(По В.П. Крапивину)

А1 В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Славка не взял парусник себе? »

  1. Он твёрдо обещал матери, что не будет купаться .
  2. Он хотел иметь иной кораблик.
  3. Славка хотел наблюдать, как парусник поплывёт по морям и океанам.
  4. Мальчик подумал, что кто-то мастерил этот парусник, чтобы он совершал дальние плавания.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «уступ» (предложение 21).

  1. край карьера
  2. часть камня с выемкой, выступом
  3. скошенный край
  4. плита со ступеньками

АЗ Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море...
  2. На каменной плите лежали многопудовые якоря — в память о погибших моряках...
  3. Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной.
  4. Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СДЕЛАННОЙ (предложение 25) в результате озвончения слышится согласный звук [з’].
  2. В слове СКОЛЬЗКОЙ (предложение 18) слышится звук [з].
  3. В слове КУПАТЬСЯ (предложение 16) буква Ь (мягкий знак) не обозначает мягкость согласного.
  4. В слове СЧАСТЛИВ (предложение 33) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

  1. набережная
  2. непрозрачная
  3. обросли
  4. лёгонький

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится глухой согласный звук?

  1. сделан
  2. успокоить
  3. раскидистой
  4. разбиваясь

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что одна Н входит в корень, другая — в суффикс?

  1. каменной
  2. колоннада
  3. окутанного
  4. закреплённым

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 —В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово НАМЕРТВО из предложения 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание НА КАМЕННОЙ ПЛИТЕ (предложение 5), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

ВЗ Выпишите грамматическую основу предложения 26.

В4 Среди предложений 7-12 найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Можно, (1) конечно, (2) успокоить совесть тем, (3) что спасательная экспедиция — это не купание, (4) но лучше сначала попробовать другой способ.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ:

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запя-тую(ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Но ведь не для него, (1) Славки, (2) его строили, (3) а для того, (4) чтоб плыл он по морям и океанам.

В8 Среди предложений 7-13 найдите сложноподчинённое предложение с изъяснительным придаточным. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-4; А2-2; А3-4; А4-2; А5-1; А6-3; А7-1.

Б1-крепко, прочно; Б2-на плите из камня; Б3-корпус был сделан; Б4-8; Б5-1,2; Б6-2; Б7-4; Б8-12; Б9-5.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г. Белинского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

В нашем языке имеются слова исконно русского происхождения и заимствованные. В.Г. Белинский считает, что не следует употреблять заимствованное слово, если есть близкое по смыслу русское слово.

Примеры

Показать, что в тексте встречаются как русские слова, так и заимствованные (саванна, газель, леопард и др.). Причём заимствованные автор употребляет именно тогда, когда их нельзя заменить исконно русскими синонимами.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru