Трехмерная графика
AutoCAD

       

4.3.3. Инструмент "Новый точечный источник света"

Теперь мы попробуем улучшить изображение, добавив точечный источник света. (О том, что такое точечный источник света и какие еще источники света используются в AutoCAD, мы подробно поговорим далее в этой главе.)

  1. Для создания точечного источника света выберите из меню команду Вид ⇒ Тонирование ⇒ Свет ⇒ Новый точечный источник света (View ⇒ Render Light ⇒ New Point Light) или щелкните по кнопке Новый точечный источник света (New Point Light) панели инструментов Источники света (Lights), либо введите в командном окне команду ТОЧСВЕТ (POINTLIGHT).
  2. На экране появится диалоговое окно с запросом подтверждения на отключение двух используемых по умолчанию источников света (рис. 4. 12). Если вы уверены в том, что не будете использовать стандартное освещение (например, не будете работать с применением визуальных стилей Реалистичный (Realistic) или Концептуальный (Conceptual), щелкните по кнопке Да (Yes), в противном случае – по кнопке Нет (No). Установив флажок Больше не выводить это окно (Do not show me this again) перед тем как щелкать по какой-либо кнопке, вы тем самым отключите появление этого окна в подобных ситуациях в будущем. Автор рекомендует установить этот флажок и щелкнуть по кнопке Да (Yes).

Рис. 4.12. Диалоговое окно "Режим освещения"

Режим использования стандартного освещения управляется системной переменной DEFAULTLIGHTING. Значение 1 этой переменной включает такое освещение, а значение 0 автоматически отключает при помещении на чертеж дополнительных источников света.

  1. На указателе-перекрестии появится трехмерная пиктограмма (light glyph) точечного источника света, а в командном окне – приглашение задать координаты центральной точки этого объекта. Щелкните, если нужно, по кнопкам-индикаторам ПРИВЯЗКА (OSNAP) и ОТС-ОБЪЕКТ (OTRACK) в строке состояния для включения соответствующих режимов.
  2. Поскольку основной источник освещения обычно располагают в центре помещения под потолком, мы для позиционирования точечного источника можем воспользоваться режимом объектной привязки Середина (Midpoint). Подведите указатель-перекрестие примерно к середине верхнего ребра внутренней стены помещения, чтобы включился режим автоматической привязки Середина (Midpoint) – рис. 4.13.

Рис. 4.13. Инициализация привязки "Середина" (Midpoint) к середине первого ребра

  1. Не щелкая мышью, подведите указатель-перекрестие к середине верхнего ребра смежной стены для включения режима автоматической привязки Середина (Midpoint) в соответствующей точке. Затем перемещайте указатель-перекрестие в направлении первой точки, чтобы добиться появления линий отслеживания объектной привязки от обеих точек привязки. Поскольку эти линии пересекаются точно в центре помещения, добившись их появления (рис. 4.14), щелкните мышью для захвата координат соответствующей точки.

Рис. 4.14. Захват координат точки, находящейся на перпендикулярах к серединам ребер двух смежных стен

  1. В командном окне AutoCAD предложит выбрать режим изменения свойств нового источника света, однако вы вполне можете нажать клавишу Enter для выхода, поскольку соответствующую настройку проще выполнять с помощью уже известной вам палитры "СВОЙСТВА" (PROPERTIES).
  2. Как только вы нажмете клавишу Enter, в центре потолка помещения появится пиктограмма точечного источника света. Поскольку светильники редко размешают непосредственно в плоскости потолка, давайте опустим созданный источник света вниз на 350 мм. Для этого проще всего развернуть ПСК вокруг оси X на 90° (щелкните по кнопке X панели инструментов ПСК (UCS) или введите в командном окне ПСК Х (UCS X), а затем нажмите клавишу Enter для разворота ПСК на предложенный по умолчанию угол) и воспользоваться режимом ОРТО (ORTHO).
  3. Развернув ПСК, убедитесь в том, что включен режим ОРТО (ORTHO), после чего щелкните по источнику света для его выделения. Контур пиктограммы источника станет штриховым, а в центре вставки появится маркер выделения. Щелкните по этому маркеру, чтобы он изменил цвет с синего на красный, и переместите пиктограмму источника света вниз, чтобы задать направление смещения (рис. 4.15).

Рис. 4.15. Определение направления перемещения в режиме "ОРТО" (ORTHO) после разворота ПСК

  1. В командном окне введите 350 для смещения источника света вниз на 350 мм.
  2. Приведите ПСК к МСК, щелкнув по кнопке Мировая СК (World) панели инструментов ПСК (UCS) или введя в командном окне ПСК W (UCS W).
  3. Щелкните по кнопке Тонир (Render) панели инструментов Тонир (Render) или введите в командном окне ТОН (RR), а затем сравните полученный результат рендеринга (рис. 4.16) с предыдущим (см. рис. 4.11). Как нетрудно убедиться, отказ от стандартного освещения позволяет не только значительно повысить реализм изображения, но даже добиться драматического эффекта, хотя мы и не ставили перед собой такой задачи.

      Рис. 4.16. Результаты рендеринга с точечным источником освещения

      Для того чтобы понять, чем рендеринг отличается от визуального стиля Реалистичный (Realistic), можете попробовать включить последний, щелкнув по кнопке Визуальный стиль Реалистичный (Realistic Visual Style) панели инструментов Визуальные стили (Visual Styles) или введя в командном окне ВИЗСТИЛЬ Р (VS R). Поскольку объекту, представляющему на чертеже стены помещения, назначен материал, при включении визуального стиля Реалистичный (Realistic) AutoCAD будет использовать не цвет слоя, а именно этот материал. В том случае, когда вы отключили стандартное освещение, объект будет выглядеть так, как показано на рис. 4.17, а при включенном стандартном освещении – так, как показано на рис. 4.18. Как видите, в обоих случаях реалистичность полученного изображения уступает реалистичности изображения, полученного в результате рендеринга.

      Рис. 4.17. Использование визуального стиля Реалистичный" (Realistic) с отключенным стандартным освещением

      Рис. 4.18. Использование визуального стиля "Реалистичный" (Realistic) с включенным стандартным освещением

      Если в результате рендеринга вы получите изображение, подобное показанному на рис. 4.18, а не тому, которое приведено на рис. 4.16, это означает, что вы по каким-то причинам оставили включенными стандартные источники освещения. Для их отключения введите в командном окне DEFAULTLIGHTING, а затем в ответ на предложение задать новое значение этой переменной введите 0.

      Щелкните по кнопке 2D каркас (2D Wireframe) панели инструментов Визуальные стили (Visual Styles) или введите в командном окне команду 2Dкаркас (VS 2) для возврата к отображению чертежа в режиме двухмерных каркасов и сохраните текущее состояние чертежа в том же файле с именем 3Dwrk042.dwg.

       

       

       

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru