Учебное пособие

Профессия - журналист

       

Информация плюс коммуникация равняется...

Мы с вами в самом начале этой книге познакомились с различным толкованием слова «журналистика», его многозначностью. Если брать только один аспект — саму профессиональную деятельность, то журналистику можно назвать информационно-коммуникативной деятельностью.

    Сущность журналистики можно выявить через характеристику деятельности журналистов по сбору, обработке, компоновке и распространению информации в обществе.

    Отсюда вытекают и основные функции журналистики — информационная функция, коммуникативная функция и функция формирования и отражения общественного мнения. Журналистская информация является частью социальной информации. Той информации, которая циркулирует в обществе, проходит через сознание людей и используется в управлении общественными процессами.

Отличается ли журналистская информация от других видов информации? Да, конечно. Давайте для начала попытаемся ответить на два основных вопроса: что такое информация вообще и для чего она нужна? В научной и популярной литературе существует великое множество определений термина «информация». Но поскольку нас сегодня не интересуют проблемы дефиниций, ограничимся самым простым определением, в котором собственно отражена суть. Обычно информацией называют сведения, сообщения об окружающем мире и происходящих в нем процессах. Эти сведения помогают нам узнать что-то, что было неизвестно ранее, либо подтвердить то, что нам было уже известно.

А для чего, в конечном счете, нужна информация? Вот вы сейчас стоите как витязь на распутье: пойти ли учиться на журналиста или не пойти? Стоит ли овчинка выделки? Вам нужно сделать выбор, принять решение. Причем такое решение, чтобы потом об этом не жалеть. Правильно? Поэтому вы расспрашиваете знакомых, читаете книги, ищете справочники для поступающих в вузы, купили и сейчас читаете эту книжку — иными словами, собираете ИНФОРМАЦИЮ. Для того чтобы ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ. ПРАВИЛЬНОЕ решение. Таким образом, информация помогает ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в процессах и закономерностях окружающего мира, она служит для управления и принятия решений.

Информация обладает определенными свойствами. Некоторые из них имеют важное значение для любой информационной и коммуникативной деятельности (а журналистика, если вы помните, является и той и другой).

    Первое из них — это снятие неопределённосmи. Это свойство является производным от связи, существующей между информацией как мерой упорядоченности и энтропией как мерой неопределенности. (Энтропия — слово греческого происхождения, в теории информации означает меру неопределенности какого-либо опыта, который может иметь разные исходы.) Другими словами, информация и энтропия отражают степень нашего знания и незнания.

Цель любой информационной деятельности, и журналистики в частности, — это движение от состояния высокой начальной энтропии к состоянию минимальной конечной энтропии. Журналистская информация, устраняя неопределенность, помогает человеку сформировать свою собственную модель внешнего мира. Чем полнее, точнее, объективнее будет эта журналистская информация, тем больше шансов, что модель внешнего мира у каждого человека, пользующегося этой информацией, будет адекватной этому миру.

    Второе свойство информации, о котором нужно знать журналистам, — это способность информации быть ценной или бесполезной. Причем ценность информации — не постоянное свойство. Например, ценность информации о погоде для большинства людей (не для специалистов) убывает с каждым часом. Накануне вечером нас интересует погода на завтра, а вчерашний прогноз нам уже не нужен. А вот ценность научных законов (закона Архимеда или Ньютона, той же таблицы умножения) непреходяща. В каких же случаях информация становится ценной? Тогда, когда она способствует достижению целей человеческой деятельности. Причем любая новая, ранее неизвестная информация обязательно обладает объективной ценностью, но не всегда представляет ценность для конкретного человека. Поэтому журналисту всегда приходится помнить о субъективной ценности информации, которая зависит от потребностей людей. Если мне это нужно, если у меня есть к этому интерес, значит, эта информация лично для меня представляет ценность. Отсюда получается, что если редакция газеты или журнала предугадывает информационные потребности своих читателей, а журналисты на эти потребности откликаются, то успех этого издания будет обеспечен — будет расти тираж, будут расти доходы от рекламы, будут расти и зарплаты сотрудников редакции.

    И еще одно свойство информации, о котором хочу сказать, а точнее количественная характеристика информации — ее избыточность. Парадоксальная вещь — избыточность информации! С одной стороны, человек всячески ограждает себя от всего липшего — ранее известного, повторного, избыточного: зевает на скучных лекциях, переключает каналы со скучных (все знаю, ничего нового) передач и т. д. С другой стороны, без избыточной информации процесс создания, передачи, восприятия информации оказался бы невозможным.

Дело в том, что в процессе передачи и восприятия информации возникают и действуют помехи, так называемые шумы. Шумы могут быть как физического, механического свойства, так и психического. Если человек, который передает вам некие сведения, к примеру, ведет урок или читает лекцию, имеет дефекты речи (помните врача-логопеда в исполнении Ролана Быкова и его знаменитую улицу «кой-кого», на самом деле Горького?), то без повторов, без избыточности вам просто многое не разобрать, не понять. Это, так сказать, физическая помеха, так же как и исчезновение звука или рябь на экране телевизора, когда нарушается изображение, или налицо полиграфический брак в газете или журнале.

Абсолютно новая информация (т.е. безызбыточная) требовала бы постоянного напряженного внимания, человек бы быстро уставал, ибо человеческие возможности восприятия, хранения, расшифровки информации ограничены его психофизиологическими возможностями. Избыточность сообщения делает его более убедительным и достоверным. Именно поэтому журналисты дают пояснение терминов, ненужное для специалиста, но крайне необходимое для массового читателя. Именно поэтому одним из технологических приемов рекламы на радио считается троекратное упоминание названия товара или услуги и т. д.

Подобно ценности информации, ее избыточность может быть объективной и субъективной. Журналист должен учитывать уровень подготовленности своей аудитории и не «разжевывать» ей то, что ясно без лишних слов.

Этих свойств информации мы еще коснемся чуть ниже, когда рассмотрим схему информационно-коммуникативной деятельности, и попытаемся определить требования, которые должны предъявляться журналистской информации.

Немало терминологических различий и у понятия «коммуникация». В самом общем смысле у слова коммуникация два значения: путь сообщения, связь одного места с другим; общение. Под общением понимается процесс обеспечения взаимопонимания людей посредством обмена информацией — сведениями, мыслями, идеями и даже эмоциями, т. е. продукцией психической деятельности.

Журналистика как профессиональная деятельность имеет самое прямое отношение ко второму значению термина «коммуникация», т. е. общению. Журналист общается с людьми, когда собирает информацию, — это межличностное общение, подробнее о нем будет сказано далее, когда мы поговорим о методах сбора информации в журналистике.

Журналист общается с читателями, зрителями слушателями, когда материал уже готов и средства массовой информации или массовой коммуникации «доносят» журналистское произведение до адресата, т. е. нас с вами. Это особый вид общения, косвенное общение. Журналистика уже не как деятельность, а как система, представляет собой массовое общение, или массовую коммуникацию, которая имеет свои особенные, специфические черты по сравнению с общением межличностным.

Известная формула информационной коммуникации, предложенная американским социологом и теоретиком пропаганды Г. Лассуэлом, выглядит так: КТО говорит, ЧТО говорит, с помощью КАКИХ СРЕДСТВ, к КОМУ обращается и с КАКИМ РЕЗУЛЬТАТОМ.

Если схематично показать информационно-коммуникационный процесс, то первым в цепочке передачи информации будет стоять источник информации (коммуникатор) — в нашем случае журналист. Журналист создает текст (сообщение). Это сообщение с помощью передатчика передается по какому-либо каналу (телевидение, радио, газета) и воспринимается человеком (реципиентом, аудиторией).

Журналист >> Аудитория >> Приёмник >> Передатчик >> Канал >> Принимаемый сигнал >> Воспроизведение сообщения >> Сообщение >> Передаваемый сигнал  

Поэтому в журналистской информации можно выделить два уровня: потенциальную информацию (само сообщение) и реальную информацию (ту, что используется аудиторией):

И ≠ С

Реальная информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем: только соединяясь с потребителем (слушателем, читателем, зрителем, пользователем компьютера), сообщение выделяет информацию,

Ж — С — А

Представьте себе, что я передаю вам следующее сообщение: «Речь идет о характеристике способов репрезентаций семантических макроструктур в памяти и их отношении к другим дискурсным или эпизодическим репрезентациям». Так о чем же идет речь? (Непонятно, да? Значит, сообщение осталось для вас потенциальной информацией, и использовать ее вы пока не сможете.

Любой журналист, конечно, хочет (не буду употреблять сильного слова — мечтает), чтобы созданные им тексты, передачи стали для его аудитории реальной информацией, той, которой можно пользоваться. Что же для этого необходимо? Мы с вами вплотную подошли к основным, глобальным требованиям, предъявляемым к журналистской информации. Их три, и каждое из них обладает правом вето: несоблюдение одного оставляет сообщение потенциальной информацией. Какие же это требования?

    Во-первых, ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, НЕ БАНАЛЬНОСТЬ сведений. Новизна информации не только в новых фактах, которые журналист смог найти. Новым может быть мнение по поводу уже известных сведений. Новым может быть анализ уже известной ситуации. Новизна может заключаться и в форме подачи информации. Повторяемая информация оказывается не банальной при условии вариативности повторения (например, на новом материале). Но абсолютно оригинальная информация для читателя будет абсолютно банальной, как это, на первый взгляд, ни парадоксально. Новое должно опираться и присоединяться к уже известным читателю или слушателю данным, т. е. необходима некоторая избыточность информации.

    Во-вторых, ДОСТУПНОСТЬ, ИЛИ ДЕКОДИРУЕМОСТЬ, сообщения. Это значит, что лексика, которую использует журналист, должна быть понятной и естественной для адресата, при создании информации журналист должен учесть эмоциональный опыт аудитории, чтобы использовать подходящие эпитеты и сравнения для того, чтобы вызывать нужные эмоции. Журналист должен учитывать уровень знаний аудитории, ее «код культуры» — исторические факты, образы, литературные сюжеты, крылатые слова, поговорки.

    В-третьих, журналистская информация должна быть РЕЛЕВАНТНА. Тот, кто знаком с английским, знает, что релевантный — значит уместный, относящийся к делу. Иными словами, журналист готовит материал, учитывая потребности и интересы, желания своей аудитории. Для женского журнала вряд ли подойдет отчет и комментарий о футбольном первенстве.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru