Учебник по военному делу

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА

       

Базовые элементы самозащиты в бою

Почему каждому юноше следует в совершенстве владеть приемами самозащиты?

Общевойсковой бой не исключает рукопашной схватки между подразделениями и отдельными группами, противостоящими в самых разнообразных условиях: в населенных пунктах (особенно в городах), горной местности, на ограниченных площадях, в траншеях.

Овладение приемами рукопашного боя направлено на формирование у военнослужащих навыков, необходимых для уничтожения противника, выведения его из строя или взятия в плен, а также для самозащиты от нападения.

Готовность найти нестандартный выход из положения, сила воли и устойчивость психики гораздо более необходимы для рукопашного боя, чем хорошо поставленный удар рукой или ногой. Большое значение в скорейшем освоении базовых элементов рукопашного боя имеет образное мышление, образное восприятие, развитая чувствительность.

Базовая стойка — это удобное положение тела, которое позволяет выполнять действия в рукопашном бою. Она — основная (учебная) (ил. 35.1 а, б), а приготовление к бою с оружием или без него — это производные от базовой стойки (ил. 1 в).

Ил. 1. Базовая стойка:
а — положение рук в верхней рамке; б — положение рук в «нижней рамке»; в — производная от базовой стойки (боевая стойка)

При принятии базовой стойки ноги ставятся на ширине плеч, что обеспечивает оптимальный размер опорной площади, стопы ног при этом параллельны. Положение слегка присев (ноги слегка согнуты в коленях) обеспечивает готовность к движению в любом направлении, в том числе к ударным действиям с оптимальными энергозатратами. Прямая спина и угол наклона таза (40-45°) способствуют равномерному распределению силы тяжести. Плечи свободно опущены, голова слегка наклонена. Подбородок при этом прикрывает горло (кадык), а для глаз обеспечен оптимальный угол обзора.

Руки при верхней рамке (ил. 1 а) согнуты в локтях, которые слегка прилегают к телу, защищая печень и селезенку, а пальцы, являясь продолжением кистей рук и предплечий, располагаются на уровне глаз. При нижней рамке (ил. 1 б) руки свободно располагаются вдоль внутренней или внешней поверхности бедер. Это обеспечивает наибольшую скорость и точность движений в оптимальном рабочем пространстве с оптимальными усилиями при встрече атак противника или при нанесении ему ударов.

В связи с тем, что антропометрические данные у каждого человека свои, индивидуальные, добиваться полного подражания при выполнении того или иного действия не следует. Каждое упражнение, в том числе и стойка, будет выполняться каждым по-своему (при соблюдении основных правил), особенно. Именно исходя из этого условия, требуется наличие у каждого, кто проходит подготовку, четкого понимания определяющих стойку моментов: площадь опорной площадки, расположение центра тяжести, подача корпуса (спины), положение головы (подбородка и глаз).

Приготовление к бою (боевая стойка) предполагает наиболее удобное положение для рукопашной схватки с противником без оружия и с оружием.

Для приготовления к бою без оружия (ил. 2) нужно, приняв левостороннюю боковую стойку, поднять левую руку до уровня подбородка, кулак вперед (тыльной стороной налево-вверх), правый кулак сбоку у пояса (тыльной стороной вниз-вправо). Это упражнение выполняют и в правосторонней стойке с изменением положения рук.

Исходное положение для подготовки к бою с ножом аналогично боевой стойке без оружия. Для удара сверху ножом его удерживают в правой руке острием вниз, кисть на уровне груди (ил. 3 а, б); для удара снизу — острием вверх; для прямого удара (укола) — острием вперед, кисть на уровне пояса (ил. 3 в). Левая рука, чуть согнутая, впереди — для отражения атак противника. Положение ног и туловища во всех боевых стойках: выпад левой (правой) ногой на шаг вперед, корпус немного наклонен в сторону выставленной ноги, тяжесть тела равномерно распределена на ноги, которые чуть согнуты в коленях.

Ил. 2. Боевая стойка без оружия

Передвижения в стойке — фундамент действий в рукопашном бою, их характер определяет «рисунок» боя, а уровень владения этими навыками (точность, скорость, устойчивость) во многом определяет успешность других, атакующих и защитных, действий.

Ил. 3. Боевая стойка с ножом:
а, б — для удара сверху; в — для прямого удара (укола)

Передвижения в рукопашном бою определяются ситуацией и мОгут быть очень разными. Основные из них — это повороты (развороты к противнику, находящемуся сзади или сбоку, принятие положения тела под углом к атаке противника) и шаги. Шаги, в свою очередь, могут выполняться различными способами: шаг, подшаг, отшаг, шаг с подшагом, подскок, отскок, прыжок и другие.

Объяснения к технике шага не нужны — это обычный переменный шаг, подобный тому, которым мы передвигаемся вне боя. Такими же простыми действиями являются подшаг и отшаг, которыми мы или придвигаемся, или отодвигаемся от выбранной цели, не меняя положения ног относительно друг друга и незначительно увеличивая или уменьшая ширину стойки.

Одним из основных способов передвижения в стойке (ил. 4) является шаг с подшагом. С первого взгляда, этот элемент представляется весьма непростым, и ему необходимо уделить пристальное внимание, так как он, во-первых, действительно весьма сложен, а во-вторых — является одним из «ключей» в освоении системы построения движений. При правильном подходе этот элемент усваивается в кратчайшие сроки.

Ил. 4. Передвижение в стойке:
а, б — шаг с подшагом; в — сокращение дистанции до противника: шаг вперед левой ногой

Для осуществления шага с подшагом (ил. 4 а, б) нужно сделать левой ногой полушаг вперед, развернувшись левым боком к противнику, и, слегка согнув ноги в коленях, немного наклониться корпусом к нему, подав плечи вперед и опустив голову. При этом кулак левой руки, согнутой в локте, расположенный у глаз, а кулак правой руки (также согнутой в локте) защищает подбородок. Корпус при этом располагают под углом к направлению атаки противника. При таком защитном положении удар противника (даже если он пропущен) проходит не прямо, а по касательной к корпусу.

Если в таком положении сделать шаг вперед левой ногой (ил. 4 в), то сокращается дистанция до противника. Отметим, что такой шаг можно и не делать, если ситуация этого не требует, или вы не успели подшагнуть (отшагнуть).

Выполнение шага с подшагом позволяет встать под углом к направлению атаки противника и одновременно сократить дистанцию с ним, то есть войти в контакт.

Прыжок выполняется из боевой стойки (в любом направлении) за счет резкого отталкивания от земли дальней (относительно направления прыжка) ногой. Приземление осуществляется на другую ногу или сразу на обе ноги. В определенной ситуации прыжок выполняется за счет отталкивания обеими ногами.

Нижняя акробатика в рукопашном бою — это комплекс действий, который применяется для ухода с линии атаки противника, сокращения дистанции с ним, совершения маневра, обмана, скрытого подхода к противнику, нанесения ударов, поднятия оружия и подручных средств и их метания, а также с целью обезопасить себя от возможных травм при различных падениях. Нижняя акробатика включает в себя множество разнообразных действий. Основные из них: безопасные падения, перекаты, кувырки (в спорте подобное называется самостраховкой), переползания, скольжения.

Падение осуществляется: на грудь, на спину, на бок (влево, вправо), на спину с разворотом. Осуществлять эти способы падения тренируются на начальной стадии обучения из базовой стойки, в дальнейшем — из каждого положения.

При падении на грудь (ил. 5) необходимо: из базовой стойки (ил. 5 а), опуская таз вниз (ил. 5 б), откинуть ноги назад и вбок и приземлиться на руки, согнутые в локтевых суставах и выставленные перед грудью. Локти должны быть разведены в стороны (ил. 5 в). Контакт рук с поверхностью начинает осуществляться в следующей последовательности: кончики пальцев - пальцы - ладони - внутренние поверхности предплечий. За счет этого осуществляется плавная и бесшумная амортизация падения.

Ил. 5. Падение на грудь

При падении на бок (влево, вправо) необходимо из базовой стойки (ил. 6 а) скрутиться в бедрах (ил. 6 б) и, выбросив согнутые в коленях ноги в сторону (влево или вправо) (ил. 6 в), приземлиться на руки, как при падении на грудь. При этом согнутые в коленях ноги должны составлять между собой угол ~ 90°, угол между бедром согнутой ноги и ее голенью тоже должен составлять ~ 90°, что необходимо для предотвращения повреждений коленных суставов. Голова должна быть поднята (ил. 6 г).

Ил. 6. Падение на бок

При падении на спину из базовой стойки (ил. 7 а) присесть, вытянуть любую ногу вперед (в зависимости от того, в какую сторону происходит падение) и «сесть» на пятку опорной ноги бедром (на ил. 7 б — правым бедром на левую пятку). Правая рука тянется за пяткой правой ноги, помогая округлять спину (ил. 7 в). После этого перекатиться (ил. 7 г) и перевернуться на всю спину (ил. 7 д), подтянув под себя ступни ног. Этим прижатием гасится энергия, закидывающая ноги вверх. Подбородок необходимо прижать к груди. Руками в момент контакта с поверхностью не опираться.

Ил. 7. Падение на спину

Типичные ошибки, присущие тем, кто осваивает такой элемент акробатики, как падение, можно сгруппировать и на этой основе сформулировать соответствующие правила. Так, при падении:

  • а) вперед нельзя напрягать брюшной пресс и опираться на локти;
  • б) назад опасно опираться на локти;
  • в) на бок нельзя опираться на локоть;
  • г) на бок нельзя скрещивать ноги;
  • д) вперед нельзя упираться прямыми руками на ладони кистями вперед;
  • е) запрещено опираться на пятку.

Перекаты на начальном этапе обучения являются как подготовительными упражнениями к действиям с оружием, так и разминочными. Кроме этого, они формируют такое качество, как ловкость.

Перекат на коленях осуществляется из исходного положения «сидя на коленях» (ил. 8 а). Для осуществления движения, например влево, необходимо выпрямить левую ногу и опуститься на правое бедро (ил. 8 б). После этого повернуться на левое бедро, согнув левую ногу в колене и выпрямив правую ногу (ил. 8 в). Далее потянуться за выпрямленной правой ногой и сесть на колени (ил. 8 г).

Ил. 8. Перекат на коленях

Кисти рук при движении постоянно находятся на коленях, а глаза наблюдают за окружающей обстановкой.

Перекат лежа может выполняться как из положения «сидя на коленях», так и с базовой стойки. Из положения «сидя на коленях» (ил. 9 а) надо опуститься (при движении влево) на правый бок вслед за выпрямленной левой ногой (ил. 9 б). После этого перевернуться на всю спину, оставив ноги согнутыми в коленях (ил. 9 в). Для продолжения движения необходимо, поворачиваясь на левый бок, подтянуть согнутую в колене левую ногу к груди, правой рукой потянуться за правой ногой, выпрямиться (ил. 9 г). После этого сесть на оба колена (ил. 9 д). Локти при перекатах не должны ударяться о поверхность. Для этого их надо убирать в сгиб между бедром и корпусом. При перекате в другую сторону движение начинается с поворота на противоположное бедро.

Ил. 9. Перекат лежа

Подготовительные приемы разучиваются на первом занятии. Дальнейшие тренировки для их выполнения осуществляются в подготовительной части следующих занятий.

Базовая стойка. Боевая стойка. Падение. Перекат.

  1. Что такое базовая и боевая стойки?
  2. Как принимается боевая стойка с оружием и без оружия?
  3. Какая разница между базовой и боевой стойками?
  4. В чем отличие между боевой стойкой с оружием и без него?
  5. Как осуществляются передвижения в боевой стойке?
  6. Какие существуют виды падения?
  7. Назовите типичные ошибки при падении.
  8. Какие есть виды перекатов?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru