Учебник для 9 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

   

Введение

Наступил XXI век. Ветер будущего, ветер перемен охватил весь мир. Едва угадываются контуры нового, но ощущение новизны переживаемого времени непреодолимо. Каким далёким кажется XX век! В прошлом осталась грандиозная и трагическая эпоха индустриального общества с его достижениями и утратами, надеждами и разочарованиями.

Новейшая история — период, который включает две исторические эпохи: этап завершения развития индустриального общества (1890—1960-е гг.) и этап становления постиндустриального информационного общества (1970-е гг. — настоящее время).

1890—1960-е гг. в экономике — это завершающий этап развития индустриального общества, этап массового производства стандартных промышленных товаров. В научно-технической сфере — этап развития достижений второй промышленно-технологической революции, открывшей эпоху электричества и нефти, автомобиля и радио. В социальной сфере — период бурного роста занятости в промышленности, подъёма борьбы рабочего класса за свои права, социальных реформ и формирования общества массового потребления. В политике — период ожесточённой политической борьбы между силами тоталитаризма и демократии, попыток активного государственного вмешательства в экономику и в дела общества. В сфере идеологии — период идеологической борьбы, главным вектором которой было противостояние по линии капитализм — социализм. В культуре — период модернизма, в рамках которого на первом месте в искусстве оказывается авторское видение мира и попытки его художественного конструирования. В науке — период неклассической картины мира, когда человек оказывается песчинкой в случайном мире атомов, мотыльком в остывающем мире нашей Вселенной.

1970-е гг. — настоящее время в экономике — этап становления постиндустриального информационного общества, где главными становятся сфера услуг, производство и обработка информации и знаний. В научно-технической сфере — этап развития достижений третьей промышленно-технологической революции, информационной революции, связанной с появлением микропроцессоров, новых способов оцифровывания информации, персональных компьютеров, Интернета, а также с достижениями в области биотехнологии и нанотехнологии и др. В социальной сфере — период роста занятости в сфере услуг и информационных технологий, утраты рабочим классом своего центрального положения в социальной структуре общества, появления множества разнообразных социальных слоев, групп, меньшинств, отстаивающих свои права и интересы. В политике — период демократизации общества в условиях глобализации и поиска национальной, культурной и религиозной самоидентификации, утверждения новой роли гражданского общества и уменьшения влияния государства на дела общества. В сфере идеологии — период нарастания культурно-цивилизационных противоречий в результате демократизации и глобализации. В культуре — период постмодернизма, когда читатель и зритель становятся соучастниками творческого процесса. В науке — период формирования постнеклассической картины мира, когда человек вновь стремится обрести утраченное гармоничное единство с миром и космосом. Так в рамках Новейшего времени произошла смена эпох.

Только несколько передовых стран на рубеже XIX— XX вв. вступили в фазу зрелого индустриального общества, вслед за ними ряд государств пошли путём ускоренной индустриализации, для других эти задачи оставались актуальными почти весь XX в. Освоение в условиях традиционного общества опыта индустриального развития, считавшегося многими передовым, получило название модернизация, что буквально означает «быть современным, быть на уровне передовых стран и эпохи». С этим связано понятие «догоняющееразвитие». Трудности модернизации, разрушение традиционного уклада жизни в странах «догоняющего развития» рождали у части населения стремление возвратиться к традициям или к поиску спасительных идей.

В последние три десятилетия XX в. отдельные страны осуществили прорыв, для них начался этап становления постиндустриального общества и информационной экономики, в других только наметилось движение к формированию нового постиндустриального общества. В тех странах, где индустриализация не была завершена и даже не начиналась, встают сложные проблемы. Для них переплетение задач первой модернизации (построение индустриального общества) с задачами второй модернизации (становление постиндустриального общества) создаёт как дополнительные возможности, так и дополнительные сложности. На рубеже XX—XXI вв. обозначились культурно-циви-лизационные противоречия, которые свидетельствуют о том, что модернизация — это не просто копирование опыта развитых стран. Модернизация невозможна без учёта традиций и опоры на национальный исторический опыт. Можно заимствовать технологические новинки, но традиции заимствовать нельзя. Традиции многогранны, одни становятся тормозом, другие высвобождают энергию людей.

Авторы считали важным обратить внимание также на способы осуществления исторических задач, в том числе и модернизации. В этой борьбе выступает на первый план дилемма: реформа или революция? В Новейшее время в большинстве стран мира идёт борьба между разнородными политическими силами, сторонниками реформистского, эволюционного пути развития и приверженцами революционной, насильственной ломки общественных структур.

История — это смена эпох. Такое понимание истории разрабатывалось в рамках разных концепций. Первоначально в науке господствовала модель линейного, поступательного развития истории как продвижения к свободе, торжеству разума и справедливости (эпоха Просвещения). Затем стало складываться понимание истории как существования замкнутых цивилизаций, каждая из которых переживает свой рассвет, подъём, надлом и упадок (А. Тойнби). Возник и подход, связывающий историю со сменой эпох, каждая из которых имеет свой внутренний, присущий только ей смысл, язык и систему представлений (В. Дильтей). Почему происходит смена эпох? Сложилось несколько точек зрения и на движущие силы истории. Одни на первое место ставили изменения в экономике, технике (К. Маркс и др.). Другие делали акцент на политических институтах, способах господства и смене политических элит (В. Парето и др.). Третьи подчёркивали важность духовных факторов, представлений человека о мире (М. Вебер и др.). В современной науке учитывается всё разнообразие концепций. Считается, что каждый из подходов делает акцент на том или ином срезе исторической реальности.

Не противостоят друг другу и наиболее востребованные концепции — теория модернизации и цивилизационный подход. Теория модернизации делает акцент на общих тенденциях развития, пытается осмыслить исторический процесс как движение. Цивилизационный подход подчёркивает историческое разнообразие, самобытность и уникальность исторических явлений, особую роль традиций и религий как хранителей основ цивилизаций. Возможность тех или иных стран ответить на новые вызовы времени и вызовы со стороны других заключается в способности как преодолеть тормозящее воздействие одних традиций, так и использовать традиции, отвечающие духу времени и эпохи, актуальным задачам модернизации.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru