Учебник для 8 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

§ 7—8. Искусство в поисках новой картины мира

  • Выскажите своё мнение, может ли художественное творчество оказывать влияние на умы и жизнь людей.

«Огненные кисти романтиков»

В Испании рубежа XVIII—XIX вв., где, как и в Средние века, абсолютизм, католическая церковь и инквизиция подавляли всякие попытки свободомыслия, формировалось творчество Франсиско Гойи (1746—1828). Ранние произведения художника, нарядные весёлые жанровые картины в духе «галантного века», радуют глаз изысканными цветовыми сочетаниями, непринуждённостью поз персонажей.

Но в конце века творчество Гойи резко меняется, уходит беззаботность его живописи. Таков «Портрет королевской семьи Карлоса IV». Волшебные, сверкающие краски подчёркивают силу, властность, жёсткость королевской четы.

Пройдёт несколько лет, и Испания окажется втянута в трагедию захватнических войн Наполеона. Вторжение французской армии встретило ожесточённое сопротивление народа. Эти эпизоды Гойя запечатлеет в серии офортов «Бедствия войны» и картине «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.». Сюжет произведения прост: ночью на городском пустыре при мерцающем свете стоящего на земле фонаря происходит кровавая расправа. Сумрачно чёрное небо, безмолвна чёрная шеренга карателей. Ярко освещена группа мятежников: одни закрыли лица руками, другие мужественно смотрят в глаза смерти. Но все они, обречённые на смерть, живы, ибо жив тот, кто борется.

Глубокий интерес к внутреннему миру человека проявил и современник великого испанца Теодор Жерико (1791—1824), считавшийся одним из наиболее талантливых продолжателей Давида. Полотно «Офицер конных егерей, бросающийся в атаку» запечатлело мчащегося коня с седоком, поле боя, взрывы снарядов. Отблеск дальнего пожара, контрасты цвета, света и тени усиливают героическое звучание картины.

Главное творение Жерико «Плот „Медузы"» — история людей, затерявшихся посреди океана после кораблекрушения фрегата «Медуза». Романтики часто изображали своих героев в моменты наивысшего напряжения духовных и физических сил, когда наиболее ясно обнажается сущность человека. И автор намеренно убирает мелкие бытовые детали, сосредоточивая внимание на гуманистической стороне происходящей человеческой драмы.

Под влиянием искусства Жерико складывался характер его друга Эжена Делакруа (1798—1863). Картины этого художника полны смятения, тревоги. Кумиром юности Делакруа был Байрон. Сцены из «Паломничества Чайльд Гарольда» вдохновляют его на создание монументального полотна «Резня на Хиосе», на котором изображён трагический эпизод борьбы греческого народа против турецкого ига. Выставленное в Салоне, оно произвело сенсацию.

В 1830 г. художник закончил полотно «Свобода, ведущая нярод», остающееся на все времена романтическим символом революционных бурь. Сквозь кровь, страдания и смерть прекрасная женщина с трёхцветным знаменем в руке увлекает людей к победе. В толпе видны вооружённые бедняки, обитатели трущоб, студент, маленький Гаврош с пистолетами. «Марсельезой французской живописи» называли картину современники, а власти объявили Делакруа опасным художником.

«Надо омужичить искусство!»

Но ещё более мятежным оказался Опоре Домье (1808—1879) — представитель критического реализма в живописи. Он начал как карикатурист, делал для журналов сатирические зарисовки политических деятелей и самого «короля лавочников» Луи Филиппа с головой, похожей на грушу. Литографии Домье мгновенно раскупались, они были известны всем.

Домье-карикатурист был хорошо известен публике, а вот о том, что он занимается живописью, знали лишь близкие друзья. В небольшой мастерской художника скопились холсты. Особое место принадлежит картинам о Дон Кихоте. Рыцарь без страха и упрёка, скитающийся в поисках добра и справедливости, привлекал Домье силой духа. За смешной внешностью и нелепыми поступками Домье различает подлинное благородство, величие и сострадание к людям, которых так не хватает его современникам.

Реалистические традиции в живописи прочно связаны с именем Гюстава Курбе (1819—1877). Когда его упрекнули в том, что очень грубы герои картин, Курбе, считавший целью своей жизни борьбу за новое реалистическое искусство, воскликнул: «Надо омужичить искусство!» На картине «Дробильщики камней» старик рабочий в грубой, заплатанной одежде и потрескавшихся деревянных башмаках, опустившись на колени, разбивает молотком приготовленные для строительства камни. Юноша в лохмотьях с трудом удерживает в руках тяжёлую корзину. В газетах художника обвиняли в том, что он прославляет безобразное, но достаточно взглянуть на картины «Веяльщицы», «Послеобеденный отдых в Орнане», чтобы понять, с каким уважением Курбе писал людей труда.

«Крестьянский живописец»

Мир французской деревни стал неиссякаемым источником творчества для Жана Милле (1814—1875). Уже известным художником он продолжал заниматься крестьянским трудом, отдавая живописи свободное время. В 1857 г. в Салоне представлено его полотно «Собирательницы колосьев», повествующее о жизни деревни и её обитателях. Во Франции был обычай: после уборки хлеба на господском поле крестьянам разрешалось собирать с земли оставшиеся колосья. Эту сцену и запечатлел художник: бескрайнее поле, освещенное палящим солнцем, богатая и щедрая земля, дающая обильный урожай, и согбенные спины женщин, занятых однообразным трудом. Предельно скупы их движения, в них нет ни протеста, ни возмущения, а лишь чувствуется бесконечная усталость.

«Салон отверженных»

Художественная жизнь Второй империи находилась под неусыпным надзором «академиков»* и самого императора. Каждую весну в парижском Дворце промышленности открывались двери Салона — ежегодной выставки. Попасть туда означало для художника получить официальное признание и, что немаловажно, возможность продавать свои произведения. Однако при отборе картин для Салона в 1863 г. жюри отклонило две трети представленных работ. Узнав о многочисленных жалобах художников, Наполеон III распорядился организовать выставку отвергнутых картин, названную «Салон отверженных». Большинство выставленных там произведений было осмеяно публикой и обругано газетчиками. Особенно досталось картине «Завтрак на траве». Её автор Эдуард Мане (1832—1883) — один из тех, чьё творчество завершает развитие классического искусства и начинает новую эпоху в живописи.

Дорога Мане к известности оказалась долгой и трудной: жюри Салона неизменно отвергало его картины, и лишь немногие осмеливались встать на защиту художника. Среди них был Золя, написавший в газете: «Место г-ну Мане в Лувре уже обеспечено».

В «Портрете Золя» художник изображает друга в рабочем кабинете у письменного стола, заваленного бумагами, книгами. Интерьер свидетельствует о вкусах хозяина: японская ширма с фантастическим пейзажем, репродукция картины Мане. В облике писателя угадывается сильная личность, яркая индивидуальность.

Только в конце жизни Мане удалось завоевать некоторое признание. Но пройдёт ещё более 30 лет, прежде чем сбудется пророчество Золя и картины художника займут свои места в музеях мира. Вокруг Мане объединяется группа молодых художников, ищущих новые пути в искусстве.

Весной 1874 г. малоизвестные живописцы, отвергнутые Салоном и назвавшие себя независимыми, представили на суд публики свои произведения. Но их живопись вызвала лишь глумливый смех посетителей, а газеты запестрели заголовками: «Комическая выставка», «Издевательство», «Мазня». За художниками закрепилось прозвище, данное в насмешку ловким журналистом, — импрессионисты. Поводом послужило название картины К. Моне «Впечатление. Восход солнца» («впечатление» по-французски impression).

Импрессионисты были самобытными мастерами, но их объединяло стремление запечатлеть изменчивость красоты окружающего мира: художники заметили, что цвет и объём предметов могут изменяться в зависимости от освещения, времени суток или цвета находящихся рядом предметов. Поэтому они перестали работать в закрытых студиях и вышли на природу. Художники мечтали передать на холсте то, что видит глаз. Для этого понадобилось изменить живописную манеру: отказаться от тщательного рисунка, заменив его несколькими штрихами, дающими общее впечатление, силуэт, работать так быстро, чтобы рука успевала зафиксировать малейшее изменение в природе; писать «чистыми» красками, не смешивая их на палитре (последнее было подсказано игрой света на поверхности воды). Красочные мазки накладывались тесно один к другому, уже на холсте сливаясь в нужную гамму. Импрессионисты ввели в искусство новые темы, новых героев.

Клод Моне (1840—1926) прожил долгую и трудную жизнь. Но светло и поэтично выглядит мир на его картинах. Утончённый пейзажист, влюблённый в пригороды Парижа, Моне был страстно увлечён водной стихией. Он даже построил лодку-мастерскую, в которой плавал по Сене. Полотно «Скалы в Бель-Иль» создано в живописном курортном местечке. Мягкими, прозрачными красками написаны море и скалы. Пронизанный светом воздух размывает отдельные детали пейзажа, их очертания теряют свою определённость. Сиреневатые, лиловые, голубые, зеленоватые оттенки, сливаясь, рождают ощущение простора, солнца, воздуха. Волны с шумом и брызгами разбиваются о подножия скал, окаймлённых белыми бурунчиками пены. Высоко поднята линия горизонта, открывая беспредельность мира.

Одним из первых Моне стал писать серии полотен: «Стога», «Тополя», «Руанский собор» (неискушённая публика заговорила об однообразии его картин). Два года ездил живописец в Руан. Из окна, расположенного напротив западного фасада собора, наблюдал он за игрой света на портале. Моне написал более 20 видов собора в разное время суток: в сверкающих лучах утреннего солнца, в ослепительный полдень, когда древние стены окрашены синими, красными, золотыми бликами, погружённым в прохладный предвечерний сумрак. От полотна к полотну облик собора менялся на глазах, почти физически ощущалось движение света.

Важное место в творчестве Моне занимали городские пейзажи. Героем серии картин стал новый парижский вокзал Сент-Лазар. Зритель как бы попадает в непрекращающийся водоворот движения, оглушён шумом отъезжающих и прибывающих поездов, гудками, скрежетом железа, шарканьем ног и говором людской толпы. Всё радостно и шумно.

«Поэт Парижа»

Многолюдный мир большого города покорил Камиля Писсарро (1831—1903). Художник пишет улицы и площади современного Парижа, останавливает ускользающее мгновение его бытия. Полотно «Бульвар Монмартр в Париже» переносит нас на оживлённую магистраль. Множество экипажей движутся в разных направлениях. Деловито спешащие или неторопливо прогуливающиеся пешеходы заполнили не только тротуары, но и проезжую часть бульвара. Всё окутано прозрачным голубовато-сиреневым воздухом. Художник пишет стремительным, беспокойным мазком, едва касаясь холста кистью. Но из разрозненных точек, цветовых пятен, штрихов возникает точная и необыкновенно выразительная картина солнечного весеннего дня, оживления, царящего на бульваре.

«Живописец счастья»

«Всю жизнь живопись была его единственным удовольствием, единственным вдохновением» — так писал знаменитый торговец картинами Амбруаз Воллар о своём друге Огюсте Ренуаре (1841 —1919). Чаще всего Ренуар пишет женщин и детей, считая их наиболее совершенными творениями природы. Его привлекают не холодные светские красавицы, а весёлые и живые «настоящие» француженки (продавщицы, белошвейки, актрисы), непосредственные и полные очарования. Такова любимица парижан 20-летняя актриса «Комеди Франсез» Жанна Самари. Ренуар писал её несколько раз. Молодость и красота воплощены в облике девушки на портрете. Но не только очарование юности запечатлел художник. Перед нами личность: талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница.

Совсем иной образ создан на портрете «Девушка с веером», изображающем дочь владельца пригородного ресторанчика, где Ренуар писал летние пейзажи. Юную, смешливую девушку художник усаживает в глубокое кресло с ярко-красной обивкой. Нежными тонами написано лицо, густые чёрные волосы отливают сиреневым и лиловым. На белой плоскости веера отражаются красноватые блики кресла, золотисто-жёлтые — фона, сине-сиреневые — платья девушки.

В поисках собственного пути

В середине 1880-х гг. импрессионисты добились известности: их картины стали выставлять, а кое-что удавалось продать. На их открытиях учились художники-постимпрессионисты.

С «отверженными» Поля Сезанна (1839—1906) связывали личная дружба, общие выставки, годы непризнания. Но художник не стремился запечатлеть мгновения изменяющейся природы. Мир виделся ему незыблемым, монументальным. Из импрессионизма он пытался сделать что-то постоянное. Излюбленный жанр художника — натюрморт. Он любуется простыми вещами, по многу раз пишет дешёвую посуду, стол со смятой скатертью, похожей на ломаную жесть, одни и те же незатейливые плоды: яблоки, апельсины, груши. Предметы на его холстах выглядят весомо, материально. Необычна композиция его натюрмортов. Сезанн совмещает несколько разных точек зрения, показывая зрителю посуду, предметы, плоды сверху; скатерть и сам стол мы видим так, как будто смотрим на них чуть снизу. Натюрморты написаны интенсивным, глубоким цветом, красноватые яблоки и оранжевые апельсины оттеняются белоснежным тоном салфеток и фаянсовой посуды. Тёмные контуры подчёркивают объём предметов.

В русле импрессионистических традиций начинал и другой постимпрессионист — Поль Гоген (1848—1903). Самобытный талант и неприятие размеренной, обыденной жизни заставили его, преуспевающего 35-летнего биржевого маклера, счастливого отца благополучного семейства, покинуть цивилизованную Францию. Он отправляется на поиски мира, устроенного по иным законам, и добирается до островов Полинезия. Здесь, на Таити, Гоген нашёл простые, естественные чувства, великолепную и щедрую природу. Чтобы передать очарование «первобытного рая», художник разрабатывает своеобразную манеру письма. Форма предметов становится обобщённой, меняется перспектива, совершенно исчезает тень. Вместо тонких оттенков — большие цветовые плоскости, окаймлённые контуром. «Таитянские пасторали» олицетворяют прекрасную жизнь таитян, их единение с окружающей природой.

Неистовый художник

С Францией связано и творчество удивительного художника-самоучки голландца Вин сента Ван Гога (1853—1890).

С ранней юности его душа была полна любви и сострадания к людям. Его герои — кряжистые крестьяне и крестьянки, горняки, шахтёры, ткачи. Любимое детище Ван Гога голландского периода — полотно «Едоки картофеля». На картине — ужин семьи бедняков: низкое подвальное помещение, грубый стол, убогая посуда. Но полотно отдаёт «дымком и картофельным паром», а её топорно скроенные герои, их заскорузлые руки сродни своей кормилице-земле.

Постоянным источником вдохновения для Ван Гога служит щедрая и прекрасная природа юга Франции. Прованс покорил его солнцем, бескрайними просторами. Здесь Винсент мечтал создать мастерскую, сообща работать с друзьями-художниками.

Ван Гог работает как одержимый, забывает о еде и об отдыхе, пишет ночами при свечах. За год создано более 190 произведений: цветущие сады, поля, колосящиеся созревающим хлебом, терраса кафе под ночным небом...

Единственное полотно, проданное при жизни художника, — «Красные виноградники в Арле». Высоко в небе стоит беспощадное, раскалённое солнце, вибрирует знойный воздух, тяжёлые винно-красные гроздья склоняются на жирную, плодоносную землю. Изнурителен труд сборщиков винограда, непомерная усталость согнула спины людей. Поразительна техника художника: краски положены на холст густым слоем. Мы различаем стремительные мазки разных очертаний, они «лепят» форму, составляют основу рисунка, их «бег» рождает ощущение живой ткани.

Как никто из художников, Ван Гог чувствовал душу природы. Старые ветлы у дороги напоминали ему процессию стариков из богадельни, замороженные кочерыжки — группу женщин, стоящих ранним утром в старых платках у лавки. Одна из последних работ — «Пейзаж в Овере после дождя». Далеко, до самого горизонта, раскинулись вспаханные поля. Чистый, прозрачный воздух, яркая после дождя зелень деревьев и трав. Светло и ярко написаны красное колесо тележки, едущей по дороге, красная черепица, красные цветы. Произведение пронизывает неутомимая жажда жизни, восхищение красотой, страстное стремление к свету, добру, гармонии.

В последние месяцы жизни художник работал с предельным напряжением. В предсмертном послании он писал: «Я заплатил жизнью за свою работу». Тоска и одиночество чувствуются в его работах. Ван Гога окружает атмосфера непонимания. Нет и никогда не было семьи, нет близких, друзей. Торговцы картинами отказываются приобретать его произведения. Болезнь и безденежье делают жизнь невыносимой. Загнанный и измученный художник видит выход в самоубийстве. В бескрайних просторах Овера прозвучал выстрел, положивший конец 37-летней жизни одного из самых непонятых художников.

Создатели «маленьких шедевров»

Романтизм принёс в искусство не только новые темы и новых героев, обновляются музыкальные формы.

Австрийский композитор и музыкант Франц Шуберт (1797—1828) жил в Вене в одно время с великим Бетховеном. Застенчивый юноша преклонялся перед силой его таланта, наблюдал за ним издалека, но так и не рискнул познакомиться. И всё же известен отзыв Бетховена о музыке композитора: «Поистине в этом Шуберте живёт искра Божия».

Как и Моцарт, Шуберт прожил короткую и трудную жизнь. Чтобы зарабатывать, давал уроки музыки, преподавал в приходской школе и лишь вечером и ночью мог сочинять. Рассказывают, что Шуберт даже спал не снимая очков, чтобы не терять времени на их поиски, если в душе зазвучит новая мелодия. Около кровати всегда лежали нотная бумага и перо.

Композитор редко сочинял большие произведения, предпочитая им песни (особенно на стихи Шиллера и Гёте) для голоса в сопровождении фортепиано, героями которых были уличный шарманщик, рыбак, мельник, одинокий странник, нищий поэт, влюблённый. Мелодичность песен, глубокое проникновение в сокровенный мир души вскоре принесли известность «маленьким шедеврам». Едва ли не самое знаменитое произведение — баллада «Лесной царь» — драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребёнком через недобрый сказочный лес. Фортепиано рисует слушателю мрачную, таинственную ночную чащу, бешеный ритм скачки, подводя к трагическому финалу.

Шуберт умер, не дожив до 32 лет. Друзья похоронили его рядом с могилой Бетховена.

Среди блестящей плеяды талантливых музыкантов первой половины XIX в. одно из почётных мест принадлежит поляку Фридерику Шопену (1810—1849).

Юность композитора проходила в музыкальной столице мира Вене, а затем в Париже. Сюда в 1830 г. пришла весть о вспыхнувшем в Царстве Польском, входившем в состав России, восстании за независимость. Шопен мечтает вернуться домой, принять участие в боях. Сборы закончены, но в пути настигает страшная весть о разгроме восстания, об аресте руководителей. Отчаяние, боль, страдания он излил в музыке этюда до минор, знаменитом «Революционном этюде» — исповеди души композитора. Излюбленной формой произведений Шопена были танцы, в основе которых часто лежали национальные славянские мотивы, композитора называли «королём мазурок». Он смог и танцевальной музыке придать патриотическое звучание. Проникнутые народными мотивами, танцевальные пьесы создавали живой, нежный, а иногда и печальный образ любимой отчизны.

Опера с «неприличным» сюжетом

Дальнейшее развитие музыкальные романтические традиции получили в творчестве Джузеппе Верди (1813—1901). В преддверии революционных событий 1848 г. оперы композитора станут могучим средством борьбы для итальянских патриотов за независимость родины. Так, в опере с историческим сюжетом о вторжении гуннов в Италию римский полководец бросает вождю варваров: «Возьми себе весь мир, лишь Италию оставь мне», а зрители неистово кричат: «Нам, нам Италию!»

Верди неоднократно обращался к произведениям Гюго и Шиллера. Оперы «Эрнани», «Дон Карлос», «Риголетто» принесли ему мировую славу. Композитор был одержим стремлением постичь сложный мир человека. Однажды он познакомился с пьесой Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», рассказывающей трагическую историю деревенской девушки, попавшей в Париж. Верди увлекла возможность раскрыть сложный внутренний мир героини, глубину её страданий и самоотверженность в любви, отказ от которой равносилен гибели. Опера называлась «Травиата», что означает «падшая», «заблудшая». На сцене жили современные герои, и их трагическая история волновала зрителей. Композитор смело вводил в мелодию арий и песен интонации бытовой музыки. Однако слушателям реалистические новшества не сразу пришлись по вкусу. Раздавались голоса снять оперу с «неприличным» сюжетом. Но пройдёт совсем немного времени, и «Травиата» навсегда займёт своё место в мировой оперной классике.

«Мне нужен театр, без него я ничто»

3 марта 1875 г. в переполненном театре «Опера Комик» царило оживление, которое обычно сопутствует премьере. Имя 37-летнего композитора Жоржа Визе (1838—1875) уже знакомо парижанам, его оперы «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», музыка к драме «Арлезианка» были благосклонно приняты публикой и критикой.

Премьера оперы-драмы «Кармен», нового и самого любимого произведения композитора, закончилась провалом. Одни возмущались «неприличным» сюжетом и слишком серьёзной музыкой, другие находили музыку банальной. Общее мнение гласило: «Какая правдивость, но и какой скандал!» После нескольких представлений «Кармен» исчезла из репертуара театра, Визе так и не узнал, что всего через несколько лет его опера станет одной из самых популярных в мире. В качестве основы взяты фрагменты новеллы «Кармен» французского писателя Проспера Мериме. Герой оперы, простодушный деревенский парень Хозе, оказывается в городе, где несёт военную службу. Внезапно в его жизнь, как ослепительная комета, врывается неистовая цыганка Кармен. Ради неё он совершает безумные поступки, становится контрабандистом, ведёт вольную и опасную жизнь. Однако гордой красавице скоро надоедает ревнивый спутник. Превыше всего Кармен ценит свободу и не отказывается от неё даже под угрозой смерти.

Свежесть, новаторство произведения были по достоинству оценены П. И. Чайковским. Он слушал «Кармен» в Париже, восторженно отозвался об опере, назвав её шедевром, которому «суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи».

Звучащая живопись

Развитие музыкальной культуры конца XIX в. связано с творчеством композиторов, увлечённых открытиями импрессионистов. Новатором музыкального искусства выступает французский композитор Клод Дебюсси (1862—1918), стремившийся воссоздать переменчивый облик природы.

К началу 1890-х гг. сформировались его профессиональные взгляды, блестяще воплощённые в оркестровой прелюдии «Послеполуденный отдых фавна». Толчком для её создания послужило поэтическое произведение о любовных переживаниях древнегреческого лесного бога (Фавна). Стихотворение предполагалось читать с эстрады в сопровождении танцев. Небольшое, изящное произведение погружает зрителя в атмосферу мимолётных образов и ощущений. Хрупкая, нежная мелодия неопределённа и расплывчата.

Ещё ярче новые веяния проявились в симфоническом цикле «Ноктюрны», состоящем из трёх частей. Первая — «Облака» — навеяна картинами К. Моне. Музыка создаёт образ ночного неба, по которому меланхолично плывут облака, передаёт угасающий дневной свет и лёгкую грусть созерцания, рисует унылый пейзаж, наполненный таинственными, непонятными шумами и шорохами. Вторая часть — «Празднества» — картина уличного ликования, праздничного шествия, в котором слушатели различают всплески зажигательных танцевальных и песенных мелодий. В завершающей цикл пьесе «Сирены» господствует образ моря — изменчивой стихии, столь любимой импрессионистами.

«Великий немой»

Совершенствование техники фотографии подталкивало изобретателей разных стран к созданию «ожившей фотографии». 28 декабря посетители парижского кафе пережили ужасные минуты: из глубины экрана на них двигался огромный поезд. Перепуганные зрители не знали, что оказались участниками одного из первых киносеансов.

Учёные многих стран внесли вклад в техническую разработку приборов, фиксирующих движение предметов и проецирующих их на экран, но изобретателями кино принято считать братьев Огюста и Луи Люмьеров (они назвали свой аппарат «синематограф»). Первые ленты были похожи на бытовые фотографии: рабочие у ворот предприятия после окончания смены, прибытие поезда к перрону, процесс кормления ребёнка кашей, движение лодки от берега. Но самый большой восторг зрителей вызвала комедия «Политый поливальщик». Дворник заглядывает в отверстие шланга, а мальчишка-шалун, наступивший на шланг, приподнимает ногу, и брызнувшая струя окатывает поливальщика.

Новый аттракцион имел неслыханный успех, и уже в следующем году кинематограф появился в Англии, Германии, Австрии, Испании, США, Японии, России, Индонезии, Австралии. Демонстрация фильмов происходила в ресторанах, кафе, парках и на ярмарках. Именно для ярмарочных балаганов делалось большинство фильмов, и первое десятилетие истории кино называют «балаганным периодом». Эти ленты снимались без подготовки, звук отсутствовал.

Следующий шаг в развитии кинематографа — появление кинематографического трюка — связан с именем Жоржа Мельеса. Мельес вспоминал, как однажды, снимая уличное движение, он на мгновение отвлёкся и перестал крутить ручку съёмочной камеры. За это время место омнибуса в камере занял похоронный катафалк. Открытие подтолкнуло Мельеса к экспериментам с камерой, поиску необычных эффектов. Придуманные трюки делали фильмы не «копией» событий. Применяя цирковые фокусы и эстрадные приёмы, Мельес создавал новую реальность. Однако искусством кино становится в XX в.

Вы познакомились с новыми художественными течениями и должны были заметить, что им присущи общие черты: они возникли в условиях кризиса старых ценностей, старого миропонимания, переоценки традиций. Искусство XIX столетия является одним из наиболее противоречивых и драматических эпизодов мировой художественной культуры.

Прикоснувшись к жизни и творчеству её создателей, вы получили возможность стать свидетелями творческих исканий, мучительных поисков и размышлений о правде и красоте в искусстве, его смысле и предназначении.

В то же время это период величайших открытий, гениальных догадок, нового взгляда на мир, общество, природу, человека, первых попыток сближения различных видов и жанров художественных произведений, которые в полной мере будут воплощены в следующем столетии.

Творцы искусства оставили в наследство потомкам не только открытия, но и тайны, разгадывать которые предстоит вам.

Проверьте себя

  1. Выпишите термины параграфа, обозначающие направления и стили художественного творчества.
  2. В параграфе названо множество имён выдающихся художников и музыкантов и самые известные произведения этих авторов. Придумайте тест с заданием: «Соотнесите автора и название его произведения», с помощью которого можно проверить знания и эрудицию.
  3. Объясните, почему произведения импрессионистов и постимпрессионистов публика долго не принимала.
  4. Расскажите об изобретении кинематографа.

Подумайте

  1. Используя дополнительные материалы в учебнике и интернет-ресурсы, объясните, в какой из городов второй половины XIX в. — Лондон, Париж или Нью-Йорк — вы бы хотели отправиться на машине времени. Что именно заинтересовало вас в этом городе?
  2. Однажды Моне писал картину, как всегда под открытым небом. Художник прекратил работу, когда на мгновение солнце спряталось за тучу. В эту минуту его застал Курбе и спросил, почему он не работает. «Жду солнца», - ответил Моне. Курбе пожал плечами и сказал: «Вы могли пока написать пейзаж заднего плана». Как вы полагаете, что ему ответил импрессионист?
  3. Объясните слова Шумана, сказанные им после прослушивания «Революционного этюда» Шопена: «Это пушки, прикрытые цветами». Согласны ли вы с таким утверждением?
  4. Прослушайте что-либо из музыки Дебюсси и попытайтесь найти созвучные ей картины импрессионистов. Поясните свой зыбор.
  5. Вы познакомились с кратким рассказом о развитии художественной культуры XIX в. Есть ли среди героев этого очерка художник, писатель или композитор, чья судьба взволновала, затронула вас? Что именно в его жизни или творчестве поразило, удивило, заставило задуматься?
  6. Как вам кажется, какие гуманистические ценности оставили нам в наследство творцы искусства этой эпохи? Подтвердите свою мысль примерами.
  7. По вашему выбору соберите информацию по изучаемой теме, используйте разные источники. Проведите в классе презентацию своей информации.

Дополнительные материалы

Ваи Гог о своей картине «Едоки картофеля»
(из писем к брату)

Я чувствую, что работа моя - это постижение сердца народа, что я должен держаться этого пути, должен вгрызаться в глубину жизни и, невзирая на бесконечные трудности и тревоги, пробиваться вперёд...

...Мне ещё предстоит преодолеть много трудностей, прежде чем я заставлю людей понимать мои картины... На этой неделе я намерен начать композицию с крестьянами, сидящими вечером вокруг блюда с картофелем...

...Не следует сообщать крестьянской картине условную гладкость. Если такая картина пахнет салом, дымом, картофельным паром - чудесно: в этом нет ничего нездорового... Несмотря ни на что, мы должны и впредь давать что-то настоящее и правдивое. Писать деревенскую жизнь - серьёзное дело, и я не простил бы себе, если бы отказался писать картины, которые наведут на серьёзные размышления тех, кто серьёзно задумывается над искусством и жизнью.

  • Прочитайте текст и рассмотрите репродукции картин Ван Гога, считавшего себя крестьянским художником. Если возможно, используйте также художественные альбомы, материалы в Интернете. Подумайте, чем отличается живопись Ван Гога от живописи старых голландских и французских художников (Питера Брейгеля Старшего, Жана Батиста Шардена). Подготовьте презентацию материалов, собранных об этом художнике.

Остановившие мгновение

Наблюдательность и интерес к современной жизни сближают с импрессионистами Эдгара Дега (1834—1917), хотя художник не писал, как они, с натуры, а основой своего искусства считал рисунок. Дега не привлекали пейзажи; гораздо больше ему нравился мир людей. Балерины на репетиции, жокеи во время тренировок, гладильщицы и прачки, занятые тяжёлым трудом, — вот пёстрый мир полотен Дега.

Любимая тема Дега — театр, но не его парадная сторона, а удивительная атмосфера кулис. Туда художник предлагает заглянуть зрителю. Балерины на картине «Голубые танцовщицы» показаны крупным планом. Профессиональная отточенность их движений, грация и непринуждённость, особый музыкальный ритм композиции создают иллюзию вращения. Плавны и точны линии, тончайшие нюансы голубого цвета окутывают тела танцовщиц, придавая им поэтическое очарование.

Новые веяния затронули и скульптуру. Огюст Роден (1840—1917) стремился найти пластические приёмы, которые помогли бы зрителю проникнуть во внутренний мир героев. Его привлекают незаурядные люди. Роден одержим идеей воплотить в мраморе гений Бальзака. Отметается всё второстепенное: никаких деталей. Фигура задрапирована одеждой, ниспадающей складками, всё внимание сосредоточено на лице. Огромная львиная голова, увенчанная шапкой густых волос, откинута назад, в чертах лица незаурядность, напряжение творчества. Большой удачей для Родена был заказ на оформление главных дверей в Музее декоративного искусства в Париже. «Врата ада» навеяны поэзией Данте. Сложнейшая многофигурная композиция, по замыслу автора, воплощает противоречивость человеческой жизни. Композиционный центр сооружения — монументальная скульптура погружённого в думы человека. Фигура Мыслителя вылеплена с титанической мощью. В его образе воплощён облик новой эпохи — XX века.

Среди многочисленного творческого наследия мастера особо выделяются композиции «Вечная весна», «Ромео и Джульетта», выполненные в импрессионистической манере. Эти фигуры как бы рождаются из необработанной глыбы мрамора. Плавная текучесть форм, сложная игра света и тени на поверхности скульптуры покоряют зрителя.

«Города-спруты»

В начале XIX в., в период наполеоновской империи, классицизм получает своеобразное развитие и отныне будет называться «стиль империи» — ампир. Лаконичный и монументальный, новый стиль выражал спокойствие, величие, силу.

Но индустриальная революция неузнаваемо изменила облик европейских городов. Бурное развитие промышленности и торговли породило необходимость возведения многочисленных построек, складских помещений, контор, фабрик, вокзалов. Их назначение диктовало новые архитектурные формы, применение оригинальных строительных материалов. Вот каким увидел промышленный центр поэт-символист Эмиль Верхарн: «Днём серый, вечером багровый, как костёр, / Далеко щупальцы-присоски простирая, / Людей равнин маня и опьяняя, / Одетый в мрамор, в гипс, и в сталь, и в копоть, и в мазут, — / Встал город-спрут».

Долгое время основными строительными материалами в Европе оставались камень, дерево и кирпич. Настоящая революция произошла в градостроительстве во время промышленного переворота, с увеличением выплавки стали. Сравнительная дешевизна и прочность обеспечили применение металла при возведении крупных зданий, строительстве мостов. В 1811 г. куполом из железа и меди был увенчан парижский рынок. Через несколько десятилетий архитекторы рискнули создать из металла каркас здания. Первые образцы таких домов были показаны в 1867 г. и вызвали неподдельный интерес публики. Подобные конструкции стали использовать при возведении рынков, железнодорожных вокзалов и выставочных павильонов.

Рис. Всемирная промышленная выставка в Лондоне. Хрустальный дворец. 1851 г.

  • Опишите Хрустальный дворец. Какие архитектурные новшества предложил автор данного проекта? Объясните, почему это сооружение вызывало противоречивые оценки современников.

В середине XIX в. в моду вошло перекрытие из металла и стекла. Полуциркульные стеклянные крыши стали неотъемлемой частью пассажей (от фр. passage — проход).

Так называли торговые или деловые здания, в которых магазины, конторы, кафе располагались ярусами по сторонам прохода, а потоки дневного света, струящиеся через стекло, заливали широкое пространство между ними.

С середины XIX в. в экономическую жизнь Европы прочно вошли международные выставки. Первая Всемирная промышленная выставка состоялась в 1851 г. в Лондоне. В Гайд-парке построили специальное здание — Хрустальный дворец. Возвели его в рекордно короткие сроки (всего за 3,5 месяца), впервые применив промышленные методы: отдельные элементы стандартных размеров монтировались прямо на строительной площадке.

Главное выставочное здание в Париже (Дворец промышленности) находилось на Елисейских Полях. Полукруглая крыша из металла и стекла делала постройку нарядной и светлой. Позднее Дворец промышленности стал местом проведения ежегодных Салонов.

Настоящим триумфом инженерно-строительной мысли явилась Эйфелева башня, возведённая к выставке 1889 г. и вознёсшаяся над Парижем на высоту 312,6 м. Она монтировалась из многочисленных стальных элементов, изготовленных заранее. Однако не всем современникам башня понравилась, многие считали её, как, впрочем, и Хрустальный дворец, безобразной.

Архитектура Нового Света

Ярче всего черты нового стиля проступают в архитектурном облике Нью-Йорка. До XIX в. Нью-Йорк подражал провинциальным английским городам. Но в первой трети столетия усиливается его экономическое и политическое влияние, город начинает расти и перестраиваться.

Территория Нью-Йорка была разделена на пять районов. Манхэттен, городской центр, расположенный на острове в устье реки Гудзон, разбили на прямоугольные участки улицами, идущими строго с юга на север и с запада на восток. Основная трасса Манхэттена — Бродвей — проходит через весь остров. На центральной, Пятой авеню концентрировались жилища богачей, а также знаменитые концертные залы, театры, дорогие магазины, рестораны, места отдыха и финансовые учреждения. В 1840 г. городские власти выкупили большой участок земли и разбили парк, украшающий Манхэттен и сегодня.

По мере того как увеличивалась плотность застройки, дорожали земельные участки. Это оказало огромное влияние на архитектуру: постройки потянулись вверх, чтобы сократить до минимума занимаемую площадь. Во второй половине века в Нью-Йорке увеличивается количество контор и офисов, расположенных в высотных зданиях, где работали сотни людей. Чтобы служащие и клиенты не поднимались пешком, строили лифты. Первый небоскрёб был воздвигнут на Бродвее в 1870-е гг. (снесён в начале XX в.). Он имел всего 5 этажей, но был вдвое выше обычной пятиэтажной постройки. А ещё через несколько лет Манхэттен украсили сотни зданий новой конструкции. Чем богаче компания — тем выше небоскрёб. В конце XIX в. сооружено самое высокое в то время здание, поднявшееся на 26 этажей.

В строительстве всё чаще применяются каркасные чугунные конструкции. В 1848 г. они были впервые использованы при возведении 5-этажной фабрики. Позднее эти конструкции получили распространение при строительстве контор, складов, магазинов. В то же время начинают возводить здания, объединяющие под одной крышей несколько магазинов (будущие гигантские супермаркеты).

Для решения транспортных проблем в 1860-е гг. было найдено оригинальное решение — железная дорога, поднятая над улицей на уровне третьего этажа. Страшный грохот постоянно сотрясал близлежащие дома, но «надземка» сделала городское пространство единым.


* В этом случае — члены Академии художеств.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru