|
|
Учебник для 8 класса ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ§ 6. XIX в. в зеркале художественных исканий. Литература
Развитие индустриального общества сопровождалось драматическими событиями: войнами, революциями, восстаниями. Это было время изменения социального состава общества и острых противоречий между различными его слоями, время формирования новых ценностей и норм поведения. Вместе с тем XIX в. — поворотный этап в развитии мировой культуры. В искусстве идёт напряжённый поиск иных художественных форм, методов, приёмов, способных с предельной выразительностью запечатлеть картину нового мира.
Крах просветительских иллюзийНа глазах менялся мир, но далеко не всегда можно было сразу разобраться в сути перемен. Новое общество, развившееся после Великой французской революции, было далеко от справедливого общества, «царства разума», от торжества идей Равенства, Братства и Свободы. Наступила пора разочарования в кумирах XVIII столетия. Следствием краха просветительских иллюзий стало возникновение романтизма. Романтики не стремились к переустройству общества. Презирая мир разбогатевших лавочников, они противопоставляли ему мир выдуманной прекрасной мечты, в котором видели царство добра и искренности. Поэтизируя прошлое, романтики уходили от действительности в мир старинных легенд, народных сказок. Идеальным казались Средневековье с его культом рыцарства и служения Прекрасной Даме, не испорченная цивилизацией жизнь первобытных народов или экзотические восточные страны. В реальном мире романтическому герою места нет. Романтики были убеждены, что не только рассудок управляет поступками людей, — человек живёт, подчиняясь велению сердца, повинуясь чувству. Задача истинного художника — проникнуть в сложный и противоречивый духовный мир человека. Романтическое мировосприятие будет господствовать в художественной культуре начала XIX в. Жизнь без романтического флёраВ 30-е гг. XIX в. ещё более отчётливо проступают черты индустриального общества, и в этом изменившемся мире романтический герой не находит своего места. Изменения в обществе создают условия для возникновения нового творческого направления — критического реализма. Реалисты пытаются понять современное общество, вскрыть причины уродливых явлений жизни, отобразить окружающее во всей неприглядности и остроте конфликтов. К необходимости взглянуть «трезвыми глазами» на происходящее, вернуться из страны романтических фантазий подталкивает и рост демократического движения. Реалисты рассматривают своих героев как порождение общества. Человек немыслим вне социальной среды, даже если ненавидит её, борется с ней. Искусству они отводили роль критика тайных и явных пороков, связывали с ним надежды на оздоровление человечества. От критического реализма к натурализмуВо второй половине XIX в. в художественных произведениях сильнее звучат обличительные мотивы, под огонь критики попадает вся художественная система. Искусство стремится выявить законы развития общества. Для анализа действительности привлекаются методы научного познания, открытия медицины, биологии, социальных наук. Реалисты углубляют представления творцов культуры первой половины XIX в. о формирующем влиянии на человека общества, среды, с одной стороны, и биологического начала, наследственности — с другой. Некоторые реалисты механически переносили законы, существовавшие в природе, на общество людей. Сторонники таких взглядов называли себя натуралистами. Натурализм поднял темы, считавшиеся неприличными и запретными: уродливые стороны бытия, жизнь «людей дна». Важное место в произведениях натуралистов занимает жизненная среда, нарисованная с фотографической точностью: малозначительные факты, мелочи быта, окружающие героев детали. На всеобщее обозрение выставлялась неприглядная изнанка жизни. Это воспринималось как вызов общественной системе. В Гарольдовом плащеЯ мало жил, но сердцу ясно,
Эти слова английский романтик Джордж Байрон (1788—1824) вложил в уста самого знаменитого литературного героя своего времени. Политическая обстановка, разочарования толкают Чайльд Гарольда на поиски иной жизни. Описывая его путешествие, Байрон вместе со своим героем скорбит о судьбе Греции, которая порабощена турками, восхищается мужеством испанцев, сражающихся с наполеоновскими войсками. Но сам автор «Паломничества Чайльд Гарольда» был ещё более деятельным. С юных лет он проявлял неукротимое свободолюбие, произносил обличительные речи в палате лордов в защиту луддитов, поддерживал борцов за независимость Италии, превратив свой дом в штаб движения. На свои средства Байрон вооружил отряд греческих повстанцев, борющихся с турецким гнётом, купил корабль и отправился защищать независимость Греции. Здесь он и умер. Великого романтического поэта хоронили под звуки артиллерийского салюта, в гробу, покрытом чёрным плащом, на который возложили меч и лавровый венок. В день похорон в Англии был объявлен траур. В конце 20-х гг. XIX в. в европейской литературе появляется новое имя — Виктор Гюго (1802—1885). Вокруг него в поисках новых путей в искусстве сплотились молодые поэты, художники, музыканты. Своеобразным манифестом французских романтиков стал роман «Собор Парижской Богоматери». Действие романа происходит в средневековом Париже, охваченном народными волнениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрыты в образах нежной и мечтательной Эсмеральды, доброго и благородного Квазимодо. У тех, кто им противостоит (Людовик XI, Клод Фролло), — могущество, власть, деньги, но нет силы, чтобы сломить своих противников. Наиболее страшным злом романтики считали душевную глухоту, самодовольство обывательского существования. Немецкий лирик Генрих Гейне (1797—1856) писал: О, пусть я кровью изойду,
Поэт стремился вырваться из этих душных оков, мечтал о свободе духа, возможности говорить смело, искренне проявлять свои чувства. Гейне полон любовью, которая для него составляет не только счастье, но и саму жизнь. Этими ощущениями пронизан первый сборник лирических стихов, принёсший славу молодому автору. «Книга песен» — история любви юноши, подобного самому Гейне, который изливает в стихах боль неразделённого чувства, обращается к равнодушной возлюбленной с мольбой, раскрывая ей тайны души. Мир глубоких и тонких чувств открывается читателю в лирической поэзии Гейне: Они меня истерзали
Они мне мой хлеб отравили,
Но та, от которой всех больше
«Всё сводится к деньгам!»Жизнь французского общества первой половины XIX в. полно, всесторонне раскрыта в произведениях писателя, чей бронзовый памятник, установленный в Париже, поражает своей мощью. Долгие годы Опоре Ое Бальзак (1799—1850) как одержимый работал над объединяющей более ста произведений «Человеческой комедией», стремясь запечатлеть «всю социальную действительность», познать сущность современного общества. Около двух тысяч героев населяют «Человеческую комедию», в ней представлены все слои общества — от аристократов и биржевых воротил до куртизанок и нищих. Среди них мы найдём и тех, кто является «наследниками» Робинзона. Хваткие и беспощадные дельцы типа Гобсека или Шарля Гранде воплощают характерные черты и философию буржуа-накопителя. Жизненная позиция новых буржуа — «лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили». Наивный и порядочный стряпчий Дервиль, изучив изнанку жизни, с ужасом восклицает: «Да неужели всё сводится к деньгам!» Английский писатель Чарлз Диккенс (1812—1870) приходит в ужас от уродливых явлений, которые сопутствуют созданию передовой промышленности. Известность ему приносит роман «Посмертные записки Пиквикского клуба». Простодушный и доверчивый мистер Пиквик сталкивается с реальной жизнью, и она оборачивается своей изнанкой: диктуют правила малопочтенные судьи, правят бал обманщики, вымогатели, жулики, повсеместно попираются законы. Но критика социальных устоев смягчена юмором. После шумного успеха романа Диккенс напишет несколько произведений об Англии работных домов, трущоб, фабрик, где работают пятилетние дети. Боль и сострадание испытает всякий, кто откроет «Приключения Оливера Твиста». «Добрая старая Англия» беспощадна к маленькому Оливеру, ведь он родился в работном доме, где «мастера смерти» убивали детей голодом, побоями, каторжными работами. Здесь автор не прибегает к маскирующему юмору, никого не обманывает счастливая развязка произведения. Его превосходительство Эжен Ругон — «хозяин Второй империи»В конце 1860-х гг. на литературном небосклоне Европы стремительно взошла звезда Эмиля Золя (1840—1902). Писатель, публицист, политический деятель, он постоянно находился в центре внимания французского общества. Уже первые романы заставили говорить о молодом авторе как хранителе традиций реализма и преемнике Бальзака. Подобно Бальзаку, Золя мечтал нарисовать всеобъемлющую панораму Франции. Однако новое время вывело на сцену новых героев. На смену ярким, цельным личностям — Гобсеку и папаше Горио — приходят другие хозяева жизни: попроще, помельче духовно, сохранившие ту же волчью хватку, но лучше приспособленные к новой эпохе. В основу изображения общества писатель решил положить «натуралистический метод». Страстное желание исследовать французское общество времён Второй империи подтолкнуло писателя к созданию грандиозной семейной хроники. Действие двадцати романов, составляющих серию «Ругон-Маккары», разворачивается на железной дороге и бирже, в шахтёрском посёлке, модном парижском магазине «Дамское счастье» и даже на знаменитом рынке «чрево Парижа». Как и Бальзак в «Человеческой комедии», Золя показывает жизнь представителей всех слоев общества. В центре повествования — дети и внуки Аделаиды Фук, жительницы маленького провинциального городка. Отсюда начинается восхождение одних к вершинам богатства и славы и падение других на самое дно. Потомки брака Аделаиды Фук с расчётливым и прижимистым крестьянином — Ругоны унаследовали жадность, хитрость и деловую хватку отца. Они покорят Париж, проникнут в великосветские салоны, добьются наград и высоких государственных чинов. Потомок лавочника Эжен Ругон станет министром. Блестящая карьера Ругонов проходит на фоне безудержного обогащения «хозяев» Франции, чудовищных спекуляций, беспринципности и продажности. Разбогатевшие Ругоны не хотят и слышать о своих родственниках Маккарах. В крови у потомков бродяги и контрабандиста Маккара — несдержанность, лень, страсть к бродяжничеству. Крахом кончается всё, за что бы они ни брались. Жизнь Маккаров проходит в полуподвалах и на чердаках. С жестокой откровенностью повествует Золя о быте шахтёров небольшого поселка (роман «Жерминаль»). Шахта, как страшный фантастический зверь, высасывает из людей жизненные силы, лишает их воли, превращает в примитивное орудие добычи угля. А когда людское терпение истощается, происходит отчаянный и страшный бунт. Проверьте себя
Подумайте
Дополнительные материалыА. Франс о творчестве Эмиля Золя Творчество Золя дышит добротой. Золя был добр. Как все великие люди, он сочетал в себе величие и простоту. Он был глубоко нравственный человек... Сквозь чисто внешний пессимизм, сквозь мрачный колорит, лежащий на некоторых его страницах, отчётливо проступают глубокий оптимизм и упрямая вера в победу разума и справедливости. Его романы... полны беспощадной ненависти к праздному, легкомысленному обществу, к порочной и тлетворной аристократии и бичуют главное зло нашего времени: могущество денег. Он был демократом, он никогда не льстил народу — он указывал ему на оковы, которые на него налагает невежество, и предостерегал от опасности, которую таит в себе алкоголь, отупляющий и отнимающий у него средства борьбы с угнетением, нищетой и позором рабства. Он нападал на общественное зло всюду, где бы его ни находил... В свои последние романы он вложил всю свою страстную любовь к человечеству. Он предугадал и предвидел новое, лучшее общество...
«Железный Редьярд» В 1936 г. в Лондоне состоялись пышные похороны. В Вестминстерском аббатстве с почестями в последний путь проводили «забытую знаменитость» Викторианской эпохи Джозефа Редьярда Киплинга (1865—1936). За гробом, кроме близких, шли военные, чиновники, политические деятели. Почему же официальная Англия так высоко ценила этого писателя? Киплинг создавал «литературу действия», воспевая мужество и смелость. Когда строится империя, не время отсиживаться в уютной гостиной. Британия требует от своих сыновей поступков: отправиться на край света, подчинять туземцев, строить больницы, школы, дороги. Киплинг уверен — варварским народам могут помочь только белые. Воплощением жизненной философии писателя стало стихотворение с выразительным названием «Бремя белых». Несите бремя белых, —
Любимым героем писателя станет не очень образованный, но храбрый служака Томми Аткинс, герой колониальной эпохи, готовый отправиться в путь по первому сигналу трубы. Храбрость и чувство долга отличают Томми, мученика, обречённого приобщить низшие расы к культуре белых. Нарочито грубо рассказывает автор о нелёгкой службе Аткинса в «Казарменных балладах». Ритм марша хорошо различим в стихах: День — ночь — день — ночь мы идём по Африке,
Прошли десятилетия, и воспетая Киплингом империя, в «которой никогда не заходило солнце», стала достоянием истории. Однако человечество не рассталось с произведениями «железного Редьярда». Время ярче высветило мудрость романов, рассказов и, конечно, «Книги джунглей», «Просто сказок». Кто не помнит замечательного маленького бегемота, толстая кожа которого застёгивается на пуговки, или захватывающую историю о том, как появились горб у верблюда и хобот у слонёнка? А разве не поражают воображение приключения человеческого детёныша, вскормленного волками? И современный читатель с неослабевающим интересом следит за тем, как справедливый вождь стаи Акела, чёрная красавица пантера Багира, старый медведь Балу учат Маугли законам дикой природы. Каждая из этих непохожих друг на друга книг, написанных в XIX в., была художественным открытием для своего времени. В 1907 г. Киплингу была присуждена Нобелевская премия по литературе «за выдающийся талант повествования ».
|
|
|