Учебник для 8 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

§ 27. Япония на пути модернизации: «восточная мораль — западная техника»

  • Какие сословия существовали в японском обществе в XVIII в.? Какими причинами было вызвано «закрытие» Японии для иностранцев?

Насильственное «открытие» Японии

Вы уже знаете, что в XVI в. правители Японии запретили народу исповедовать христианскую религию, а в XVII в. «закрыли» страну и изгнали всех европейцев. Считалось, что христианство разрушает традиции народа, а христианские проповедники рассматривались как «передовой отряд захватчиков».

Шли десятилетия. Правительства США и европейских держав всё пристальнее поглядывали на Дальний Восток. США были заинтересованы ещё и в том, чтобы иметь в Японии плацдарм для наступления прежде всего на Китай, где экономически господствовала Великобритания. К середине XIX в. их желание проникнуть в Японию осуществилось. После неудачных попыток установить контакты с этой страной американское правительство прибегло к «тактике канонерок». В 1854 г. американская эскадра под угрозой пушек вынудила правительство сегуна «открыть» страну. В подписанном обеими сторонами договоре «О мире и дружбе» Япония открывала для американцев два порта и принимала американского консула. Вслед за США подобные договоры были подписаны с Великобританией, Голландией, Францией и Россией, которая направила к берегам Японии эскадру под командованием адмирала Путятина. Подписанный договор был очень выгоден для России: Курильские острова севернее острова Итуруп признавались российской территорией, но Сахалин должен был находиться в совместном владении. Это было только начало. Затем последовала серия договоров с США и европейскими странами, предоставившими им ряд льгот в торговле с Японией и право экстерриториальности.

Произошло насильственное открытие Японии. Период политической и экономической изоляции страны закончился.

Начало эры «просвещённого правления»

Постепенно становились очевидны изменения в экономической и политической жизни страны. В результате указанных событий Япония была вынуждена тратить огромные деньги на закупку вооружения, а это вело к увеличению налогов, основная тяжесть которых ложилась на плечи крестьян и городских ремесленников. Иностранные фабричные товары, хлынувшие на японский рынок (главным образом ткани и пряжа), подрывали национальное ремесленное и мануфактурное производство, а также домашнюю крестьянскую промышленность. Иностранные торговцы вывозили из страны золото, что подрывало финансовую систему Японии.

Произошло ухудшение жизни не только крестьян, ремесленников, небогатых самураев, но и купцов и князей. Бедные слои населения восставали, становились популярными лозунги, направленные на изгнание иностранцев.

Образованные самураи и интеллигенция, хоть и рассматривали растущее усиление влияния иностранцев в стране как унижение национальных традиций, в то же время понимали, что за годы своей изоляции Япония в техническом отношении отстала от стран Запада и необходима модернизация «государства Ямато».

50—60-е гг. — время выступлений самураев и крестьянских бунтов против режима сёгуната, который считали виновным в сложившемся в стране положении. В 1868 г. в Японии произошёл революционный переворот, в результате которого власть перешла в руки 15-летнего императора Муцухито (1852—1912). Его коронуют императором Мэйдзи («просвещённое правление»). Историки называют это событие «революция Мэйдзи». Революционным переворот был не столько по форме, сколько по своему значению, так как вслед за изменением в традиционном порядке управления (императоры практически никогда не управляли страной) началась эра просвещённого правления, период реформ, коренным образом преобразивших страну.

Императорский двор переехал в Эдо, вскоре переименованный в Токио («восточная столица»).

Реформы Мэйдзи

Япония вступила в эпоху модернизации. Сложная задача встала перед правительством: провести модернизацию по западному образцу и не потерять свою национальную самобытность, свои традиции.

Как же решалась эта задача? Первой в традиционном обществе стала аграрная реформа, установившая частную собственность на землю и разрешившая её покупку и продажу. Крестьяне стали собственниками наделов. Однако из-за высоких налогов земля переходила в руки богатых крестьян и ростовщиков, а основная масса крестьян опять превратилась в арендаторов и батраков или уезжала в город. Но богатые крестьяне смогли вывозить продукцию на рынок. Рост богатства крупных землевладельцев и обнищание основной массы крестьян послужили источниками индустриализации страны.

Административная реформа уничтожила власть князей. Страна была разделена на губернии и префектуры во главе с назначаемыми правительством чиновниками.

Военная реформа 1872 г. вводила в Японии всеобщую воинскую повинность. Самураи лишились привилегии быть замкнутой военной кастой. Новая армия создавалась по европейскому образцу и приобрела высокую боеспособность. Но при этом основу идеологической подготовки армии по-прежнему составляли самурайский кодекс чести бусидо и синтоизм.

В стране провели судебную реформу и отменили сословия.

Процесс модернизации разрушал традиционное общество.

Реформы в области государственного управления

В 1889 г. от имени императора была опубликована конституция, созданная по прусскому образцу. Император объявлялся личностью священной и неприкосновенной, наделялся почти неограниченными правами.

Парламент состоял из двух палат: верхней (палаты пэров, члены которой назначались императором) и нижней (избираемой). В результате высокого имущественного и возрастного цензов и отсутствия права голоса у женщин вначале избирательное право распространялось всего на 1% населения страны.

Чиновниками в Японии стали самураи, воспитанные в традициях бусидо, — они не брали взяток и чётко исполняли все распоряжения.

Уже в 70-е гг. в Японии начался процесс создания политических партий. И хотя влияние конституции и парламента на политическую жизнь страны было невелико, сам факт их создания говорит о модернизации страны.

Новые черты экономического развития

Японские купцы даже во время «закрытия» страны имели довольно прочные связи с голландцами, активно торговавшими на рынках Юго-Восточной Азии, и привозили на родину новые научные и технические достижения европейцев. Это способствовало развитию капитализма. Реформы Мэйдзи открыли перед купечеством широкий простор для частной предпринимательской деятельности. Финансовая реформа ввела единую денежную единицу — иену.

В стране, где недавно существовали лишь кустарные промыслы, начали строить промышленные предприятия, и фабричные трубы становятся частью японского пейзажа.

Рис. Оружейная мастерская в Японии. Гравюра 1872 г.

Правительство покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от иностранного вмешательства в дела государства. Но поскольку в Японии было мало частных капиталов и отсутствовал опыт современной предпринимательской деятельности, государству приходилось активно вмешиваться в экономику. По приказу императора за счёт казны строились «образцовые» заводы, которые затем продавались или отдавались в аренду на льготных условиях торговым и промышленным фирмам, близким к императорскому окружению. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси».

Затем государство занялось железнодорожным строительством. Вскоре железные дороги прорезали страну во всех направлениях. Первая железная дорога соединила обе столицы — Токио и Киото. К 1905 г. рельсовые пути протянулись почти на 5 тыс. км. В 1869 г. в Японии провели первую телеграфную линию, а в 1870 г. стала действовать по европейскому образцу и почта.

В 90-е гг., как и в европейских странах, и в США, в Японии начался промышленный подъём. Возникли новые отрасли промышленности: машиностроение, электротехническая и др. Японские предприниматели активно использовали западные технологии. Крупные корпорации превращались в монополии, развивался империализм. Япония стремилась проникнуть на рынки других стран, строила железные дороги в Корее.

На смену сёгунату пришло новое государство, сознательно перенимавшее у Запада всё то, что могло сделать Японию индустриально развитой страной.

Синто на службе у государства

В 80—90-е гг. в Японии стали широко распространяться националистические идеи, основу которых составляли мифы о божественном происхождении японского императора, его божественных добродетелях и превосходных качествах самих японцев, о великой миссии нации. В распространении этих идей, как вы понимаете, прежде всего были заинтересованы военные круги и монополистическая буржуазия.

Для пропаганды национализма использовали древнюю религию — синтоизм, с учением которого вы уже знакомы.

Японцам внушалось, что их государство возникло по воле богини солнца Аматэрасу, она же заложила и основы императорской власти, которая является вечной, как небо и земля. Поэтому императору присущи добродетели самой богини Аматэрасу. Император не может быть не прав. Преданность императору объявлялась высшим проявлением патриотизма. Отсюда делался вывод о необходимости объединения всех стран Азии под властью японского императора. Для их же «блага», конечно. Только объединённая под властью Японии Азия сможет противостоять Западу. Эти идеи распространялись через храмы, армию, школы.

Внешняя политика

К 90-м гг. Япония стала самой богатой и мощной страной в Азии. Её население быстро росло. В середине 90-х гг. отменяются неравноправные договоры с европейскими странами. Но страна имела мало земли, пригодной для сельского хозяйства, и была бедна полезными ископаемыми.

Японских милитаристов привлекали Корея и Маньчжурия. Корея была независима, хотя её король формально числился вассалом китайского императора. Эта страна занимала важное стратегическое положение на подступах к Маньчжурии и Китаю. И ещё её называли «кладовой риса» — этот продукт вывозился в Китай.

В Корее часто вспыхивали восстания городской и крестьянской бедноты. В 1893—1894 гг. Южная Корея была охвачена крестьянской войной, её правительство обратилось за помощью к Китаю, который высадил в Корее 1500 своих солдат.

Под предлогом «содействия ликвидации внутренних беспорядков» Япония тоже вторглась в эту страну. В 1894 г. японские войска захватили Сеул, разоружили столичный гарнизон и создали марионеточное правительство, а затем без объявления войны напали на китайский морской транспорт. Так началась война между Японией и Китаем. Китайские вооружённые силы были разгромлены, и по условиям мирного договора 1895 г. Япония получила большую контрибуцию, остров Тайвань, острова Пэнхулидао и право строить в Корее свои предприятия.

Что же позволило Японии, единственной неевропейской стране, стать динамично развивающейся индустриальной державой?

Молодое государство быстро и чётко провело ряд реформ, разрушивших устои традиционного общества, что позволило Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства. Способствовали этому традиционная склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре.

Развитие страны происходило в условиях узкого внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения. В то же время в стране развивались националистические настроения, насаждались идеи об избранности японского народа. Вместе со старыми воинскими традициями самураев это делало Японию агрессивной страной, стремящейся к захватам чужих земель.

Проверьте себя

  1. Покажите на карте территорию Японии в середине и в конце XIX в.
  2. Выпишите термины, отражающие реалии японской жизни в XIX в.
  3. Восстановите картину насильственного «открытия» Японии западными державами.
  4. Какие события получили название «революция Мэйдзи»? Чем эти события были вызваны?
  5. Составьте в тетради план ответа на вопрос: «В чём заключалась суть реформ Мэйдзи?»
  6. Определите результаты экономического и политического развития Японии к началу XX в.

Подумайте

  1. Укажите, чем была вызвана активная роль государства в индустриализации страны.
  2. Выскажите своё мнение, почему Япония смогла стать страной, где удачно прошёл процесс модернизации.
  3. Обсудите с одноклассниками, существует ли какая-либо связь между процессом модернизации в Японии и её победой в войне с Китаем.
  4. Используя дополнительные материалы учебника, составьте рассказ об изменениях в образе жизни японского общества. Какую роль в модернизации страны играло образование?

Дополнительные материалы

Из книги английского политического деятеля сэра Ротерфорда Алкока ««В столице сегуна». 1863 г.
(извлечение)

Необходимо открыть новые рынки для нашей промышленности... В настоящее время правительства промышленных стран, каким является наше государство, постоянно нуждаются в открытии новых рынков в странах Востока и в заключении новых соглашений. Сейчас, как мне кажется, эти новые рынки находятся главным образом на Дальнем Востоке...

...В настоящий момент мой взор устремлён на Японию, где мы можем обеспечить себе один из новых рынков сбыта промышленных товаров, производство которых в западных странах всё увеличивается.

Обогнув земной шар в двух направлениях, мы встретимся в Японии.

  • Какие причины, оправдывающие насильственное «открытие» Японии, выдвигал автор книги? Дайте вашу оценку его аргументам.

Из книги английского историка Чемберлена «Вся Япония». 1894 г.
(извлечение)

Не проходит и месяца, чтобы не возникали новые заводы цемента, ковров, мыла, стекла, зонтиков, шляп, спичек, часов, велосипедов, электрических приборов, новые сталелитейни, новые мастерские всевозможных машин. Ничто не предоставлено исключительно частной предприимчивости: правительство щедрыми наградами поддерживает предпринимателей.

Подумайте, о какой особенности экономической политики японского правительства пишет автор книги.

Изменения в образе жизни японского общества

В 1871 г. молодой император Муцухито провозгласил курс на создание в стране «просвещённого общества». Большие группы молодёжи отправлялись на учёбу в Европу и США, иностранных специалистов приглашали в Японию.

Создавались военные академии, где преподавание велось английскими офицерами на английском языке. Как грибы росли частные школы европейского образца.

Правительство ввело в стране европейский календарь и днём отдыха объявило воскресенье. В токийском районе

Гиндза были выстроены большие кирпичные дома и магазины в европейском стиле. Вечерами улицы Токио освещались газовыми фонарями.

Западное влияние сказывалось и на внешнем облике японцев: одежде, обуви, причёске. Для полицейских и железнодорожных кондукторов ввели форму западного образца, а затем европейское платье стало форменной одеждой чиновников.

Европейское платье и причёски стали «криком моды» сначала у мужчин, а затем и у женщин, особенно после того, как пример подали император Муцухито и его приближённые.

По этому поводу один из консерваторов-аристократов написал: «Увидев европейское платье на императоре и стул под ним, я был чрезвычайно поражён и вздохнул с сожалением». Введение же короткой стрижки у мужчин не обошлось без нажима сверху. Японская традиционная мужская причёска — длинные волосы, закрученные на макушке в пучок, больше не подходила для граждан страны, вставшей на путь модернизации. Когда волосы остриг император, вслед за ним это же сделали 3/4 мужского населения. И вот короткая стрижка стала показателем «прогрессивности». Однако низшие слои общества ещё долго не принимали этого новшества.

Изменилась и традиционная пища, японцы стали есть мясо. Отказ от него считался признаком отсталости.

Модернизация страны и школа

Для успешного проведения модернизации страны необходимо было иметь грамотное население. 1872 г. стал годом проведения школьной реформы, вводившей единую систему всеобщего и обязательного образования. Указ гласил: «Ни одна семья, ни в городе, ни в деревне, не должна остаться не охваченной образованием. Этого требуют интересы укрепления государства». В результате действия данного закона к началу XX в. 2/3 детей заканчивали начальную школу — 4 года, но многие продолжали обучение в средней школе и учились ещё 5 лет. Сначала указ распространялся только на мальчиков, но в 90-е гг. стали создаваться школы и для девочек, а в 1901 г. открылся первый японский женский университет (два мужских к этому времени уже существовали).

Когда после 1872 г. в стране началось быстрое строительство школ, то обнаружилась нехватка учителей. Вот тут-то и пригодились оставшиеся не у дел, но грамотные самураи. Им и было поручено дело обучения и воспитания японских мальчиков. В 1890 г. был обнародован императорский рескрипт (особое письмо) о необходимости личной преданности императору, положенный в основу воспитания школьников. В каждой школе в обязательном порядке имелись экземпляр рескрипта, портрет императорской четы и государственный флаг. Существовала и церемония поклонения рескрипту: учителя и ученики кланялись этому документу, затем его читали, после чего следовала торжественная проповедь директора школы о необходимости патриотизма и верности императору. Ритуал завершался пением специальных гимнов. Такой же ритуал существовал и в армии, его несоблюдение рассматривалось как измена родине. Солдат готовили к фанатичному самопожертвованию и убеждали в «священном праве» Японии господствовать в Азии и править миром.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru