Учебник для 7 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

Позднее Возрождение, Великие географические открытия и Реформация ознаменовали переход к Новому времени. Как эти события повлияли на экономическую и политическую жизнь европейских государств? Как изменились общество, взгляды и повседневная жизнь европейцев?

§ 1. Технические открытия и выход к Мировому океану

  • Какие технические открытия и изобретения были сделаны в период расцвета Средневековья?
  • Как эти открытия влияли на жизнь людей?

Вы уже знаете, что Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведёт свой отсчёт Новое время. Но для того чтобы они стали возможны, потребовались большие изменения: должны были появиться новый человек, новые знания и новые технические возможности.

Новые изобретения и усовершенствования.

Человек искал новые источники энергии, столь необходимые для развития производства. Уже в XVI в. изобретатели создавали простейшие механизмы, приводившиеся в движение силой воды или ветра. Одним из наиболее распространённых источников энергии были ветряные мельницы. Энергия, производимая мельничным колесом, применялась в кузнечном деле, с её помощью валяли сукно, мололи муку, пилили брёвна, приготавливали бумажную массу, обрабатывали кожу, измельчали руду и т. д.

Издавна европейцы привыкли пользоваться древесным углём. Из-за этого в районах горнодобычи и металлургии к XVI в. резко уменьшились площади лесов. Но со временем люди научились добывать и применять каменный уголь, центром добычи которого в начале XVII в. стала Англия.

Многие технические изобретения основывались на применении винта. В XVI в. изобрели токарный станок, освоили литьё винтов из бронзы. Винтовой пресс применялся в книгопечатании и изготовлении монет.

Из курса истории Средних веков вы знаете о появлении книгопечатания, которое сделало возможным более широкое распространение знаний. Книги издавались с иллюстрациями, спрос на них увеличивался. Выпускалась техническая литература. Самым известным стало сочинение гуманиста Георгия Агриколы «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах». Желающие могли приобрести серию «руководств» с гравюрами об устройстве различных механизмов.

Рис. Типография XVI в. Гравюра по рисунку И. Страдамуса

  • Определите, какое участие в издании книги принимают изображённые на гравюре работники типографии.

Ещё в XV в. печатались книги античных мыслителей: Аристотеля, Птолемея и др. — по географии и астрономии. Аристотелю, например, принадлежала идея проложить западный путь в Индию. Он писал: «Протяжённость моря между крайней точкой Испании и территорией Индии невелика и может быть преодолена в несколько дней». В книге Эратосфена указывалось, что если держаться одной широты, то можно с Пиренейского полуострова попасть в Индию и по пути могут встретиться обитаемые материки.

Печатались труды и флорентийского учёного, географа и астронома Паоло Тосканелли, глубоко убеждённого в шарообразности Земли и выдвинувшего идею о возможности достижения Индии западным путём взамен восточного (вокруг Африки). В его работах утверждалось, что если отплыть из Европы на запад, то через пять недель можно достичь Японии, а затем Китая и Индии. Эти книги сыграли большую роль в подготовке Великих географических открытий.

Многие изобретения были связаны с горнорудным производством. На шахтах и рудниках для откачки воды применяли насосы (помпы). Со временем шахты становились всё глубже (от 200 до 800 м), и откачка воды требовала работы до шестисот человек. Революцию в горном деле произвело изобретение ворота, что позволило использовать колесо диаметром 10 м, приводившееся в движение водой. При его помощи по очереди поднимали из шахт в бадьях руду, а в кожаных мешках воду. Такое колесо обслуживали всего два человека. Эти машины приводились в движение конной тягой или силой воды.

Рис. Кузница с водяным двигателем. Гравюра XVI в.

В XVII в. на шахтах стали взрывать породу, а руду вывозить на вагонетках, движущихся по деревянным рельсам.

Многие изобретения с трудом находили себе дорогу в жизнь, встречая сопротивление цехов, боявшихся конкуренции. Кроме того, применение разных приспособлений противоречило мировоззрению средневекового человека, его убеждённости в том, что работать нужно следуя традициям отцов и дедов. Такие представления господствовали в Европе до середины XVII в.

Новые виды вооружений.

Усовершенствование и распространение новых видов вооружений привело к тому, что в конце XV в. тяжеловооружённые конные рыцари становятся невостребованными. Всё большую роль в боевых действиях начинает играть пехота.

Успехи в металлургии (строительство домен, достигавших 3—4 м в высоту, с механизмами, приводимыми в действие водяным колесом) позволили перейти к производству литых орудий, которые были прочнее кованых. Наряду с бомбардами, стрелявшими каменными ядрами, стали производить и пушки — орудия с длинными стволами, стрелявшие железными ядрами. Со временем пушки стали устанавливать на морских судах.

На дорогах Европы в XVI в. можно было увидеть картину: запряжённые цугом лошади тащили пушку, повёрнутую стволом назад. Вес самых крупных орудий доходил до 16 т, а диаметр ядра — до 70 см. Такой была «королева бомбард» «Бешеная Грета». Артиллерийские орудия вызывали и интерес, и ужас.

Развивалась артиллерийская наука. Итальянский математик Тарталья рассчитывал траектории полёта снарядов и давал советы мастерам-литейщикам.

Но орудия были ещё несовершенны, заряжались они с дула и представляли опасность для орудийного расчёта не меньшую, чем для врага, так как бывало, что при выстреле ствол разрывался.

Первыми применили мушкет (фитильное крупнокалиберное ружьё) в 1521 г. испанцы, затем его взяли на вооружение и другие европейские армии. Мушкет заряжался с дула, в которое солдат закладывал порох и 8—10 пуль. Курок у мушкета был снабжён тлеющим фитилём и при спуске воспламенял порох.

Первые кремнёвые ружья также появились в XVI в. (вместо фитиля здесь применялся кремнёвый запал). Позднее к ним стали прикреплять штыки, научились делать удобные приклады. Для кавалерии создали короткоствольные ружья — карабины и пистолеты.

Огнестрельным оружием могли пользоваться профессионалы, поэтому всё чаще короли и императоры стали использовать наёмное войско, постепенно вытеснявшее рыцарские отряды и народное ополчение. Однако наёмники были ненадёжны, они могли перейти на сторону врага. Их верность зависела от вовремя выплаченного жалованья, а для этого королям нужно было много золота.

Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении.

В плаваниях моряки пользовались компасом и астролябией (прибором для определения широты и долготы), а главное — к этому времени появились новые конструкции парусов и кораблей. Длительные путешествия стали возможны только благодаря появлению каравелл — нового типа хорошо управляемого судна, достигавшего 30 м в длину, 8 м в ширину и имевшего осадку 3 м. Хорошее управление достигалось тем, что наряду с квадратным парусом, обеспечивавшим высокую скорость, каравелла оснащалась и косыми (латинскими) парусами, дававшими возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Такое судно имело достаточные помещения для экипажа (несколько десятков человек) и хранения запасов пресной воды и пищи. Несколько позже появляется более крупное судно — галион, ещё лучше приспособленное к длительным плаваниям через океан.

Картографы стали изготавливать карты с более точно нанесёнными на них очертаниями Европы, Азии и Северной Африки. На карты наносились широты. Особенно большой вклад в развитие картографии внесли португальцы, создававшие навигационные карты, на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (отсюда и название навигационных карт — портолан), встречающиеся на пути препятствия. В картах делается попытка определить расстояние и дать другую информацию, например глубину моря. Создал свою карту и Паоло Тосканелли, на ней был проложен морской путь из Лиссабона в Индию.

Новые изобретения и технические усовершенствования позволили европейцам расширить знания о Земле, совершить Великие географические открытия.

Почему манили новые земли.

Уже в XIII—XIV вв. среди европейцев усилился интерес к дальним странам и народам, что объяснялось рядом причин. Росли города с их торговым и ремесленным населением, набирала силу международная торговля. Интерес к дальним странам усилился после Крестовых походов, в результате которых, как вы знаете, сложились прочные торговые связи со странами Востока, откуда арабские купцы привозили в Европу предметы роскоши и пряности. Перец и гвоздика были очень дороги — буквально на вес золота. Их давали в приданое дочерям, ими вместо золота можно было расплатиться при любой сделке. Если о ком-то хотели сказать, что он очень богат, то говорили: «Этот человек — мешок с перцем!»

Рис. Часовая мастерская. На стенах - часы с гирями. Гравюра по рисунку И. Страдануса. 1570 г.

Для покупки этих товаров нужны были деньги, много денег. А их в Европе в ту пору недоставало: драгоценных металлов добывалось мало, известные месторождения золота и серебра были к тому времени почти истощены. При этом значительная часть благородных металлов переходила в руки посредников — арабских купцов, поскольку Европа покупала больше, чем продавала. Стремление получить золото, необходимое для чеканки монет, овладело на исходе Средневековья в Европе всеми — дворянами, купцами, бюргерами.

Образовывавшиеся в конце XV — начале XVI в. централизованные государства имели возможность снаряжать и финансировать далёкие заокеанские путешествия. Кроме того, в районе Средиземноморья ощущалась перенаселённость. Часть европейцев проявляла готовность покинуть родные земли, где для них не было места. Среди них были и те, кого коснулся дух предпринимательства.

В XV в. европейской торговле с Востоком через Средиземное море препятствовала сильная Османская империя. Но ни европейские монархи, ни дворяне, ни купцы не собирались отказываться от прибыльной (она приносила 700—800% дохода) торговли с Востоком.

Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека, стремление к распространению христианства делали осуществимыми самые смелые планы. Так возникла мысль проложить морской путь в Индию.

Лидер — Португалия.

Первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, стали Испания и Португалия. Португалия — маленькая страна на самом краю Европы, западные границы которой омывались Атлантическим океаном. С давних времён португальцы плавали вдоль северного побережья Африки, делая попытки проникнуть дальше на юг. Вдоль берегов Португалии проходил морской путь из Средиземного в Балтийское и Северное моря. Страна имела удобные порты, куда заходило много судов из разных государств. В портовых городах жили моряки и корабельных дел мастера, знакомые с судостроением и навигацией. Недаром о жителях Португалии говорили, что «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин — капитаном». Португальцы мечтали о завоевании Африки и её сокровищ, в 1415 г. им даже удалось захватить марокканскую крепость Сеуту, но продвинуться в глубь континента они не смогли — на пути лежала непроходимая пустыня.

Генрих Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики.

И всё же именно португальцам принадлежит честь первых исследователей Африки.

С именем Генриха Мореплавателя, принца Энрике (1394—1460), младшего сына португальского короля, связана организованная эпоха географических открытий. Увлечённый мореплаванием и географией, он стал вдохновителем Великих открытий XV в. Замысел Энрике на первый взгляд был прост — по океану доплыть туда, куда невозможно добраться по суше. Но простота была лишь кажущейся, на пути исполнения плана имелись многочисленные препятствия: страх португальских моряков, никогда в плаваниях не уходивших далеко от берега, недостаток точных карт и навигационных инструментов, несовершенство судов. Обладая блестящими организаторскими способностями, инфант собрал вокруг себя самых известных путешественников, людей из самых разных слоёв общества, ставших его единомышленниками. Принц основал в Сагри-ше военный порт, обсерваторию и школу картографии.

Посланные Энрике моряки, исследуя Атлантический океан (европейцы называли его «море Мрака»), открыли остров Мадейру, часть Азорских островов, острова Зелёного Мыса и Канарские. В 1445 г. португальцы достигли крайней западной точки африканского континента — Зелёного Мыса. Вскоре им удалось открыть побережье Гвинейского залива, богатое золотом и слоновой костью. Моряки скупали у местных вождей не только эти товары, но и чёрных невольников, которых стали перевозить в Европу и продавать на невольничьих рынках.

Сам Энрике лишь один раз в жизни пересёк на корабле Гибралтарский пролив, отправляясь на завоевание Сеуты, и больше в море не выходил, но получил почётное прозвище Мореплавателя за то, что посвятил свою жизнь организации морских экспедиций, открывших его маленькой стране путь на Восток.

Вокруг Африки в Индию.

Уже после смерти Генриха Мореплавателя в 1471 г. португальцы достигли экватора, в 1480-х гг. открыли устье реки Конго и исследовали побережье Юго-Западной Африки.

Оставалось совсем немного для того, чтобы обогнуть континент. Это великое событие, открывшее перед португальскими мореплавателями просторы Индийского океана, произошло в 1488 г., когда экспедиция Бартоломеу Диаша (1450—1500) во время бури была отнесена далеко к югу в океан. После бури Диаш направил корабли на восток, но берега всё не было. Суда ещё раз поменяли курс — теперь уже на север: так они достигли восточного побережья Африки в Индийском океане. Диаш хотел продолжать экспедицию и достичь Индии, но матросы, измученные полугодовым плаванием, взбунтовались и отказались плыть дальше.

Далеко выступающий в море мыс на юге Африки Диаш назвал мысом Бурь, но позднее португальцы переименовали его в мыс Доброй Надежды. Португалия рассчитывала обрести господство над Индийским океаном.

Одиннадцать лет спустя другой португалец — Васко да Гама (1469—1524), снарядив четыре корабля, вышел из лиссабонского порта 8 июля 1497 г. После восьмимесячного плавания вдоль берегов Африки с помощью опытного арабского лоцмана Васко да Гама привёл свои корабли в индийский порт Каликут. Три месяца провели португальцы в Каликуте. Нагрузив корабли пряностями, экспедиция отправилась в обратный путь. Только через два года вернулась она на родину. На обратном пути погибло два корабля и более половины экипажа. Однако доход от доставленного в Португалию груза пряностей в 60 раз превышал средства, затраченные на организацию экспедиции. Это путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан существует. В своём соперничестве с Испанией Португалия вырвалась вперёд.

Европейцы вышли в Мировой океан, но это были первые шаги. Самые большие открытия ещё предстояли.

Проверьте себя

  1. Выпишите термины: а) обозначавшие новые виды оружия; 6) использовавшиеся в мореплавании.
  2. Какое из изобретений, описанных в параграфе, вы считаете самым важным, для того чтобы европейцы смогли отправиться открывать новые земли?
  3. Перечислите причины Великих географических открытий в последовательности, которая, на ваш взгляд, соответствует их значимости. Свою точку зрения аргументируйте.
  4. Пользуясь картой, расскажите об экспедициях португальцев вдоль западного берега Африки и открытии морского пути в Индию. Укажите значение этих событий. Проложите маршруты этих путешествий на контурной карте.

Подумайте

  1. Выберите одну из иллюстраций к параграфу и объясните, какие новшества представлены на рисунке.
  2. Как вы думаете, почему автор гравюры «Изобретатель пороха и нечистая сила» (1554) считает, что изобретатель пороха связан с нечистой силой?
  3. Почему европейцев манили новые земли? Какие слои населения, по вашему мнению, были заинтересованы в открытии новых земель? Почему именно португальцы были первооткрывателями?
  4. Проведите в классе дискуссию, достоин ли принц Энрике почётного прозвища Мореплавателя. Сколько аргументов за или против было приведено в ходе вашего обсуждения?
  5. Сравните экспедиции Бартоломео Диаша и Васко да Гамы. Какие события, обстоятельства, действия капитанов похожи?

Трактат в защиту морской карты (фрагмент)

Вполне очевидно, что открытие новых берегов, островов, континентов не было делом случая; наши мореплаватели отправлялись в путь хорошо подготовленными, они располагали инструментами, были знакомы с астрономией и геометрией. Они знали всё, что должны были знать, как об этом пишет Птолемей в первой книге своей «Географии». Они брали с собой карты с точным указанием румбов, это уже не были карты древних, которые знали лишь двенадцать ветров и путешествовали без компаса. Поэтому они и пускались в путь только при попутном ветре в корму, шли вдоль берегов, насколько это было возможно. О плавании древних по Индийскому морю можно прочитать у Птолемея. Наши карты отличаются от их карт.

  • Знание каких наук было необходимо для успехов мореплавания? В чём автор документа видит преимущество мореплавателей — своих современников перед мореплавателями — современниками Птолемея?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru