Учебник для 11 класса

Всеобщая история

       

§ 13. Социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине XX в.

Новый облик стран Запада после Второй мировой войны

Разгром фашизма во Второй мировой войне привёл к обновлению стран Запада. Особенно бурно развивались США. За годы войны американский валовой национальный продукт (ВНП) увеличился вдвое. Была полностью ликвидирована безработица. В 1945 г. США производили почти половину всей мировой промышленной продукции. Население страны, составлявшее 6% населения земного шара, потребляло половину производимой в мире энергии. Укрепились экономические связи Соединённых Штатов с государствами Латинской Америки.

Американские компании усилили влияние на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. По решению конференции в Бреттон-Вудсе (1944) доллар США наряду с фунтом стерлингов был признан международной платёжной и резервной валютой. Вскоре он занял доминирующее положение в международных расчётах, при этом 2/3 всего золотого запаса мира находилось в Соединённых Штатах. Золотое обеспечение доллара существовало вплоть до 1971 г. Несмотря на послевоенные трудности, достаточно быстро была восстановлена и экономика стран Западной Европы.

В ходе модернизации промышленности произошёл переход к автоматизации производства, что способствовало увеличению объёмов и улучшению качества произведённой продукции. Благодаря научно-технической революции (середина 40-х — 60-е гг. в.) в повседневную жизнь людей прочно вошли телевидение, транзисторы, синтетические волокна, реактивные пассажирские самолёты, скоростные экспрессы, компьютеры, станки с числовым программным управлением (ЧПУ), интегральные схемы, спутники связи. Продолжался рост производства в сельском хозяйстве. Механизация, применение биотехнологий привели к кратному увеличению урожайности и резкому сокращению населения, занятого земледелием и скотоводством.

Повышение рождаемости — послевоенный «бэби-бум» в период между 1945 и 1965 гг. способствовал развитию просвещения и здравоохранения, лавинообразному росту потребления товаров и услуг. Бурно развивались сферы услуг и торговли. Достигла расцвета стандартизация товаров и оборудования для их производства.

Экономическая взаимозависимость привела к созданию наднациональных экономических и политических структур (Европейское объединение угля и стали, Североамериканское соглашение о свободной торговле, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и др.). В индустриально развитых странах стали преобладать акционерные, кооперативные и тому подобные формы собственности, обеспечивающие максимально широкое участие людей в распределении общественного богатства. Усилились средние слои населения, заинтересованные в стабильности общества, демократии и охране социальных и политических прав личности. В то же время сужалась социальная база для радикальных (как правых, так и левых) настроений. Казалось, что социальные конфликты и революции уходят в прошлое. Наступил «золотой век» индустриального Запада.

Рис. Площадь Таймс-Сквер в Нью-Йорке. 1952 г.

Идеи демократического социализма

Создание «государства благосостояния». Возросший уровень национального богатства позволял создать высокий уровень социальной защиты населения и перераспределить средства в пользу менее обеспеченных слоёв общества. Такую задачу поставили социалистические и социал-демократические партии стран Запада, объединившиеся в 1951 г. в Социалистический интернационал. Идейно-политическую концепцию, принятую на конгрессе Социнтерна во Франкфурте-на-Майне, они назвали демократическим социализмом, целью которого объявлялось постепенное реформирование капиталистического общества, усиление социальных функций государства при обязательном развитии демократических основ общества. Выступая за реализацию выдвинутых программных целей, социалисты и социал-демократы сумели добиться серьёзных результатов. В тех случаях, когда они либо возглавляли, либо участвовали в работе правительств стран Запада (кроме США, где сильной социал-демократической партии так и не возникло), партии Социнтерна реализовали идею «государства благосостояния», берущего на себя социальное обеспечение малоимущих слоёв населения, регулирование жилищного строительства, здравоохранения, образования, подготовки и переподготовки рабочей силы. Материальной базой для осуществления этой политики стал национализированный сектор экономики, объём и значение которого в послевоенной Европе значительно выросли. Средства на социальные расходы государство получало также за счёт увеличения налогообложения имущих слоёв населения.

Основой концепции «государства благосостояния» стали идеи английского экономиста Джона Мэйнора Кейнса. Он считал, что в эпоху массового производства добиться экономического подъёма можно посредством стимулирования государством платёжеспособного спроса (как путём предоставления и оплаты государственных заказов предприятиям, так и увеличением государственных социальных выплат). Рост доходов повышал покупательную активность людей и создавал стимул для развития производства, что, в свою очередь, приводило к повышению занятости и вновь формировало возрастающий потребительский спрос.

Рис. Эмблема Социалистического интернационала

Главными оппонентами социал-демократов в странах Западной Европы были консерваторы, часто связанные с христианской церковью. Ведущими политическими силами на протяжении многих лет являлись: в Италии — Христианско-демократическая партия, в ФРГ — коалиция партий Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС), в Великобритании — консервативная партия. Консерваторы поддерживали демократические принципы жизни общества, вместе с тем подчёркивая необходимость сохранения традиционных ценностей — частной собственности, семьи, религии. Они стремились ограничить воздействие государства на экономику и личную жизнь граждан.

Политика «государства благосостояния» была характерна для многих стран Западной Европы в 1950-е — первой половине 1970-х гг. Несмотря на то что основными её защитниками были социал-демократы, большинство политических сил послевоенной Европы, в том числе консерваторы и центристы, поддерживали эту политику.

Успехов в формировании социального государства в послевоенный период добилась Западная Германия под руководством консервативных правительств ХДС/ХСС. Быстрое восстановление разрушенной экономики и устойчивый экономический рост (германское «экономическое чудо») позволили государству выделять значительные средства на реализацию социальных программ.

Идеи социального государства нашли отражение и во внутренней политике США в 1960-е гг. Беспрецедентная космическая программа, вьщвинугая президентом Джоном Кеннеди и ставшая одним из немногих достижений в реализации так называемой политики «новых рубежей», позволила американцам первыми высадиться на Луну, закрепив за собой технологическое лидерство. Социальные программы президента оказались не реализованы: рост ассигнований на развитие образования и медицинской помощи престарелым не получили одобрения конгресса, минимальная заработная плата в стране поднялась незначительно. Программа создания «великого общества», предложенная президентом Линдоном Б. Джонсоном, включала меры по борьбе с бедностью, предусматривавшие выделение на социальные нужды до 40% расходной части государственного бюджета, развитие образования, строительство дешёвого жилья, создание новой системы медицинского страхования. Однако реализовать до конца эту программу помешала война во Вьетнаме. США всё глубже увязали в трясине военного конфликта, требовавшего новых и новых средств.

Экономический кризис 1974—1975 гг. и его последствия. «Неоконсервативная волна»

Благодаря осуществлению политики «государства благосостояния» в 1960—1970-х гг. уровень жизни населения стран Западной Европы значительно вырос. Людям был гарантирован определённый стандарт жизни, снизился разрыв в доходах различных социальных слоёв. Происходил быстрый рост среднего класса — категории людей, занятых интеллектуальным трудом, менедЖеров, высококвалифицированных рабочих. Увеличивались доходы этой части населения, она играла всё более серьёзную роль в политической и экономической жизни. Прежний антагонизм между пролетариатом и капиталистами уходил в прошлое. Рабочий класс уже не представлял консолидированную силу, всё больше дифференцируясь по уровню квалификации, доходам и отраслям промышленности. Эти факторы привели к снижению социальной напряжённости в западном обществе. Однако политика «государства благосостояния» имела и негативные черты. Среди них — бюрократизация, рост чиновничьего аппарата, занимавшегося перераспределением средств.

Осуществление в странах Запада социальных программ приводило к постоянному росту государственных расходов и соответствующему росту налогообложения. Поддержание государством низкой ставки банковского процента неизбежно стимулировало инфляцию. Другим источником финансирования социальной сферы было использование дешёвых сырьевых и людских ресурсов стран Азии, Африки и Латинской Америки. Средством поддержания высокого потребительского спроса был и автомобильный бум, обеспечиваемый дешёвой нефтью (в начале 1970-х гг. 1 баррель нефти стоил всего 1 долл. США).

В 1973 г. на Западе разразился сырьевой и энергетический кризис, вызванный запретом, который в ходе очередного арабо-израильского конфликта установили нефтедобывающие арабские страны на поставки нефти союзникам Израиля. Рост цен на нефть и другие сырьевые ресурсы привёл к снижению темпов экономического развития западных стран и поставил под вопрос осуществление социальных программ.

Рис. Очередь автомобилей у автозаправки во время энергетического кризиса. 1970-е гг.

Поддержание высокого спроса на промышленные товары платёжеспособного населения уже не способствовало росту экономики, а лишь удерживало на плаву устаревшие, ресурсозатратные отрасли хозяйства и сдерживало обновление производства. Затраты на социальные программы становились тормозом для развития общества: многим людям стало выгодно не работать, а жить за счёт социальных фондов и благотворительных организаций. Расходы по выплате всевозможных пособий и содержанию бюрократического аппарата ложились на средний класс, вызывали недовольство политически влиятельного и экономически активного населения.

Расходы на социальное обеспечение
в крупнейших странах Западной Европы, % от ВНП

Страна

1950

1960

1970

1980

1983

ФРГ

15,3

15,3

18,1

25,9

28,0

Франция

15,9

13,2

15,3

26,7

23,5

Великобритания

11,2

10,8

13,7

17,3

20,5

Результатом экономического кризиса середины 1970-х гг. стала смена правящих элит в ведущих странах Запада. Влияние социал-демократов, осуществлявших политику «государства благосостояния», ослабло. К власти пришли правые силы.

Политика, проводимая новыми лидерами, получила название «неоконсервативная волна». Наряду со стремлением к возрождению традиционных ценностей — семьи, труда, частной собственности, подвергшихся негативному воздействию в годы так называемой «сексуальной революции», консервативные политики считали необходимым ограничить вмешательство государства в экономику и социальную сферу.

Осуществление на практике тезиса неоконсерваторов — «хорошо то правительство, которое мало правит» — означало строгую экономию государственных средств и снижение налогов, стимулирование частного предпринимательства, приватизацию части государственного сектора экономики. Важным элементом неоконсервативной экономической модели стала борьба с инфляцией путём осуществления политики монетаризма (уменьшения денежной массы, находящейся в обращении). Согласно одному из положений теории, разработанной Милтоном Фридманом, инфляция должна подавляться любыми средствами, в том числе путём сокращения социальных программ. К подобным мерам вынуждены были прибегнуть и находившиеся у власти левые партии во Франции, Испании, Скандинавских странах. Переход к политике неоконсерватизма не означал демонтажа «государства благосостояния». Социальную поддержку теперь оказывали только тем, кто в ней реально нуждался, социальное иждивенчество постепенно уходило в прошлое.

Новый этап НТР и его последствия

С середины 1970-х гг. под воздействием энергетического и сырьевого кризиса, заставившего искать дополнительные источники энергии и ресурсосберегающие технологии, начался новый этап современной научно-технической революции (НТР). Его начало связано с созданием и внедрением ЭВМ четвёртого поколения, на основе которых завершилась комплексная автоматизация и начался переход к новому технологическому состоянию всех отраслей экономики. Открытия в области ядерной физики и квантовой механики, достижения кибернетики, микробиологии, биохимии и других междисциплинарных наук стали превращаться в непосредственную производительную силу. Повсеместным в индустриально развитых странах стало применение микропроцессоров, сверхмалых и объёмных интегральных схем, волоконно-оптической передачи информации, компьютеров пятого поколения, промышленных роботов, достижений генной инженерии и биотехнологии.

Благодаря успехам НТР серьёзные изменения произошли и в сфере труда. Внедрение новейших технологий позволило резко повысить его производительность. Возросла заинтересованность работника в совершенствовании технологических и производственных процессов. Постоянно действующим фактором стало участие людей в «кружках качества», работе конструкторских бюро, соучастие в распределении прибылей предприятия (посредством покупки акции «своей» фирмы). На передовые позиции вышли те отрасли и предприятия, руководители которых сумели активизировать интеллект работников, заинтересовать их в достижении высоких результатов труда. Не случайно одним из лидеров в этот период стала Япония, предприятия которой славятся высоким уровнем организации производства и строгим соблюдением трудовой дисциплины.

Рис. Один из первых персональных компьютеров Apple и его создатели

По-новому организованный производственный процесс требовал специалистов более высокого уровня. В странах Запада значительно возросли расходы на подготовку и переподготовку кадров. Благодаря внедрению в производство техники резко уменьшилось число людей, занятых неквалифицированным трудом. Произошло перераспределение трудовых ресурсов из производственной сферы в непроизводственную — образование, здравоохранение, сферу услуг. Рабочее время в конце ХХ в. по сравнению с серединой XIX столетия сократилось почти вдвое, а освободившиеся часы теперь использовались для досуга, спортивных занятий, посещения зрелищных мероприятий. Важной отраслью экономики многих стран стал туризм, поскольку развитие средств связи и транспорта, рост доходов обеспечили миллионам людей возможность путешествовать по миру.

Научно-техническая революция принесла с собой и новые проблемы. Повышение уровня жизни людей сопровождалось потребительской гонкой. Не случайно западное общество эпохи НТР называют «обществом потребления». Производством потребительских товаров заняты практически все сектора экономики.

Вместе с тем в индустриально развитых странах существенно изменилась структура занятости. В 1970—1980-х гг. безработными становились те, кто не смог «вписаться» в экономику времён НТР. Новые рабочие места требовали высокого уровня образования и квалификации. Лишними оказывались люди старшего поколения, не успевавшие за нововведениями, а также молодёжь, не имевшая достаточного опыта. Кроме того, безработица стала результатом углубляющегося процесса международного разделения труда, переноса ряда производств в страны с дешёвой рабочей силой. Безработица — одна из острейших социальных проблем Запада.

Постоянным фактором стало отчуждение между людьми. Особенно характерно это для мегаполисов. Новые социальные проблемы, вызванные современным этапом НТР, порождали, с одной стороны, политический абсентеизм, с другой — радикализацию настроений «не вписавшихся» в новую эпоху людей, слоёв и целых народов. Относительная политическая стабильность, характерная для «золотого века» индустриального Запада, уходила в прошлое.

Итогом социально-экономического развития стран Запада в 1950—1960-е гг. стало создание «государства благосостояния». Кризисные явления середины 1970-х гг. привели к власти политиков «неоконсервативной волны», которые старались оптимизировать соотношение между государственным вмешательством и частной инициативой, обеспечили переход стран Запада к адресной социальной помощи и ресурсосберегающим технологиям нового этапа НТР.

Вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте новые черты в жизни индустриально развитых стран Запада после Второй мировой войны. Почему именно США стали лидером западного мира?
  2. Когда и каким образом сложились условия для осуществления политики «государства благосостояния»? Почему именно социал-демократическим партиям удалось реализовать эту политику?
  3. Чем было вызвано появление неоконсерватизма? Чем экономическая политика периода «неоконсервативной волны» отличалась от политики эпохи «государства благосостояния»? Почему для характеристики политики неоконсерваторов используется слово «волна»?
  4. Каковы важнейшие направления послевоенного этапа научно-технической революции?
  5. В чём заключались социальные последствия нового этапа НТР? Аргументируйте свой ответ.
  6. Лидер социал-демократов Вилли Брандт, возглавлявший в 1969-1974 гг. западногерманское правительство, говорил: « ...без демократии и человечности нет социализма. ...Мы знаем также, что в наше время есть режимы, хотя и называющие себя социалистическими, но недостойные того, чтобы наше имя стояло в одном ряду с ними, не говоря уже об установлении с ними тождества. Поэтому мы говорим не просто о социализме, а о демократическом социализме. В нём соединяются идеи свободы, справедливости и равноправия».
  • О каких режимах, называющих себя социалистическими, говорил Брандт?
  • Что такое демократический социализм? Каковы были пути его достижения?

Рейтинг@Mail.ru