Учебник для 10 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

§ 13. Европа в начале Нового времени

Экономика Европы в начале Нового времени

Рубежом двух эпох — Средневековья и Нового времени — принято считать конец XV — начало XVI в. В современной науке многие исследователи связывают начало раннего Нового времени с Великими географическими открытиями, достижениями эпохи Возрождения и Реформацией, приведшей к расколу католического мира. Социально-экономическая сфера также характеризовалась значительными изменениями — зарождением капиталистических отношений и переходом к индустриальному обществу. Завершилось раннее Новое время в середине XVII в.

Перемены в экономике в этот период происходили очень быстро. Европейцы искали новые способы ведения хозяйства, постоянно совершенствовали орудия труда; в промышленном производстве всё шире применялась энергия ветра и воды, в текстильном возник новый тип предприятия — рассеянная мануфактура.

Резко выросли масштабы торговли, установились прочные экономические связи между различными районами Европы. Возникли новые крупные центры внешней торговли, распространявшие влияние на значительные территории, например, Париж и Лион во Франции, Лондон в Англии, Антверпен и Амстердам в Нидерландах. Эти же города стали крупнейшими финансовыми центрами Европы.

Склады оптовой продукции превратились в товарные биржи, где торговцы заключали сделки на крупные партии товаров. Экономическое развитие Западной Европы во многом определялось развитием торговли, поскольку именно торговый капитал вкладывался в промышленность, а натуральное хозяйство уступало место товарному.

Земля, бывшая в Средние века мерилом богатства и власти, уступала своё место деньгам, игравшим всё большую роль в жизни европейского общества. В связи с этим европейская экономика начала испытывать нужду в благородном металле. Поиски золота, а также новых торговых путей стали навязчивой идеей для многих европейцев. Завершилась эпоха Нового времени в начале XX в.

Начало эпохи Великих географических открытий и появление первых колоний

Дальние морские путешествия для европейцев стали возможными только с появлением быстроходного судна — каравеллы. Первыми построившими каравеллу были португальцы. Начиная с 1416 г. они совершали почти ежегодные плавания, забираясь всё дальше и дальше на юг вдоль африканского побережья. В 1487 г. португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш (ок. 1450—1500) в поисках морского пути в Индию обогнул южную оконечность Африки.

Рис. Корабл и X. Колумба «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» в открытом море. Рисунок. XVI в.

Успехи португальцев — соседей и соперников испанцев — побудили правителей Испании Фернандо Арагонского (1479—1516) и Изабеллу Кастильскую (1474—1504) организовать собственные морские экспедиции. Прибывшему в Испанию генуэзскому моряку Христофору Колумбу (1451 — 1506) удалось убедить королевскую чету в том, что, отправившись на запад, корабли в конце концов попадут в Индию. В 1492 г. его экспедиция пересекла Атлантический океан и достигла неведомых островов. Колумб был уверен, что открытая им земля — Индия. Однако европейцы не обнаружили здесь ни золота, ни сокровищ, ни пряностей.

Только через шесть лет после путешествия Колумба, в 1498 г., португальский капитан Васко да Гама (1469—1524), обогнув Африку, добрался до Индии. Его корабли вернулись в Лиссабон с грузом пряностей и других товаров, стоимость которых в десятки раз перекрывала затраты на организацию экспедиции.

Именно эти путешествия ознаменовали собой начало эпохи Великих географических открытий, с которых началась колониальная экспансия западноевропейских держав. Ареной португальских интересов стали прежде всего побережья Африки и Индии, где ими были построены крепости и торговые фактории. Отсюда в метрополию хлынули золото, пряности и другие колониальные товары. На восточном побережье Южной Америки в начале XVI в. португальцы основали колонию, получившую впоследствии название Бразилия.

Рис. Мореплаватель Васко да Гама перед правителем индийского города Каликут. Гравюра. XIX в.

Большую часть Южной и Центральной Америки подчинили испанцы. В 1519—1521 гг. отряду конкистадоров (от исп. — завоеватель) удалось разгромить государство ацтеков (территория современной Мексики). Та же участь постигла в 1531 —1534 гг. империю инков, располагавшуюся главным образом на территории современного Перу. Завоевания сопровождались невиданной жестокостью европейцев, разграблением городов ацтеков и инков и привели к гибели цивилизаций Нового Света.

Географические открытия XVI—XVII вв. и их последствия

Во второй половине XVI—XVII в. европейцы продолжали поиск и освоение новых земель. Постепенно первенство в географических открытиях перешло к Англии и Голландии. Поскольку испанцы и португальцы, хозяйничавшие в южных морях, препятствовали торговле других европейских государств со странами Востока, голландцы и англичане начали активное исследование северной Атлантики. Ещё в конце XV в. английские морские экспедиции, которыми руководили Джон (1443—1498) и Себастьян (1479—1557) Каботы, повторили маршрут плавания викингов к берегам Северной Америки. В 1534 г. сюда же отправилась французская экспедиция во главе с Жаком Картье (1491 — 1557). Эти путешествия положили начало освоению территории современной Канады.

В начале XVII столетия голландскими мореплавателями было открыто северо-западное побережье Австралии, а в середине XVII в. Абель Тасман (1603—1659), обогнув Австралию, обнаружил остров, позднее названный его именем. Он открыл также Новую Зеландию, острова Тонга и Фиджи.

В результате географических открытий, совершённых европейцами, центр мировых торговых путей сместился из Средиземноморья в порты Атлантики. Итальянские торговые города (Венеция, Генуя), через которые раньше осуществлялись связи Европы с Востоком, пришли в упадок. Германские ганзейские города также оказались в стороне от мировой торговли. Первостепенное значение приобрели новые торговые центры, имевшие выход в Атлантический океан: Лиссабон в Португалии, Севилья в Испании. Центром мировой торговли стал Антверпен в Нидерландах.

Рис. Португальский корабль у берегов Америки. Гравюра XVI в.

Завезённые в Европу новые сельскохозяйственные культуры — картофель, кукуруза, помидоры и другие — способствовали повышению продуктивности аграрного производства, а колониальные товары содействовали развитию торговли и общему подъёму европейской экономики.

Однако были и негативные последствия колониальных захватов для европейской экономики. В Европу из колоний стало стекаться большое количество золота и серебра. Это привело к повышению цен на сельскохозяйственные и промышленные товары, а также к резкому снижению покупательной способности денег. «Революция цен» способствовала росту денежного капитала у купцов, предпринимателей и привела к резкому падению уровня жизни рабочих, живших на зарплату.

Для народов Америки, Азии и Африки колониальные захваты европейцев обернулись неисчислимыми бедами, одной из которых стала работорговля. Восточное побережье Африки превратилось в арену деятельности работорговцев. Рабов отправляли на острова Вест-Индии для работы на плантациях сахарного тростника и табака.

Реформация и Контрреформация в Европе

Расширение географических горизонтов известного европейцам мира, осознание того, что Земля огромна и многообразна, а устройство мира мало похоже на описанное в Библии, распространение идей гуманизма, во многом расходящихся со средневековым христианским мировоззрением, оказали огромное влияние на умы европейцев. Авторитет католической церкви был поколеблен; алчность, любовь священников к деньгам вызывали протест простых прихожан.

В XVI в. центром движения против католической церкви и папского престола стала Германия. Здесь началась Реформация — религиозно-политическое движение, приведшее к расколу церкви и вызвавшее брожение и смуты по всей Европе. Основоположник Реформации Мартин Лютер (1483—1546) утверждал: не должно быть посредников между Богом и человеком; священники не обладают каким-то особым даром по сравнению с мирянами; церковь не должна владеть богатствами и землями, их нужно у неё отобрать; монастыри необходимо закрыть.

Взгляды Лютера нашли поддержку у многих светских правителей Германии, давно уже мечтавших завладеть церковными землями. Вслед за Лютером с проповедью создания новой церкви выступил Жан Кальвин (1509—1564), развернувший свою деятельность в Женеве. Он утверждал, что судьба человека — дано ли ему спасти свою душу или нет — определена Богом и изменить здесь ничего нельзя.

Тот, кому предначертано спастись, обладает стойкой верой, даюшей силы бороться с дьявольским искушением и помогающей в повседневных делах. Следовательно, избранником Бога является человек удачливый, а в этот исторический период удачей считалось умение зарабатывать деньги. Подобная позиция идеально подходила представителям зарождающейся буржуазии и активно ею поддерживалась.

Противников верховенства папы римского, стремившихся к реформе католической церкви, стали называть протестантами. Идеи Реформации распространились среди населения Швейцарии, Северной Германии, Южной Франции, Нидерландов, Скандинавских стран.

Папство не желало мириться с потерей своего влияния. В Западной Европе в XVI—XVII вв. развернулась острая борьба между протестантами и католиками. Папский престол попытался перейти в наступление и осуществить Контрреформацию. Были проведены реформы внутреннего устройства церкви, а с целью борьбы с врагами католичества созданы особые организации, самой значительной из которых явилось «Общество Иисуса», или орден иезуитов.

В середине XVI в. в Германии вспыхнула война между протестантскими и католическими князьями, закончившаяся в 1555 г. подписанием Аугсбургского мира, провозгласившего принцип «Чья власть — того и вера». Во второй половине XVI столетия ожесточённая вооружённая борьба развернулась между французскими протестантами (гугенотами) и католиками. Почти на 100 лет Европа погрузилась в пучину религиозных войн.

Как религиозный конфликт между местными протестантами-кальвинистами и католической Испанией в XVI в. началась революция в Нидерландах. В борьбу против феодальной Испании, владевшей Нидерландами, включились народные низы, буржуазия торговых городов, а также нидерландская аристократия, тесно связанная с буржуазными кругами. Несмотря на применявшиеся испанской армией жестокие меры, она потерпела поражение от восставших, во главе которых встал принц Вильгельм Оранский (1533—1584). В 1579 г. северные протестантские провинции Нидерландов объединились в Республику Соединённых провинций (Голландию). Победа Нидерландской революции (Испания признала независимость Нидерландов в 1648 г.) означала установление буржуазных отношений. В XVII в. небольшая по территории Голландия стала одной из ведущих торговых и промышленных держав Европы.

Рис. Кальвинистский храм в Лионе. Рисунок. XVI в.

Конфликт протестантов и католиков наряду с династическими и торгово-экономическими противоречиями стал одной из причин Тридцатилетней войны (1618—1648) — первой общеевропейской войны, в которую было вовлечено большинство стран континента. Австрийские Габсбурги, возглавлявшие католический лагерь, потерпели поражение от коалиции протестантских государей, в которую входила и Франция. После войны к ней перешла ведущая роль в европейской политике. В число великих держав вошла также Швеция, установившая гегемонию на Балтике. Согласно заключённому по окончании войны Вестфальскому миру (1648), протестантская церковь уравнивалась в правах с католической, а в Европе произошли территориальные изменения. Была закреплена территориальная раздробленность Германии.

Сложившаяся Вестфальская система международных отношений была построена на идее баланса сил и принципа национального государственного суверенитета, когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. В результате возникла международно-правовая основа системы международных отношений в Европе.

Изменения в жизни западноевропейского общества

Духовенство, бывшее в Средние века первым сословием, утратило в Новое время прежнее единство и влияние. Постепенно сдавали политические и экономические позиции и феодалы. С образованием централизованных государств ушла в прошлое система вассалитета. Для многих феодалов служба королю стала едва ли не единственным источником достойного существования. Менялось положение крестьян — во многих странах Западной Европы они уже к XV в. получили личную свободу. Крестьянские хозяйства втягивались в товарно-денежные отношения. Некоторые земледельцы выкупали свои наделы у феодалов, другие разорялись, пополняя ряды городских бедняков. Утратила своё прежнее значение община.

Накопление богатств в городах, усиление экономических позиций купцов, предпринимателей и ремесленников оказали воздействие на рост их политического влияния. При этом прежняя общность интересов горожан уходила в прошлое, а социальное размежевание, ставшее следствием развития товарно-денежных отношений, привело к возникновению острых противоречий между беднейшими горожанами (подмастерьями, членами второстепенных цехов, наёмными работниками) и городской верхушкой (руководителями цехов, членами городских советов, богатыми купцами-оптовиками, банкирами, владельцами крупных мастерских и мануфактур). Именно последние со временем составили новый влиятельный общественный слой — буржуазию (от фр. — горожане). Наряду с буржуазией возник слой люмпенов (от нем. — лохмотья) — лишённых каких-либо средств к существованию городских бедняков, крестьян без земли, жертв войн и природных катаклизмов.

Утверждение протестантизма в ряде стран Европы повлекло за собой серьёзные изменения в экономической и духовной жизни. Протестантская этика поощряла неустанный труд, деловую активность, предприимчивость. Протестанты считали полученные трудом доходы благом и негативно относились к бедности и нищете, считая их проявлением лени, праздности, пороков и отсутствием удачи. Новая идеология воспитывала в людях постоянную готовность к конкурентной борьбе и хозяйственной самостоятельности, в которой побеждал тот, кто умел вести торговые дела, заключать выгодные сделки и производить пользующиеся спросом товары. На первый план выходили прагматизм, здравый смысл, расчёт, знания и опыт, при этом принципы морали обосновывались текстами Священного Писания. Равенство всех перед законом, права и свободы человека протестанты считали необходимыми условиями для достижения успеха.

Великие географические открытия дали европейцам возможность познать мир, который лежит за пределами существовавших в Средние века представлений о Вселенной. Реформация привела к расколу религиозного единства Западной Европы. Утверждение протестантской этики создало предпосылки для формирования экономических и социально-политических основ нового, буржуазного общества. В конце XV—XVI столетии Европа сделала первые шаги к индустриальному обществу.

Вопросы и задания

  1. С чем связаны изменения в экономике Европы в раннее Новое время?
  2. Какие изменения произошли в социальной структуре западноевропейского общества?
  3. Каковы причины и последствия Великих географических открытий?
  4. Назовите отличия протестантизма от католичества.
  5. Каким образом католическая церковь противодействовала Реформации? Почему в отличие от эпохи Средневековья папству не удалось подавить еретические настроения?
  6. Аугсбургский религиозный мир содержит следующие положения: «Чтобы установить мир в Священной империи германской нации между римским императорским величеством и курфюрстами, князьями и чинами, пусть ни его императорское величество, ни курфюрсты, князья и так далее не чинят никакому чину империи никакого насилия или зла по поводу Аугсбургского исповедания (составленное с одобрения Лютера его соратником Филиппом

    Меланхтоном изложение основ лютеранства. На Аугсбургском рейхстаге 1530 г. император Карл V и католики отвергли этот документ. — Лет.), но предоставят им в мире придерживаться своих религиозных убеждений, литургии и обрядов, равно как пользоваться и своим состоянием и другими правами и привилегиями <...> Равным образом имперские чины, придерживающиеся Аугсбургского исповедания, не будут мешать всем чинам и князьям, придерживающимся старой религии, жить в полном мире и пользоваться всеми их состояниями, правами и привилегиями <...>

    Применявшаяся до сих пор церковная юрисдикция относительно Аугсбургского исповедания, догмы, назначения духовных лиц, церковных распоряжений и службы (исключая права курфюрстов, князей, коллегий и монастырей на денежные подати и десятины) отныне прекратится, и последователям Аугсбургского исповедания будет предоставлено свободно и беспрепятственно отправлять богослужение и обряды и назначать духовных лиц, как то установлено в нижеследующей отдельной статье, впредь до окончательного религиозного соглашения.

    Никакой имперский чин не должен пытаться убеждать подданных других чинов оставить свою религию или защищать их против их собственных властей».

  • Чем закончилось противостояние между протестантскими князьями и сторонниками католической церкви в Германии?
  • Можно ли утверждать, что Реформация победила?
  • Какие права получили протестантские князья в своих владениях?
  • Как вы понимаете принцип, утверждённый Аугсбургским религиозным миром, «Чья власть — того и вера»?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru