Энциклопедический словарь
юного историка

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

Пиратство

Исторические корни пиратства (от греч. peirates — грабитель, разбойник) уходят в глубокую древность. Оно зародилось за несколько тысячелетий до нашей эры в прибрежных районах Юго-Восточной Азии вместе с мореходством, служившим и торговле и войне. К европейцам понятие «пиратство» пришло из Древней Греции, где это занятие, обычное и даже похвальное, считалось законным способом обогащения.

Пиратство развивалось в узловых пунктах морских сообщений. С середины 1-го тысячелетия до н. э. Средиземное море, связывающее все прибрежные страны региона, становится ареной пиратских грабежей и работорговли. Активность средиземноморских пиратов сохранялась все средневековье и сошла на нет лишь к концу 18 в.

В древности морским разбоем здесь занимались греки, финикийцы, египтяне, этруски, карфагеняне, киликийцы. В плен к последним попадал Юлий Цезарь, за которого был выплачен неслыханно большой по тем временам выкуп в 50 талантов. После освобождения Цезарь разбил своих пленителей на острове Фармакусса, вернул выкуп, а 350 разбойников предал казни в Пергаме. Морской разбой на побережье Северного и Балтийского морей появился в первые века новой эры, процветал в эпоху викингов, нанося большой ущерб торговле.

Защита от морских грабителей была одной из причин создания в 14 в. мощного союза торговых городов Северной Германии — Ганзы. Несколько позже ареной пиратских действий становится Ла-Манш и Западное побережье Франции. Эпоха Великих географических открытий и колониальных захватов привела к перемещению главных торговых путей на океанские просторы и борьбе европейских морских держав за монопольное извлечение колониальных прибылей (см. Колониализм). Это пора особого расцвета пиратского разбоя в Карибском море, вдоль побережья Северной Америки, Африки, в Индийском океане, у берегов Юго- Восточной Азии. Причем нередко пиратство сопутствовало государственной политике. Так, одним из самых легендарных пиратов 16 в. был англичанин Фрэнсис Дрейк. «Дьявол Дрейк», отважный воин и опытный моряк, пользовавшийся покровительством королевы Елизаветы I, прославился удачными грабительскими походами в Вест-Индию и участием в разгроме испанской «Непобедимой армады».

Пираты берут на абордаж торговое судно.

В 1573 г. пираты Дрейка ограбили «сокровищницу мира» — порт Номбре-де-Диос на Панамском перешейке, куда испанские колонизаторы свозили золото, серебро и другие ценности для отправки в Испанию. В 1577—1580 гг. Дрейк совершил второе, после экспедиции Ф. Магеллана, кругосветное путешествие, предпринятое ради грабежа испанских и португальских колоний. Добыча, которую привезли его корабли в Англию, вдвое превышала годовой доход английской казны и составляла 600 тыс. фунтов стерлингов. Львиная доля награбленного досталась королеве, вложившей в подготовку экспедиции тысячу фунтов стерлингов личных средств. Дрейк был возведен в рыцарское достоинство, получил чин вице-адмирала, стал членом парламента и прославлялся как национальный герой.

В 18 в. основой пиратского промысла становится торговля африканскими невольниками. В это время из Африки в Америку перевозилось до 100 тыс. рабов ежегодно, а общее число африканцев, ставших жертвой охоты на людей, составило 30—50 млн. человек (см. Работорговля). Разбойные действия в морях Юго-Восточной Азии и Индийском океане приобрели столь широкие масштабы, что прибрежную полосу вдоль Ормузского пролива и Персидского залива, где хозяйничал и арабы, европейцы называли Пиратским берегом, а Китайское море, в котором свирепствовали японцы, — Пиратским морем. В начале 19 в. в Европе ходили легенды о малайском пирате Рага, господствовавшем в Малаккском проливе, и «хозяйке» дальневосточного бассейна госпоже Цин, флот которой включал несколько эскадр и не только успешно грабил английские и голландские суда, но неизменно одерживал верх над императорским флотом.

Конец пиратству в основном был положен во 2-й половине 19 в., но отдельные его случаи наблюдаются и столетие спустя. Так, в 1956—1960 гг. бывший лейтенант флота США Дж. Брешар создал пиратскую флотилию и действовал в районе Сан-Франциско. В 1963 г. в Тихом океане пираты расправились с экипажем английского торгового судна «Хелла». С пиратством связаны случаи исчезновения грузовых кораблей в районе Бермудского треугольника, ночные нападения на современные торговые корабли, стоящие на якоре вне территориальных вод у западного побережья Африки. В 70—80-е гг. участились нападения на небольшие торговые суда в Южно- Китайском и Филиппинском морях.

На морях и океанах наряду с пиратами действовали корсары, каперы, флибустьеры, буканьеры, рейдеры. Все они совершали противоправные действия, но собственно пиратами чаще называли лиц, ведущих разбой по личному почину, причем вся добыча служила обогащению его участников.

Каперством в Германии, корсарством в Италии и Франции, приватирством в Англии называли распространенные в средние века военные действия на море, совершаемые вооруженными частными торговыми судами, получившими от правительства каперское свидетельство на захват ими неприятельских торговых судов или судов нейтральных стран, перевозящих грузы для неприятеля. Каперы (от голл. карег — морской разбойник), как и пираты, топили корабль, предварительно обобрав его. Раздел добычи регламентировало правительство, определяя часть («приз») для капера. Первый из известных призовой регламент даровал арагонский король Альфонс III в 1288 г., а к 15 в. каперство становится обычным делом в Западной Европе. В России первые каперские свидетельства были выданы Петром I в 1716 г. для действий против шведских судов во время Северной войны. Екатерина II утвердила «Правила для партикулярных Российских корсаров» в связи с русско- турецкой войной 1787—1791 гг. Каперство было запрещено Парижской декларацией о морской войне 1856 г.; ее не подписали лишь Испания, Мексика и США.

От каперства следует отличать рейдерство (от англ. raider — военный корабль). Рейдеры совершали военные действия против торговых судов противника, находясь на службе у государства, «призов» не получали и наносили урон противнику, чаще всего уничтожая судно. Такие случаи государственного пиратства случались и в 20 в., как, например, действия подводных лодок Германии и Италии против торговых судов СССР, Англии и Франции в период итало-германской интервенции в Испании в 1936—1939 гг.

Буканьеры (от фр. boucanier — морской разбойник) и флибустьеры (от фр. flibustier — морской разбойник) — французские, английские, голландские пираты, действовавшие в 16—17 вв., часто при покровительстве своих государств, против испанских судов и испанских колониальных поселений в Америке. Иногда у них складывались вполне лояльные отношения с местным индейским населением, видевшим в них защитников, а скорее, просто мстителей испанским колонизаторам. Флибустьеры нередко захватывали прибрежные территории и создавали свои небольшие государства — своеобразные разбойничьи республики, где воплощались характерные для пиратской среды представления о свободе и равенстве. Например, в 1625 г. французские флибустьеры захватили у испанцев остров Сент-Кристофор, в 1630 г. создали республику на острове Тортугу, близ Гаити, а затем завладели и значительной частью этого острова. Апогея деятельность флибустьеров достигла в 70—80-е гг. 17 в., когда они царили не только в Карибском море, но и на всем Тихоокеанском побережье от Калифорнии до Чили. Флаг флибустьерских судов — черное полотно с изображением черепа и перекрещенных костей — «Веселый Роджер» стал символом пиратского разбоя.

Наряду с крайней жестокостью морские авантюристы всех стран и народов отличались мужеством, отвагой, предприимчивостью, силой, масштабностью своих предприятий, им не чуждо было чувство товарищества, и подчас, по словам Вольтера, «им не хватало лишь честности», чтобы прослыть личностями героическими. Оценивая пиратство как историческое явление, вспомним, что оно с древности сопутствовало морской торговле, содействовало развитию мореплавания. Надежда на приобретение богатств в дальних заморских странах, необходимость иметь быстроходные суда заставляли вносить технические усовершенствования в конструкции кораблей и системы их управления. Успехи кораблестроения позволяли уходить все дальше от берегов, прокладывать новые водные пути и обследовать новые земли. На заре колониальной политики европейцев, в эпоху расцвета пиратства, в общий приток богатств, стекавшихся в Европу из стран Востока и Америки, немалую лепту внес дерзкий морской разбой. Эти богатства представляли мощный источник первоначального накопления и, превращаясь в капитал, содействовали становлению буржуазного уклада в европейской экономике. Наконец, пиратство, как и необходимость противодействия ему, способствовало развитию военно-морского дела, введению и отработке новых тактических приемов морского боя.

Однако ценой этому были тысячи человеческих жизней; пиратство наносило и огромный материальный урон. Это разрушенные и разграбленные города и селения, потопленные корабли, ценности, изъятые из обращения и превращенные в сокровища, поиски которых продолжаются до настоящего времени. Поэтому борьба с пиратством как с социальным злом велась со времен глубокой древности. Сначала она основывалась на обычном праве и традиционных представлениях, примером чему может служить римский принцип, сложившийся в 1 в. до н. э., — «Пират — враг рода человеческого», затем на национальном законодательстве и наконец на международных соглашениях. Из последних наиболее значимые — Декларация Парижского конгресса 1856 г., Нионское соглашение о коллективных действиях против пиратских подводных лодок, принятое участниками Международной конференции по борьбе с пиратством на Средиземном море в 1937 г.; Женевская конвенция об открытом море 1958 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Международно-правовой основой борьбы с воздушным пиратством стали двусторонние соглашения о сотрудничестве в предотвращении угона гражданских самолетов и документы международных конференций: Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. и Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru