Энциклопедический словарь
юного историка

Национально-освободительное движение стран Азии и Африки

Национально-освободительное движение представляет собой совокупность всех форм борьбы народов против колониализма и неоколониализма — стихийных, организованных, мирных, вооруженных, массовых, локальных и имеет целью освобождение от иностранного господства, ликвидацию национального гнета, создание и укрепление суверенных государств.

Национально-освободительное движение народов стран Азии и Африки возникло как сопротивление порабощаемых народов против колониальных захватов и территориального раздела мира (о Латинской Америке см. Войны за независимость в Латинской Америке 1789—1826 гг.). Проникновение европейцев в Азию и Африку началось в период Великих географических открытий. На первых порах оно ограничивалось основанием опорных пунктов и факторий на побережье. Затем последовало освоение глубинных районов континентов и создание целых колониальных империй, население которых, оказавшись жертвой прямых военных захватов, подверглось экономической, политической и духовной колонизации.

На разных этапах европейской колонизации коренные жители афро-азиатских стран оказывали ей упорное сопротивление, порой принимавшее форму длительных кровопролитных антиколониальных войн, Таковыми были, например, антиголландское восстание под руководством Дипонегоро на индонезийском острове Ява (1825—1830), бабидские восстания в Иране (1848—1852) и крестьянское тайпинское движение в Китае (1850— 1864), соединившие в себе выступления бедноты против феодального гнета с борьбой против иноземных захватчиков, сопротивление французской колонизации в Алжире под руководством Абд аль-Кадира (1832—1847) и в Западной Африке, возглавляемое Самори (1870— 1898), антибританские выступления — индийское народное восстание 1857—1859 гг., движения Ораби-паши в Египте (1881—1882) и аль-Махди в Судане (см. Махдис- тов восстание в Судане 1881—1898) и др.

На начальных этапах антиколониальную борьбу, зачастую носившую стихийный, неорганизованный характер, преимущественно возглавляли представители феодальной традиционной знати, вожди племен, религиозные деятели и т. д. Освободительное движение в различных государствах и регионах имело свою специфику, определявшуюся конкретными историческими условиями каждой отдельно взятой страны, уровнем ее социально-экономического развития, этническими и национальными особенностями, а также формами и методами колониального управления.

Во 2-й половине 19 в. национально-освободительное движение претерпело существенные качественные изменения и стало принимать более организованные формы. Появились первые общественно-политические организации и общества культурно-просветительского и религиозно-реформаторского характера, активно включавшиеся в политическую жизнь. Начался процесс формирования идеологии освободительного движения. Носителями и пропагандистами идей национализма стали представители зарождавшейся интеллигенции, мелкобуржуазных слоев.

Как в азиатских, так и в африканских странах на определенных этапах борьбы достаточно мощным мобилизующим фактором оказалась религия, способствовавшая сплочению и организации широких масс. Антиколониальное сопротивление нередко резворачивалось под религиозными знаменами (восстание аль-Махди в Судане, движение сенуситов в Ливии и ваххабитов на Аравийском полуострове, различного рода панисламистские движения, охватившие практически весь мусульманский мир, кимбангизм в Бельгийском Конго).

Большое влияние на развитие революционного процесса в Азии и Африке оказали события в Европе, и прежде всего в России. Под непосредственным воздействием революции 1905—1907 гг. и Октябрьской революции по многим странам Востока прокатилась мощная волна антиколониальных восстаний и войн. Ареной бурных выступлений народных масс, требовавших ликвидации империалистического гнета, стали Китай и Корея, Индонезия и Индия, Иран и Афганистан, Египет и Марокко, Сирия и Турция, Нигерия, Сьерра-Леоне и Гамбия, Кения и Камерун и др.

На развитие национально-освободительного движения стран Азии большое влияние оказали идеи М. Ганди. На снимке: первый премьер-министр свободной Индии Дж. Неру и М. Ганди.

Важнейшим показателем организационного и идеологического укрепления сил национального освобождения в этот период стало появление первых политических партий, представлявших собой широкие антиколониальные фронты, объединявшие разнородные по социально- классовому положению силы. Их программы отражали общенациональные интересы и устремления. Ярким примером тому может служить деятельность партии Индийский национальный конгресс (ИНК), основанной представителями молодой индийской буржуазии и помещичьих кругов в 1885 г. Она возглавила антибританское сопротивление, руководствуясь теорией М. К. Ганди о ненасильственных методах борьбы, которые включали в себя проведение кампаний гражданского неповиновения, митингов, демонстраций, харталов (прекращение всякой деловой активности), голодовок, бойкотирование колониальных учреждений, судов, учебных заведений и т. д.

В азиатских и североафриканских странах, а также в Южной Африке в силу более высокого уровня социально-экономического и политического развития этот процесс начался раньше и протекал более активно, нежели в странах Тропической Африки. Здесь новой политической силой, сыгравшей важную роль в распространении антиколониальной идеологии, стали коммунистические партии.

В 1917—1945 гг., т. е. на этапе кризиса колониальной системы, борьба порабощенных народов существенно поколебала основы господства империализма в афроазиатском мире. Но тогда лишь немногие страны сумели добиться национальной независимости: Северный Йемен — 1918 г., Афганистан — 1919 г., Египет — 1922 г., Ирак — 1930 г., Сирия — 1941 г., Ливан — 1943 г. Однако независимость в подавляющем большинстве случаев носила формальный характер.

Начавшийся после второй мировой войны в результате разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии подъем демократического движения во всем мире вызвал активизацию национально-освободительной борьбы, которая в итоге привела к полному и окончательному распаду колониальной системы. Во 2-й половине 40-х гг. многие азиатские страны добились независимости, например: Вьетнам, Индонезия, Корея — 1945 г., Филиппины — 1946 г., Индия — 1947 г., Мьянма (тогда Бирма), Шри-Ланка (тогда Цейлон) — 1948 г. Ряд стран (страны Аравийского полуострова, Бруней, Сингапур, Малайзия, Камбоджа, Лаос, Кипр и др.) продолжили борьбу и освободились от колониальной зависимости в 50-е — начале 70-х гг.

В Африке в 50-е гг. добились независимости: Ливия — 1951 г., Египет — 1952 г., Тунис, Марокко, Судан — 1956 г. Образовались первые независимые государства в Тропической Африке: Гана — 1957 г., Гвинея — 1958 г. 1960-й год вошел в историю как Год Африки, политическую самостоятельность в этом году обрели 17 африканских государств.

14 октября 1960 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, что явилось крупной внешнеполитической акцией, направленной на политическую и международно-правовую поддержку освободительных движений.

В некоторых странах (Кении, Мадагаскаре, Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау и др.) национальное освобождение явилось результатом длительной вооруженной борьбы. Особой остротой и упорством она отличалась в Алжире. На завершающей стадии деколонизации Африканского континента в 1980 г. Южная Родезия стала суверенной Республикой Зимбабве, в 1990 г. была провозглашена независимость Намибии.

В ходе борьбы за независимость выделилась целая плеяда ярких и талантливых организаторов и теоретиков национально-освободительного движения, многие из которых встали впоследствии во главе суверенных государств Азии и Африки. Среди них — Г. А. Насер, X. Бумедьен, К. Нкрума, Сукарно, Дж. Неру, Хо Ши Мин, П. Лумумба, Дж. Ньерере, А. Нето и другие.

С крушением колониальной системы освободительная борьба афро-азиатских народов не прекратилась, а вступила в качественно новую фазу, характеризуемую размежеванием классовых и политических сил, некогда выступавших единым фронтом, осознанием ими своих социальных интересов. Главной становится борьба за выбор пути дальнейшего развития, причем эта борьба принимает различную степень остроты и осуществляется в разнообразных формах в зависимости от конкретных условий той или иной страны, расстановки сил, уровня политической организации масс, влияния внешних факторов.

Освободившиеся страны, несмотря на значительные успехи, достигнутые в годы самостоятельного развития, столкнулись с рядом серьезных трудностей и проблем, таких, как отсталость и зависимость (в большинстве стран сохраняется многоукладная экономика, отсталая в целом экономическая структура, господство ручного труда и низкая его производительность), неравноправное положение в системе мирового капиталистического хозяйства, все более глубокое внедрение в их экономику транснациональных корпораций, политическая нестабильность режимов, необходимость противостояния политике неоколониализма, высокий уровень неграмотности населения, общая культурная отсталость, нехватка продуктов питания и т. д.

Особую актуальность для независимых государств представляет процесс завоевания подлинной экономической самостоятельности. Освободившиеся государства, заинтересованные в коренной перестройке международных экономических отношений на справедливой и демократической основе, включились в борьбу за установление нового международного экономического порядка (НМЭП). По их инициативе и при значительной поддержке ряда стран концепция НМЭП и его комплексная программа были одобрены в 1974 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Рейтинг@Mail.ru