Аравийский полуостров с древнейших времен был
заселен арабскими племенами. Традиционно подавляющую
часть населения полуострова составляли бедуины —
кочевники-скотоводы. В меньшей степени здесь было
развито земледелие, носившее оазисный характер.
Некоторые области (Йемен, район Мекки)
специализировались на посреднической торговле со странами
Северной и Северо-Восточной Африки,
Средиземноморья, Индией.
В 7 в. в Аравии протекали процессы разложения
первобытнообщинного строя и классообразования, усилилось
социальное расслоение, выделилась племенная знать,
завладевшая огромными землями, крупными стадами,
рабами. В наиболее развитых районах уже возникли
рабовладельческие, а кое-где и раннефеодальные
отношения. Сложились благоприятные условия для
государственного объединения арабов. Ему во многом
способствовало возникновение и распространение
монотеистического учения ислама, основной идеей которого было
единство всех мусульман (см. Религия). Мусульманская
община стала ядром политического объединения
страны.
В начале 30-х гг. 7 в. арабы приступили к военным
походам, завершившимся завоеванием стран Ближнего
и Среднего Востока, Северной Африки и Египта. Было
создано обширное государство — Арабский халифат, в
котором в руках халифа («преемника и заместителя
посланника Аллаха — пророка Мухаммеда») была
сосредоточена светская и духовная власть.
В ходе военных кампаний арабы столкнулись с двумя
могущественными державами того времени —
Византией и Сасанидским Ираном. Ослабленные длительной
борьбой друг с другом, обострением внутриполитических противоречий, они потерпели ряд поражений от
арабов и уступили им значительные территории в Западной
Азии и Северной Африке.
В 30—40-е гг. 7 в. арабами были покорены Сирия и
Палестина, Месопотамия, Египет, практически вся
Северная Африка (включая Барку, Триполитанию,
Ифрикию), Кипр. К 651 г. завершилось завоевание
Ирана. Византийская Малая Азия подверглась
многочисленным грабительским набегам со стороны арабов,
предпринявших несколько неудачных попыток взять
Константинополь. В начале 8 в. в состав арабского государства
вошли Закавказье, области Средней Азии (Мавераннахр —
территория между реками Амударьей и Сырдарьей).
В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд
(область по нижнему течению Инда), в 711—714 гг.,
разгромив государство вестготов, захватили большую часть
Пиренейского полуострова.
Подчинение чужих земель стало для арабской знати
важным средством обогащения. Арабы получили
огромные земли, военную добычу, пленников-рабов,
собирали дань с покоренных народов. Первоначально в
захваченных странах сохранялись местные порядки,
старый государственный аппарат. Господствовавшие
социально-экономические отношения не претерпели
никаких существенных изменений. Сохранилась
существовавшая система эксплуатации крестьянства,
характерная для раннефеодального общества; в сельском
хозяйстве и ремесле арабская знать широко использовала труд рабов, захваченных в военных походах.
Рабский труд применялся на государственных работах —
рытье и очистке каналов и т. д. (см. Рабство,
Работорговля).
В покоренных странах началась постепенная арабизация местного населения. Особенно активно этот процесс
протекал там, где уже задолго до 7 в. проживали
довольно обширные группы арабов, — в Палестине,
Сирии, Месопотамии, Египте. Закавказье, Иран и
Средняя Азия так и не были арабизированы. Арабы
воспринимали многие элементы культуры завоеванных
народов.
Вместе с расселением арабов по обширной
территории распространялся ислам. Во всех частях халифата
быстро росло число приверженцев мусульманской
религии. По отношению к представителям других религий и
культов — христианам, иудеям, зороастрийцам —
соблюдался принцип веротерпимости. Иноверцы не
преследовались, однако пользовались ограниченными правами
по сравнению с мусульманами.
В начале 2-й половины 7 в. халифат становится ареной
острой внутриполитической борьбы между
представителями различных знатных арабских родов.
Междоусобная война положила начало расколу мусульман на
сторонников Али (зятя пророка Мухаммеда) — шиитов и
его противников — суннитов, привела к возникновению
движения хариджитов.
После убийства Али к власти приходит династия
Омейядов, представлявшая один из родов племени
курейш. Дамаск становится столицей, Сирия —
столичной провинцией халифата. В период правления династии
Омейядов (661—750) государство достигает больших
успехов в социально-экономическом развитии.
Совершенствованию товарно-денежных отношений
способствует введение единой денежной системы во всем
халифате, проводятся мероприятия по упорядочению нало-
гово-податной системы, централизации
государственного аппарата. Широкое распространение получает
арабский язык, на котором ведется делопроизводство.
В середине 8 в. в халифате вновь обострилась
внутриполитическая борьба. На этот раз с претензиями на
престол выступили Аббасиды — богатые иракские
землевладельцы, потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммеда.
При Аббасидах было решено перенести столицу
халифата из Дамаска. С этой целью был основан новый
город — Багдад, официально называвшийся «Мадинат
ас-салям», что значит «город мира». Халифат периода
правления Аббасидов (750—1258) называют
Багдадским. При первых аббасидских халифах, включая
Харуна ар-Рашида (786—809), халифат являлся
достаточно сильным и относительно централизованным
феодально-теократическим государством. Он продолжал
вести завоевательные походы (были захвачены
Сицилия, Мальта, Крит), вел непрерывные войны со своим
давним врагом — Византией. В государстве Аббасидов
шли процессы дальнейшего совершенствования
феодальных отношений. Усилившийся гнет и эксплуатация
крестьян, ремесленников, трудового населения городов,
незаконные поборы и притеснения со стороны
администрации вызывали крупные народные движения,
которые часто проходили под религиозными лозунгами.
Кааба — главная святыня
ислама. Представляет собой каменное
здание в центре мечети аль-Харам в
Мекке. Кааба с вмурованным в нее
черным камнем, якобы посланным
Аллахом с неба, является главным
объектом паломничества мусульман
всего мира. Паломники 7 раз обходят
вокруг Каабы и целуют заключенный в
серебряное обрамление черный камень.
Восстания вспыхивали в разных уголках халифата. Особой
силой и упорством отличались восстание под
руководством My канны (776—783) в Средней Азии, восстание
Бабека (816—837), охватившее Южный Азербайджан,
Армению и Западный Иран, восстание зинджей —
темнокожих рабов в Ираке, привезенных из Африки,
которых первоначально поддержали ремесленники и
бедуины (869—883), карматское религиозное движение,
потрясшее халифат в 9 — начале 10 в. и проходившее
под лозунгами социального равенства и справедливости.
В 1-й четверти 9 в. начался политический распад
Арабского халифата, единство которого держалось лишь на
военной силе. Наблюдается быстрый рост крупной
земельной собственности отдельных феодалов и
семей, усиление их позиций в политической жизни,
что в итоге привело к сепаратистским устремлениям, к обособлению отдельных частей халифата и их
постепенному превращению в самостоятельные
государства. Например, Хорасан, сохраняя
номинальную зависимость от багдадского халифа,
фактически управлялся членами династии Тахиридов (821—
873), в Египте к власти пришла тюркская династия Тулу-
нидов (868—905), на территории современных Марокко —
Идрисиды (788—974), Туниса и Алжира — Аглабиды
(800—909). В 9 в. возродилась местная феодальная
государственность в Средней Азии, Армении,
Азербайджане, Грузии. Халифат фактически распался на отдельные
части, так и не сумев в дальнейшем восстановить свое
былое могущество. Оплотом власти аббасидских
правителей стал Ирак. В 945 г. западноиранская династия
Бундов захватила Багдад, лишила Аббасидов
политической власти, сохранив за ними только власть духовную.
Окончательно халифат прекратил свое существование в
середине 13 в., когда в 1258 г. его столицу покорили
монгольские завоеватели.
Древние воророта Багдада
В период существования Арабского халифата
высокого уровня развития достигла культура. Следствием
длительного культурного взаимодействия арабов с
завоеванными ими народами явилось
взаимопроникновение элементов разных культур, их взаимное
обогащение. На этой основе возникла богатейшая средневековая
арабская культура. Известны имена замечательных
арабских средневековых поэтов и писателей — Абу
Нуваса (762—815), Омара ибн Аби Рабиа (644—712),
Абу Таммама (ок. 796—843), Абу-ль-Фараджа аль-Исфахани (897—967), аль-Мутанабби (915—965), Абу
Фираса (932—967) и других. На основе переработанных
сюжетов персидских, индийских и других сказок стал
складываться популярный сборник увлекательнейших
сказок «Тысяча и одна ночь». Широкое распространение
получил оформившийся классический литературный
арабский язык и письменность на основе арабского
алфавита. Накапливались и совершенствовались
научные знания, развивались математика, астрономия,
химия, медицина, география, философия, исторические
и филологические дисциплины. Многие города стали
крупными научными и культурными центрами. В
Багдаде даже возникло особое учреждение — «Байт аль-Хикма» («Дом мудрости»), при котором имелись
богатейшая библиотека и обсерватория. Багдад стал
центром переводческой деятельности, на арабский язык
переводились научные и литературные памятники
древности.
На весь мир славились многие города халифата как
крупнейшие центры ремесленного производства и
торговли, известные великолепными памятниками
средневековой арабской архитектуры. Это Багдад и Басра,
Дамаск и Иерусалим, Мекка и Медина, Куфа и Нишапур, Бухара и Самарканд, Александрия, Кайруан и
Кордова и многие другие города.