Энциклопедический словарь
юного историка

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

Демократия

Слово «демократия» в переводе с греческого означает «власть народа» (от demos — народ и kratos — власть). В современных гуманитарных науках она рассматривается, прежде всего, как форма общественной власти, признающей народ в качестве ее источника. Она существовала еще при первобытнообщинном строе, когда не было деления общества на классы и когда общие собрания взрослых членов племени избирали своих вождей и решали все основные вопросы общественной жизни (см. Первобытное общество).

В условиях классового общества ведущим учреждением общественно-политической власти становится государство. Не случайно поэтому со времен Аристотеля под демократией понимается также особая форма государства, при котором управление обществом основано на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел.

Демократия, будучи явлением историческим, изменяется и совершенствуется по мере общественного развития. Она предопределяется материальными условиями жизни, социальной структурой и уровнем духовной культуры общества. Являясь одной из возможных форм государства, она может сменяться авторитарными формами правления.

Наиболее яркий пример рабовладельческой демократии — форма государства в Афинах 5—4 вв. до н. э. и в других наиболее развитых древнегреческих полисах (см. Античность, Древняя Греция). Все вопросы внутренней и внешней политики в Афинах решались народным собранием (экклесией), регулярно заслушивавшим отчеты должностных лиц, обсуждавшим и принимавшим законы, избиравшим военных и должностных лиц. Однако к участию в управлении государством не допускались рабы, свободные граждане других полисов, проживавшие в Афинах, и афиняне, рожденные от смешанных браков; политических прав были лишены женщины.

При феодализме, как и во времена рабовладения, демократия не была типичной формой государства. Лишь отдельные элементы демократии наблюдались в европейских средневековых городах, когда в результате цеховых восстаний против знати к участию в городском управлении допускались сравнительно широкие слои ремесленников. Так, многие города северной Франции в 13 в. стали самоуправляющимися городами-коммунами, выбиравшими из своих граждан совет, должностных лиц, имевшими собственный суд и военное ополчение.

Одним из наиболее демократичных было управление Новгородской и Псковской республиками в 12—14 вв. Так, в высшем органе Новгородской республики — народном собрании (вече) могли участвовать все взрослое мужское население и свободные крестьяне из окрестных деревень. Вече избирало и смещало высших должностных лиц, утверждало новые законы и отменяло старые, объявляло войну и заключало мир, определяло размер податей с населения, рассматривало наиболее важные уголовные дела. Однако фактически главным органом управления в Новгороде был Совет господ, а в Пскове — господа, состоявшие из виднейших должностных лиц и представителей знати, предварительно рассматривавшие все дела, решавшиеся на вече.

Важнейшим рубежом в развитии теоретических представлений о демократии стала эпоха Просвещения, подготовившая идеологическое обоснование для буржуазных революций. Эти революции и открыли период буржуазно-демократического развития (см. Английская буржуазная революция 17 в., Великая французская революция 1789—1799 гг.). Буржуазная демократия органом народного представительства провозглашает парламент и развивает прежде всего формы представительной демократии, когда решения принимаются полномочными выборными коллегиальными органами, представляющими весь народ, — съездами, парламентами, местными органами власти. Впервые государство уравнивает всех граждан перед законом, закрепляет свободу слова, печати, собраний, митингов и демонстраций, свободу совести и право на инакомыслие. Например, «Декларация прав человека и гражданина», принятая Учредительным собранием 26 августа 1789 г., — важнейший документ Великой французской революции — провозгласила: «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», а «Декларация независимости Соединенных Штатов Америки» 1776 г. признала право народа на свержение правительства, действующего вопреки воле управляемых.

Борис Николаевич Ельцин — первый президент России. Избран" народом 12 июня 1991

Первоначально буржуазные государства наделяли политическими правами только собственников, но в результате борьбы трудящихся за свои права было провозглашено всеобщее избирательное право, свободное от имущественных цензов, и представители всех социальных групп уравнивались в политических правах. Буржуазная демократия, по словам К. Маркса, оставила нетронутым экономическое неравенство, отнеся его к области частных дел человека.

Конкретные формы буржуазно-демократического государства предопределяются национальными и историческими особенностями развития каждой страны. В связи с этим в 19—20 вв. в западных странах сложилось несколько моделей демократического государства: английская, американская, скандинавская и др. Однако для всех западноевропейских и американских демократических государств свойственны следующие признаки: 1) наличие конституции, закрепляющей личные и политические права и свободы граждан, провозглашение равенства перед законом и равенства возможностей всех людей; 2) разделение властей, при котором законодательная, исполнительная и судебная власти осуществляются разными органами, действующими самостоятельно; 3) проведение выборов и фактическое функционирование представительных органов; 4) свобода деятельности, в рамках закона, политических партий и других объединений граждан.

С начала 20 в. в СССР, а затем в странах Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и на Кубе предпринимались попытки создать принципиально новые демократические формы государства, обеспечивающие власть трудящегося народа. Были провозглашены такие демократические принципы, как верховенство представительных коллегиальных органов, участие трудящихся в управлении общественными делами, права наций на самоопределение, ответственность и подотчетность должностных лиц перед народом и др. Но демократические формы были извращены тоталитарными режимами, сложившимися на практике в этих странах. Таким образом, юридическое провозглашение демократии как формы государства не всегда означает фактическое осуществление государственного управления демократическими методами. Не избежали нарушения демократических принципов и западные государства. Например, после демократизации общественной жизни стран Западной Европы во 2-й половине 40-х гг. 20 в. в ряде государств, в частности в ФРГ, Великобритании, США, наступил поворот к реакции и контрнаступление на демократию в 50-е гг., характеризующиеся политическими гонениями на инакомыслящих, антидемократическими реформами избирательных систем, реакционным антирабочим и антипрофсоюзным законодательством.

Термин «демократия» имеет еще одно значение — как метод управления, при котором решения принимаются по воле большинства, но с учетом мнения и прав меньшинства. Демократические методы управления делами общества и государства, такие, как выборы, референдумы или проведение консультаций, являются общечеловеческими ценностями, вырабатываемыми на протяжении всей истории. Не случайно поэтому они закреплены международным сообществом в документах ООН, например во «Всеобщей декларации прав человека и гражданина», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

В демократическом государстве управление осуществляется по воле и при участии большинства господствующего класса или коалиции правящих социальных сил, но меньшинству при этом предоставляются гарантии осуществления его прав. Так, разрабатывает и осуществляет политику правящая партия или партийная коалиция, но законы допускают функционирование других политических партий и общественных организаций, борющихся за власть и политическое влияние в обществе. Гарантией сохранения и укрепления демократических методов служит борьба народных масс за неотъемлемые права человека, важнейшим из которых является право личности участвовать в принятии решений, отражающихся на ее жизни и деятельности.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru