Энциклопедический словарь
юного историка

Государство

Государство — политическая форма организации исторически сложившегося классового общества. Наряду с ним функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д., которые в совокупности образуют политическую организацию общества. К числу существенных признаков государства относится наличие публичной власти, которая распространяется на все общество и опирается на средства и меры принуждения. Особое место в государственном механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п. Важным средством осуществления государственной власти является право — обязательные правила поведения, устанавливаемые и санкционируемые государством. С помощью права оно закрепляет порядок общественных отношений, а также структуру и функции государственного механизма.

Идея господства закона как важнейшего источника права родилась еще в древности как противовес самовластию и произволу личности правителя (см. Диктатура). Древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». Главное в учении Платона о государстве — это верховенство права во всей деятельности государства и должностных лиц. Сходные взгляды развивал другой древнегреческий ученый и философ — Аристотель, который считал, что правление законов, а не людей означает стабильность существующей формы государства и ее политического порядка, «ибо порядок и есть своего рода закон». Эти идеи были развиты позднее французскими просветителями Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, английским философом-материалистом Дж. Локком; в России — А. Н. Радищевым, А. И. Герценом и другими.

Древнегреческий философ Платон в своем учении о государстве утверждал верховенство права во всей деятельности государства и должностных лиц

Концепция правового государства в условиях утвердившегося в Европе капитализма сводилась к тому, что государство дарует своим подданным гражданам определенный круг прав. Здесь оно стоит над обществом и над отдельной личностью: права гражданина попадают в зависимость от наличия хорошей или плохой власти. Эта концепция берет свое начало со времен египетских фараонов, а в буржуазной науке она наиболее ярко выражена у немецкого философа И. Канта, который облек ее в форму правового государства. Кант рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «...Чего народ не может решить относительно самого себя, того законодатель не может решить относительно народа». Народ не имеет права на восстание против власти, даже на выступления, направленные против каких-либо действующих законов.

Вторая концепция правового государства имеет свои истоки в англосаксонском праве 10—11 вв., а в более поздний период — в трудах Ж. Ж. Руссо. У него она получила название «естественное право». Суть ее в том, что не государство наделяет личность определенными правами, а, наоборот, люди, которые имеют естественные права, какую-то их часть отделяют от себя и передают государству. Если же возникает ситуация, когда власть (государство) нарушает права граждан, то в таком случае последние имеют право на ее свержение (революцию) или на смену нарушающего права граждан закона.

Государство как социальное явление ограничено определенными историческими рамками. Первобытнооб- щинный строй не знал государственного устройства (см. Первобытное общество). Оно возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом механизме политического господства, каким и явилось государство и его аппарат.

Заседание Генеральных штатов во Франции 1560—1561 гг.

Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип государства; их смена — закономерный процесс ликвидации устаревших форм государственной организации общества, препятствующих его развитию, и замены их новыми. Рабовладельческий тип государства — первый в истории классового общества (А—3-е тысячелетия до н. э.). Его возникновение отражало крупное классовое деление общества на рабов и рабовладельцев (см. Рабство). В эту эпоху происходило формирование государства в Древнем Египте, Древнем Китае, на территории Двуречья (см. Древний Восток). Наиболее полного развития система рабовладельческого государства достигла в античных государствах Древней Греции и Древнего Рима. В государствах развитого рабовладения существовали различные формы правления: монархия (Римская империя), аристократическая республика (Спарта) и демократическая республика (Афины; см. Античность).

Феодальное государство возникает в связи с зарождением феодальных производственных отношений (см. Феодализм). Новое государство обеспечивает классу феодалов повиновение класса крестьян; основной формой правления становится монархия в различных ее вариантах. В процессе централизации государственной власти сложилась сословно-представительная монархия с соответствующими органами власти (земские соборы, генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т. п.). Исторически последней формой феодального государства была абсолютная монархия, когда верховная власть безраздельно принадлежала монарху (например, во Франции). Такая форма правления сохранилась до сегодняшних дней в Саудовской Аравии.

В результате буржуазных революций, положивших конец феодально-абсолютистской монархии и феодальному строю, возникло буржуазное государство. Там, где буржуазия в ходе революций шла на компромисс с дворянством (Великобритания), государство приняло форму конституционной монархии; там же, где буржуазия добивалась своего господства, образовалась республика (Франция). Республиканская форма правления стала господствующей в странах Латинской Америки, завоевавших национальную независимость в начале 19 в., и странах Азии и Африки, вставших на путь самостоятельного развития в середине 20 в. (см. Английская буржуазная революция 17 в., Великая французская революция 1789—1799 гг., Мексиканская революция 1910—1917 гг., Латиноамериканские революции 20 в.; Национально-освободительное движение стран Азии и Африки).

Система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций, при привилегированном положении парламента стала называться парламентаризмом. Центральная идея, заложенная в такой структуре государственного управления, — разделение исполнительной, законодательной и судебной властей, создающее систему «сдержек» и «противовесов». Уравновешивание каждой из ветвей власти двумя другими служит сдерживанию поползновений к тирании. При такой системе правительство, как правило, образуется парламентом (риксдаг — в Швеции, стортинг — в Норвегии и т. д.) из числа членов партии, имеющей большинство в законодательном органе страны, и ответственно перед ними. Требование верховенства представительных органов государства вытекает из принципа народного суверенитета как основы всей власти. Именно суверенитет народа является источником государственного суверенитета (внутреннего и внешнего), сочетающего в себе верховенство государственной власти и господство права. Исключительная власть государства распространяется на всю территорию и все население. Однако это не лишает народ его неотчуждаемого права определять и изменять формы и содержание своей государственно-правовой жизни. В таком контексте государство выступает как суверенная форма организации и осуществления публичной политической власти.

Рейтинг@Mail.ru