Энциклопедический словарь
юного историка

Великих Моголов империя

В 1526 г. в Северной Индии возникло государство, которое в период своего расцвета (2-я половина 17 в.) включало в свой состав почти всю Южную Азию и часть Афганистана; в 18 в. оно пришло в упадок, но формально просуществовало до 1858 г. Основателем его был Захиреддин Мухаммед Бабур (1483—1530), выходец из Средней Азии, потомок Тимура и (по материнской линии) Чингисхана. Бабур правил в Фергане, но был изгнан оттуда узбеками, укрепился в Кабуле и оттуда совершил поход на Индию, уничтожив Делийский султанат. Он правил в Дели только четыре года и не смог укрепить власть своей династии. Его сын Хумаюн после десяти лет правления (1530—1540) был изгнан из Индии Шер-шахом из рода Сур и сумел отвоевать трон отца лишь незадолго до своей смерти (1555—1556). Сын Хумаюна Джелаль-ад-дин Акбар (1556—1605) стал императором в 13 лет и отстоял свою власть в борьбе с сильными противниками; при нем Могольская империя достигла наибольшего могущества. Акбар проводил политику централизации государственной власти, осуществил административную реформу, разделив всю территорию на субы (провинции), саркары (округа), пар- ганы (районы). При нем была также проведена перепись земель и упорядочено налогообложение. Для каждого сорта земли и для выращиваемой культуры была разработана шкала ставок земельного налога. Налог охватывал примерно 1/3 урожая, получаемого со всех земель, и поступал либо непосредственно в казну, либо к военачальникам на содержание отрядов. Налог с 2—3% земель шел в пользу священнослужителей, ученых, благотворительных учреждений. Акбар ввел систему 33 чинов (каждый чин назывался по числу коней, которых данный человек должен был содержать, — от 10 до 5000). Все чины были военными; военный чин имели даже жены падишаха. Чину соответствовал денежный доход — выплачиваемое из казны жалованье или сумма налога с выделенной для этой цели территории.

Правящий слой империи составляли в подавляющем большинстве иранцы, афганцы и тюрки среднеазиатского происхождения, мусульмане по религии, но входили туда и местные князья, исповедовавшие индуизм. Придворным и официальным языком был персидский. Среди народных масс господствовал индуизм; ислам получил некоторое распространение только среди городского населения, а также в районах Пенджаба и Бенгалии.

Налог платили крупные или мелкие землевладельцы (заминдары), нередко объединенные в сельские общины. Общинники-налогоплательщики принадлежали, как правило, к высоким и средним кастам. Они сдавали землю в аренду или вели хозяйство, основанное на труде зависимых безземельных работников. Арендаторы и работники относились к низшим кастам.

Экономическое развитие Могольской империи шло довольно успешно. Концентрация господствующего слоя в городах (городское население составляло 13%) и наемная армия требовали высокого уровня товарности сельского хозяйства и ремесла. Прокладывались новые дороги и торговые пути. Развивалось производство тканей, оружия, художественных ремесел как в государственных мастерских, так и в хозяйствах ремесленников. Индийские товары пользовались широким спросом в других странах, в том числе европейских; вывозились в основном ткани и специи. Однако хищнический грабеж сельского населения военачальниками, которые собирали земельный налог с подведомственных им территорий, привел в конце 18 в. к экономическому упадку страны.

Акбар проводил политику религиозной терпимости. Он отменил налог на индусских паломников, а также подушный налог на немусульман, подчеркивал равенство своих подданных перед законом вне зависимости от вероисповедания, привлекал на службу военачальников-индусов, брал в жены дочерей индусских князей. В 1582 г. Акбар основал религию дин-и-илахи, учение которой было заимствовано из ислама, буддизма, джайнизма, парсизма и христианства (см. Религия). Новая религия, по мысли реформатора, должна была объединить всех жителей многонациональной империи, однако она не получила широкого распространения.

Тем не менее при Акбаре, его сыне Джахангире (1605—1627) и внуке Шах-Джахане (1627—1658) шел процесс культурного сближения народов Индии, получивший название индо-мусульманского синтеза. В архитектуре могольскии стиль сочетал черты мусульманской строгости и индусской декоративности. Он нашел свое отражение при строительстве новой столицы Акбара Фатехпур-Сикри, крепости в Агре, Красного форта в Дели, гробницы Хумаюна и Акбара и особенно Тадж-Махала — гробницы жены Шах-Джахана. В живописи большое развитие получили миниатюры и фрески.

Мавзолей Тадж-Махал, построенный при Шах-Джахане, сочетает в себе черты мусульманской строгости и индусской декоративности.

Возникло несколько школ миниатюры. Знаменитые художники времени Акбара иранец Ходжа Абд-ус-Самад и индийские мастера Дасванатх и Басаван создали прекрасные образцы миниатюрной живописи. В литературе предпочтение отдавалось историческим хроникам (среди известных авторов — Бадауни, Низам-уд-дин, император Джахангир, Абд-ул-Хамид Лахори) и жанрам персидской поэзии (Файзи, Абд-ур-Рахим). На персидский язык переводились индусские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также труды арабских и тюркских мыслителей. Стала развиваться поэзия на языках хинди, урду, бенгали, маратхи, панджаби.

Высоким мастерством отличались изделия прикладного искусства (чеканка, резьба по камню и слоновой кости, плетение, ковроткачество, инкрустация, ювелирные украшения).

При падишахе Аурангзебе (1658—1707) Могольская империя начала распадаться. Этому способствовала религиозная политика Аурангзеба, ущемлявшая права и интересы индусов. Так, они должны были платить повышенные налоги и пошлины, их не принимали в административный аппарат; подвергались разрушению их храмы и др. Кроме того, начался экономический кризис, обострились социальные отношения. Восстание народности маратхов в Махараштре привело в начале 18 в. к созданию сильной Маратхской конфедерации государств. Представители касты джатов основали несколько независимых княжеств. Восстание секты сикхов в Пенджабе также нанесло империи серьезный удар. Стали независимыми бывшие провинции империи — Бенгалия, Ауд, Хайдарабад. Однако формально династия Великих Моголов еще сохраняла власть в Индии.

В начале 19 в. Моголы фактически подчинялись английским колонизаторам, захватившим к тому времени Беналию, Бихар, Ориссу, Южную Индию и долину Ганга. В 1857 г. последний из династии Великих Моголов Бахадур-шах II встал во главе сипаев, восставших против англичан и захвативших Дели (см. Индийское народное восстание 1857—1859 гг.). После поражения восстания он был взят в плен, сослан в Бирму, а его сыновья расстреляны. В 1858 г. Великих Моголов империя была официально упразднена.

Рейтинг@Mail.ru