Учебное пособие

Современный велосипед

       

Посадка при езде на велосипеде

Чтобы получать от байка все, что он может дать, надо научиться им пользоваться.

Существует стереотип: велосипедист, едущий по гладкому шоссе (ГШ), плотно сидит в седле, равномерно крутит педали, смотрит на два корпуса впереди себя. Такая картина стала привычной для многих, но байк требует совсем другого.

Основные принципы:

  1. Для преодоления различных препятствий, склонов, косогоров, грязевых и песчаных участков, для оптимального разгона и торможения необходимо перераспределять вес между передним и задним колесом. Это возможно, когда корпус активно перемещается относительно седла, то приближаясь к рулю на подъеме, то уходя далеко назад при крутом спуске. Часто меняется и наклон корпуса, перераспределяя вес между рулем и педалями.
  2. Проходя повороты, борясь с центробежной силой, необходимо менять наклон байка относительно вертикали и смещать центр тяжести вправо или влево. Если ехать через корни, бордюры, колдобины, сидя в седле, то пострадает не только пятая точка и растущий из нее организм; немало ободов, вилок, рам, седел, штырей и рулей прекратили свое существование раньше срока. Изредка такие поломки становятся фатальными и для байкера.
  3. При прохождении препятствий вращение педалей не может быть равномерно-монотонным - оно (вынужденно) прерывистое, дробное. Если задеть о препятствие педалью или стопой, то запросто можно оказаться в кустах со сломанной педалью, погнутым шатуном или поврежденной ногой. Бывают моменты, когда крутить некогда, главное - сохранять равновесие и баланс сил. Полезно поэтому иметь небольшой запас скорости, который можно быстро погасить тормозами. Но, прежде чем осваивать игры с центром тяжести и положением корпуса, необходимо организовать себе правильную посадку. Или, что то же самое, правильно подобрать и настроить велосипед.

Выбор наилучшей посадки - это не вполне простой вопрос по вполне прозаической причине. Все люди разные, и каждому требуется своя индивидуальная посадка. Усложняет задачу и то, что велосипеды сильно различаются по своей геометрии. Кроме того, разные стили катания требуют разных вариантов посадки. Поэтому ниже будут изложены общие соображения, которые можно будет творчески применить на практике, посоветовавшись с более опытными байкерами. Но сначала - два слова о геометрии байка и человека.

Основные размеры велосипеда:

1. А - размер (рост) рамы в дюймах или сантиметрах, может измеряться двумя способами - от центра каретки до середины верхней трубы или от центра каретки до верхнего обреза (вершины) подседельной трубы. Он считается основным размером рамы. Чтобы не ошибиться, надо уточнять, как именно измеряли раму и что именно написано в каталоге: первый способ называется «С-С» (centre-centre), второй «С-Т» (centre-top).

В качестве примера приведена таблица рекомендуемых размеров велосипедов K0NA. Размер рамы измеряется как «С-Т» (centre-top):

Разумеется, для байков другого производителя таблица рекомендуемых размеров может быть совсем иной.

2. Размер В2 - длина проекции горизонтальной трубы рамы.

3. Расстояние от центра седла до руля по горизонтали.

4. Высота седла и высота руля, возможности их регулировки по вертикали.

5. И - расстояние от земли до середины верхней поверхности горизонтальной трубы - стендовер.

Таблица высоты стендовера для МТВ KОNA кросс-кантрийной серии:

6. Длина шатуна - обычно от 150 до 180 мм.

7. Длина и угол наклона выноса.

Для выбора байка важно знать некоторые антропометрические параметры велосипедиста:

  1. Рост.
  2. Расстояние от земли до промежности.
  3. Длину рук.
  4. Длину ног. Если более точно, то это расстояние от земли до вершины берцовой кости. Верх берцовой кости определяется легко. Он на 9-12 см ниже характерной косточки выступа таза.

Определение посадки и подбор подходящего велосипеда — процесс взаимный, многоэтапный и может проходить в следующем порядке. Подбирается размер (рост) рамы, высота установки седла (с учетом длины шатунов), длина выноса и/или размер «В2» рамы, продольное положение седла и высота установки руля.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru