Конспектирование - процесс мыслительной переработки и
письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух
текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного
текста. Результатом конспектирования является запись в виде
конспекта.
Конспект - особый вид
вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка
информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и
обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть
исходную информацию.
При конспектировании необходимо отбирать новый и важный
материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в
соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной,
смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия)
конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия
первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых
источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки
зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или
слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от
степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды
конспектов:
конспект-план,
конспект-схема,
текстуальный конспект.
Подготовка конспекта включает следующие этапы:
Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся
к одной теме, группируется в один блок.
Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на
ключевые слова и фразы.
Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по
отношению к теме информация.
Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных
формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов,
выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и
конспект-схема).
Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.
Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:
Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей)
и его выходные данные.
Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
Составить план - основу конспекта.
Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи
терминов и имен, требующих разъяснений.
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют
более важное значение, чем в подробном изложении.
Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению
текста.
Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных
обозначений.
Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать
ссылку на источник с указанием страницы.