Онлайн уроки русского языка

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебник

Предыдущий урок Онлайн учебник русского языка Следующий урок

Урок 8.3.1. Реферат

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

  • Репродуктивные рефераты бывают двух видов реферат-конспект и реферат-резюме.
    • Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.
    • Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
  • Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом.
    • Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.
    • Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяется три основных компонента:

  • библиографическое описание,
  • собственно реферативный текст,
  • справочный аппарат.

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

  1. Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.
  2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.
  3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.
  4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

  • содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;
  • содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
  • имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называется основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

    • Автор останавливается на вопросе…
    • Он анализирует…
    • Оценивая, он отмечает…
    • Далее автор рассматривает…
    • При этом он отмечает…
    • Самым серьезным последствием этого является…
    • Отсюда автор делает вывод, что…
    • Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…
    • Автор рассматривает…

Завершая анализ материала по теме "реферат", предлагаем проанализировать структуру реферата и речевые клише, используемые при его написании.

  1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).
  2. Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: Статья (книга, монография…) посвящена… (теме, вопросу, проблеме).
  3. Композиция. Указывается, из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)… (трех разделов и т.п.).
  4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения:

    • Во введении указывается (отмечается), что…
    • В первой главе освещается…
    • Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…
    • Вторая глава посвящена (содержит)…
    • По мнению автора,…
    • В третьей главе…
    • В заключении указывается (отмечается), что…

  5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т.п.
  6. Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:
    • Статья предназначена для специалистов в области…
    • Представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т.п.

Рейтинг@Mail.ru