|
|
Учебное пособие Русский язык и культура речиУрок 6.1. Специфика русского речевого этикетаРечевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении. Неукоснительное
соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнёров
благоприятное впечатление об организации, поддерживает её положительную
репутацию.
Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность. Важность этих качеств отражается
в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические
нормы общения. Одни пословицы указывают на необходимость внимательно слушать
собеседника: Умный не говорит, невежда не даёт говорить. Язык - один, уха -
два, раз скажи, два раза послушай. Другие пословицы указывают на типичные
ошибки в построении беседы: Отвечает, когда его не спрашивают. Дед говорит
про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает,
как немой речь говорит. Многие пословицы предупреждают об опасности пустого,
праздного или обидного слова: Все беды человека от его языка. Корову ловят за
рога, людей за язык. Слово - стрела, выпустишь - не вернёшь. Невысказанное
высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем
пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать
нечего.
Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него. Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам. Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника. Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
|
|
|