|
|
Учебное пособие Русский язык и культура речиУрок 5.1. Структура речевой деятельностиКак уже указывалось в теме 2 (пункт 2.1.) речевая деятельность определяется мотивами и целью, состоит из ведущего и фонового уровней, включает образ результата и регуляцию промежуточных этапов. Речевая деятельность как один из видов
деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из
нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме
внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими
этапами осуществляется каждое отдельное речевое
действие.
Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы: 1. Подготовка высказывания.
Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и
целей вступления в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование
результатов высказывания на основе прошлого опыта и учёта обстановки. У
развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти
подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном
уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может
иметь различную степень обощенности.
2. Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформления. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана. 3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой.(Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2001, С. 10-11).
|
|
|