Онлайн уроки русского языка

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебник

Предыдущий урок Онлайн учебник русского языка Следующий урок

Урок 3.8. Критерии и принципы корректного речевого поведения

Для гармонизации общения, важно, чтобы собеседники отдавали себе отчёт в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса. "Коммуникативный кодекс представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев" (Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: Рипол классик, 2002, С. 112).

Базовыми категориями, формирующими этот кодекс, являются коммуникативная цель и коммуникативное намерение. Цель определяется речевой стратегией, намерения - тактикой.

Базовые категории играют роль регуляторов речевого общения, приводящих в действие критерии и принципы корректного речевого поведения.

  1. Важнейшими критериями являются:
    • критерий истинности, который определяется как верность действительности;
    • и критерий искренности, который определяется как верность себе.
  2. Главными принципами коммуникативного кодекса являются:
    • принцип кооперации Г.Грайса;
    • принцип вежливости Дж.Лича.

Принцип кооперации. Сам Грайс описывает принцип кооперации следующим образом: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога".

  • Принцип кооперации входят 4 максимы:
    • максима полноты информации;
    • максима качества информации;
    • максима релевантности;
    • максима манеры.

Максима полноты информации связана с дозировкой информации, необходимой для акта общения.

  • Постулаты к этой максиме таковы:
    • твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;
    • твоё высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.

Разумеется, в реальном речевом общении информации не бывает ровно столько, сколько необходимо. Часто люди могут ответить на вопрос или неполно, или с упоминанием некоторых дополнительных сведений, которых вопрос не предполагал. Суть постулатов состоит в том, чтобы говорящий стремился сообщить именно необходимое собеседнику количество информации.

  • Максима качества информации конкретизируется следующими постулатами:
    • Не говори того, что ты считаешь ложным.
    • Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
  • Максима релевантности предполагает фактически только один постулат:
    • Не отклоняйся от темы.

Понятно, что реальный процесс общения вовсе не строится вокруг одной темы: в реальном речевом акте часты переходы от одной темы к другой, выходы за пределы в данный момент обсуждаемой темы, помехи извне.

Тем не менее, как стратегическая задача неотклонение от темы имеет первостепенную важность именно для сохранения контакта. Психологам хорошо известно, что внимание аудитории рассеивается, если она не в состоянии связать произносимое в данный момент высказывание с объявленной лектором темой.

Максима манеры предполагает оценку способа передачи информации и связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится.

  • Общий постулат этой максимы - выражайся ясно, а частные постулаты таковы:
    • избегай непонятных выражений;
    • избегай неоднозначности;
    • будь краток;
    • будь организован.

Ущерб ясности может возникать вследствие неприемлемых по уровню сложности или плохих формулировок и нарушения баланса известного и неизвестного.

Принцип вежливости. Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости - это принцип взаиморасположения говорящих опять же в структуре речевого акта.

  • Дж.Лич, формулируя принцип вежливости, предусмотрел следующие максимы:
    • максима такта;
    • максима великодушия;
    • максима одобрения;
    • максима скромности;
    • максима согласия;
    • максима симпатии.

Соблюдение принципа вежливости создаёт среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.

Максима такта предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника. В составе каждого речевого акта есть область общих речевых действий и область частных интересов.

Максима такта рекомендует говорящему соблюдать осторожность в отношении речевой стратегии и области частных интересов собеседника.

Максима великодушия есть максима необременения собеседника, фактически она предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта.

Максима одобрения - это максима позитивности в оценке других. Несовпадения с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии.

Максима скромности есть максима неприятия похвал в собственный адрес. Реалистическая самооценка - одно из условий успешности развёртывания речевого акта.

Максима согласия - это максима неоппозиционности. Вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение.

Максима симпатии рекомендует благожелательность, она является условием действия других максим, она также предохраняет речевые акты от конфликта.

Принцип равной безопасности. Культура речи предполагает также принцип равной безопасности, суть которого в непричинении психологического ущерба партнеру по общению.

Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие. Суть этого принципа в том, что силы участников общения не должны тратиться на защиту эгоистических интересов. Следует направлять силы на поиск оптимального решения проблемы, не забывать о предмете обсуждения под действием эмоций.

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, заключается в непричинении ущерба сказанному собеседником путём намеренного искажения смысла.

Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передёргивают смысл его слов, чтобы таким путём добиться преимуществ в разговоре. Эта тактика не поможет достичь хороших результатов в общении, так как вызовет новые разногласия и разрушит контакт.

  • К основным факторам, способствующим гармонизации общения, можно отнести следующие:
    • признание не на словах, а на деле наличия многообразия точек зрения;
    • предоставление возможности высказать собственную точку зрения;
    • предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;
    • понимание необходимости конструктивного диалога;
    • определение общей платформы для дальнейшего сотрудничества;
    • умение слушать собеседника.

Рейтинг@Mail.ru