Онлайн уроки русского языка

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебник

Предыдущий урок Онлайн учебник русского языка Следующий урок

Урок 2.1.2. Психологическая природа общения

Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.

  • Общение как психологический феномен определяется:
    • общими закономерностями устройства психической системы человека и психофизиологии речи;
    • этнопсихическими особенностями нации;
    • социально-психологическими особенностями социальной группы;
    • индивидуальными психологическими особенностями личности.
  • Рассматривая психологическую природу общения необходимо учитывать, что:
    • 1) общение является формой психической деятельности;
    • 2) общение является формой поведения человека;
    • 3) общение представляет собой межличностное взаимодействие индивидов;
    • 4) в общении проявляются психологические свойства личности, её темперамент и другие психолого-типологические характеристики;
    • 5) личность человека формируется в процессе общения.

1. Общение как форма психической деятельности. Общение как деятельность регулируется мотивами и целями.

Мотив представляет собой причину, побуждающую человека к определённой деятельности. Общим мотивом речевой деятельности является необходимость установления информационного и эмоционального контакта с другими людьми.

Цели речевой деятельности включают поддержание социальных и личных взаимоотношений, организацию труда, быта и досуга человека.

Как и всякая другая деятельность, речевая деятельность имеет иерархическую структуру, включающую ведущий и фоновый уровни.

Ведущий уровень составляется основными действиями, направляющими всю деятельность к реализации цели, фоновый уровень включает дополнительные действия, обеспечивающие выполнение основных.

Действия фонового уровня чаще всего характеризуются автоматизмом. В общении ведущие действия состоят в формировании и восприятии содержательной стороны высказываний, а фоновыми является психические операции озвучивания и восприятия высказываний. Речевая деятельность на родном языке в нормальном случае характеризуется очень высокой степенью автоматизма.

В структуру деятельности входят также образ результата и регуляция промежуточных этапов деятельности.

Образ результата представляет собой психическую модель реализованной цели деятельности.

Регуляция предполагает сознательный контроль выполнения отдельных действий и их соответствия конечной цели деятельности.
2. Общение как поведение. Общение как поведение представляет собой избранный личностью тип организации речевого взаимодействия с окружающими, соответствующий мировоззрению и психическим особенностям личности.

  • К речевому поведению относятся такие феномены, как:
    • подражание (сознательное и неосознанное) речи других людей;
    • эмоциональное "заражение";
    • подчинение индивидуального поведения групповым нормам и ролевым предписаниям или нарушение этих норм;
    • лидерство в общении или склонность к пассивному участию в общении.

3. Межличностное взаимодействие. Межличностное взаимодействие в общении характеризуется как объективными данными, свидетельствующими о влиянии отношений собеседников на характер общения и речевых действий на развитие этих отношений, так и субъективным восприятием участниками общения речевых действий друг друга.

  • Поэтому психология общения изучает следующие направления влияния:
    • межличностные отношения > характер общения;
    • характер речевых действий > развитие личных отношений;
    • восприятие речи собеседника > выбор дальнейшего речевого поведения и изменение (сохранение) психологического отношения к нему;
    • восприятие личности собеседника > отношение к речи собеседника.

4. Психологические характеристики личности. Психологические характеристики личности, например, темперамент существенно влияют на характер речевого поведения человека. Психологический аспект общения в зависимости от типологических признаков личности говорящих подробно исследован в работе Е.Ю.Чеботарёвой, В.Н.Денисенко и А.И.Крупнова "Психолингвистический анализ речевых действий" (М.: Изд. РУДН, 1998).

  • В этой работе выделяются следующие компоненты психологического аспекта речевых действий:
    • Операционно-динамический компонент, который включает следующие показатели:
      • объём высказывания;
      • темп (скорость говорения);
      • лексическая вариативность;
      • синтаксическая вариативность;
      • отказ от коммуникативного намерения;
      • длительные паузы.
    • Мотивационный компонент, который характеризуется такими показателями, как:
      • количество фраз, в которых автор говорит о других;
      • количество фраз, в которых автор говорит о себе;
      • количество фраз, содержащих обращение к собеседнику;
      • свёрнутость (неполнота) фраз.
    • Когнитивный компонент, который содержит следующие параметры:
      • количество фраз, содержащих оценочность;
      • количество фраз, содержащих сопоставление;
      • наличие названий тем сообщений;
      • количество фраз, содержащих обобщения;
      • выражение причинно-следственных связей;
      • описания внешности;
      • описания действий.
    • Результативный компонент, который характеризуется следующими показателями:
      • содержательность;
      • понятность;
      • выразительность;
      • количество затронутых тем;
      • количество описанных людей;
      • грамматическая правильность;
      • фонетическая правильность;
      • использование риторических приёмов.
    • Эмоциональный компонент, который представляет собой характеристику степени эмоциональной выразительности высказывания и количества и эмоционально окрашенных лексических единиц.
    • Регуляторный компонент, который характеризуется количеством таких речевых действий, как:
      • уточнения;
      • повторы;
      • самоперебивы;
      • вопросы;
      • короткие паузы;
      • ссылки.
      (Чеботарёва Е.Ю. и др. Указ. соч., С. 70).

5. Роль общения в формировании личности. Роль общения в формировании личности огромна. Речевое общение во всех его формах и жанрах позволяет человеку в готовом виде получать социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. В общении происходит овладение духовной, интеллектуальной и материальной культурой, познание человеком мира и самого себя, а в результате этого - социализация личности и корректировка поведения человека.

"Как свидетельствуют психологи, именно вербальное взаимодействие со взрослыми имеет решающее значение как для освоения ребёнком окружающего мира, так и для овладения им способами мышления. Вербальное взаимодействие осуществляется с помощью речевых коммуникативных умений, которые в свою очередь вырабатываются и совершенствуются в речевой деятельности" (Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995, С. 65).

Общаясь со взрослыми, ребенок не только узнаёт, как называются те или предметы окружающего мира, но и то, как надо обращаться с различными предметами, как устроен мир, как относиться к людям и как общаться с людьми. Вне языковой среды ребёнок не может развиваться ни интеллектуально, ни нравственно.

Как пишет В.В.Соколова, "речь окружающих, их речевое поведение, обращённое к ребёнку с первых месяцев его жизни звучащее слово - основа развития, становления личности. И то, что это за речь, какими качествами, свойствами она обладает, какое несёт содержание, - в известной мере задаёт направление культурного и духовного развития личности и социального процветания гражданина" (там же, С. 72).

Рейтинг@Mail.ru