Трудовое обучение
Девочки

Учебник для 5 класса
(Белоруссия)

Предыдущая страница Трудовое обучение Следующая страница

§ 13. Мерки, необходимые для построения чертежа фартука

Прежде чем изготовить одежду, надо построить чертёж, затем сделать выкройку. Чертёж строят по меркам, снятым с фигуры человека. Мерки являются основными исходными данными при построении чертежа изделия.

Для удобства снятия мерок на фигуре человека мысленно проводят основные вертикальные и горизонтальные линии (рис. 64).

Основные линии фигуры

Рис. 64. Основные линии фигуры

Правила снятия мерок

  1. На обмеряемом должна быть лёгкая облегающая одежда (рис. 65).

    Основные мерки

    Рис. 65. Основные мерки: 1 — обхват талии, 2 — обхват бёдер, 3 — длина изделия

  2. Обмеряемый должен стоять спокойно с опущенными руками, без напряжения.
  3. На линии талии завязывают узкую тесьму или резинку.
  4. Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  5. Сначала снимают мерки обхватов, затем — длину изделия.
  6. Мерки длины записывают полностью, а полуобхватов — в половинном размере.
  7. Измерения проводят сантиметровой лентой, стараясь не натягивать и не ослаблять её.

В условной краткой записи мерок первая прописная буква обозначает название измерения, например: С — полуобхват, Д — длина. Строчные буквы обозначают место измерения, например: Ст — полуобхват талии, Ди — длина изделия. Для построения чертежа фартука необходимо снять следующие мерки (табл. 8).

Таблица 8. Мерки для построения чертежа фартука

Помните! Мерку длины не делят, а величины полуобхватов записывают в половинном размере.

Основные термины и понятия

    Фартук, мерки, снятие мерок, полуобхват талии, полуобхват бёдер, длина изделия

Вопросы и задания

  1. Назовите основные линии фигуры?
  2. Какие существуют правила снятия мерок?
  3. Что обозначают строчные и прописные буквы в условной записи мерок?
  4. Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука?
  5. Какие мерки записывают в половинном размере?

Практическая работа 9. Снятие мерок

  1. Повторите правила снятия мерок.
  2. Разделитесь на пары.
  3. Снимите мерки друг с друга.
  4. Запишите результаты измерения в рабочую тетрадь.

Рейтинг@Mail.ru