Предыдущая страница Трудовое обучение Следующая страница

Трудовое обучение

Учебник для 5 класса

§ 25. Сервирование стола

  1. Вспомни, что называется питанием. В чем его сущность?
  2. Какие продукты питания тебе известны?
  3. Какие, по твоему мнению, особенности употребления еды человеком?

Удовольствие от употребления еды зависит не только от качества продуктов, из которых она приготовлена, но и от правильного размещения ее на столе, возможности свободного и удобного пользования всем, что находится на нем.

Сервирование – это правила расстановки в определенном порядке на столе посуды, приборов, блюд (рис. 198). Правильно сервированный стол имеет большое значение для культуры питания. Сервировать стол нужно так, чтобы приборы и блюда, размещенные на нем, имели привлекательный вид. Одновременно нужно позаботиться, чтобы на столе было все необходимое и ничего лишнего, чтобы всем, кто находится за столом, хватало индивидуальной посуды и было удобно сидеть.

Рис. 198. Способы сервировки стола

Стол накрывают хорошо выутюженной скатертью, которая должна гармонировать по цвету с салфетками, тарелками, другими приборами и посудой. Под скатерть рекомендуется положить фланель или другую толстую и мягкую ткань, смягчающую стук тарелок и приборов.

Применяют разные способы оформления стола салфетками. Салфетки из ткани размещают на закусочной тарелке или рядом с ней, а бумажные помещают в салфетницу, которую ставят в центре стола. Перед употреблением еды большую салфетку расстилают на коленях, чтобы не загрязнить едой одежду.

Правильное сервирование стола во многом зависит от выбора и размещения столовой посуды. В центре стола ставят хлебницу с хлебом, судок с приправами и другие блюда, которые будут употреблять все присутствующие за столом.

Перед подачей пищи суповые тарелки хозяйка держит на подсобном столике, на котором она наполняет тарелки и передает их гостям. К завтраку подают только закусочную и пирожковую тарелки. Если же подаются мясные и рыбные блюда, желательно, чтобы каждый гость имел две закусочные тарелки. Суповые тарелки и порционные горшки ставят обязательно на подставку – мелкую тарелку, но не на скатерть.

Сливочное масло подают на стол не в масленках, а на небольших тарелочках в виде предварительно нарезанных кубиков, шариков и т. п. Сахарницы и тарелочки с тонко нарезанным лимоном ставят в двух-трех местах большого стола. Вазы разных форм для винегретов, паштетов и салатов рекомендуется использовать, если за обеденным столом присутствует большое количество гостей. Для яиц предназначена фарфоровая или пластмассовая рюмка со специальной ложечкой.

Использованный нож, металлические лопатки, кондитерские щипцы и другие приборы после употребления еды на скатерть не кладут. Если за столом сидят пять-шесть человек, хозяин или хозяйка могут свободно передавать гостям тарелки с блюдами, а если людей за столом больше – удобнее блюда разносить. При этом нужно соблюдать следующие правила: если блюда разложены по тарелкам, их подают гостю с правой стороны. Если кушанье подается на блюде и гость сам должен положить его на свою тарелку, к нему следует подходить с левой стороны.

Для каждого человека за столом ставят отдельную мелкую тарелку (на обед – две: глубокую и мелкую), сверху которой размещают закусочную тарелку. Приборы кладут не ближе чем 2 см от края стола. Нож кладут с правой стороны тарелки, лезвием к тарелке, вилку – с левой стороны, острыми концами вверх (рис. 199).

Рис. 199. Правильное расположение столовых приборов

Ложки и ложечки кладут с правой стороны выпуклой стороной книзу. Располагают их с учетом последовательности подачи блюд. Если в перечне блюд предусмотрены голубцы, котлеты – ножи не подают, а вилку кладут с правой стороны тарелки. На обед сначала подают холодные закуски. После этого убирают использованную посуду и ставят на стол глубокие тарелки. Первые блюда подают в супницах, из которых разливают горячими по тарелкам. Убрав посуду после употребления еды, а также специи, остатки закусок и других блюд, подают сладости и чай или кофе, которые готовят в присутствии гостей.

Практическая работа № 6. Сервирование стола

Оборудование и материалы: рисунки, таблицы, скатерть, салфетки, посуда, приборы.

Последовательность выполнения работы

  1. Рассмотри на рисунке сервировку стола и ориентировочно определи, какие блюда будут подавать.
  2. На свое усмотрение нарисуй в рабочей тетради схему размещения столовых приборов для завтрака, обеда или ужина, в меню которых входят первые, вторые или третьи блюда, а также хлеб, сливочное масло, запеканка с подливой, кофе.
  3. Обоснуй целесообразность разработанного варианта сервировки.

Новые термины

    посуда повседневного, праздничного употребления, сервирование.

Закрепление материала

  1. С какой целью сервируют стол?
  2. Что сначала кладут на стол при сервировании?
  3. Что ставят в центре стола?
  4. Когда на столе не нужен нож?

Рейтинг@Mail.ru