Токарное дело
учебник

Подготовка детали для нарезания треугольной резьбы резцами

Подготовляя деталь для нарезания наружной резьбы резцом, следует чисто обточить нарезаемый участок. Диаметр участка должен быть несколько меньше наружного диаметра резьбы.

Так, при диаметре основной метрической резьбы до 30 мм диаметр резьбового участка должен быть меньше наружного диаметра нарезаемой резьбы на 0,14—0,28 мм. Если диаметр резьбы лежит в пределах 33—48 мм, диаметр заготовки должен быть меньше наружного диаметра резьбы на 0,17—0,34 мм. При диаметре резьбы 52—80 мм диаметр нарезаемого участка должен быть меньше наружного диаметра нарезаемой резьбы на 0,20—0,40 мм.

Таким образом, диаметр заготовки для нарезания резьбы диаметром 52 мм должен быть не больше 52 - 0,20 = 51,80 мм и не меньше 52 - 0,40 = 51,60 мм.

Уменьшение диаметра заготовки под резьбу вызывается тем, что винтовой выступ в процессе нарезания резьбы несколько поднимается, вследствие чего наружный диаметр резьбы увеличивается.

Для более удобного и точного измерения внутреннего диаметра резьбы на конце нарезаемой детали следует делать заточку (рис. 176, а) длиной 2—3 мм, диаметром d1, равным внутреннему диаметру резьбы. При последнем проходе резца вершину его подводят к боковой поверхности заточки и получают правильный внутренний диаметр резьбы. По окончании нарезания резьбы эту заточку срезают.

Рис. 176. Заточка (а) и выточка (б) для установки резца перед последним проходом резца при нарезании наружной и внутренней резьб

Для выхода резца в конце нарезанной части детали прорезается канавка (рис. 177, а). Диаметр канавки «по дну» должен быть немного меньше внутреннего диаметра резьбы. При нарезании резьбы на болтах, шпильках и некоторых других деталях канавок не делают, а в конце каждого прохода резца быстро отводят его назад, получая при этом «сбег» резьбы (рис. 177, б).

Рис. 177. Канавка (а) для выхода резьбового резца и сбег (б) резьбы

Подготовка отверстия под нарезание резьбы резцом в сплошном материале производится сверлением, если к точности резьбы не предъявляется высоких требований, и сверлением с последующим растачиванием — при нарезании более точных резьб. Отверстия под резьбу, отлитые или прошитые, подготовляют для нарезания резьбы растачиванием. Диаметр подготовленного отверстия должен быть несколько больше внутреннего диаметра нарезаемой резьбы, так как и в этом случае происходит деформация металла витков резьбы. Высота витков при этом несколько увеличивается, вследствие чего внутренний диаметр отверстия несколько уменьшается.

Сталь, латунь и другие вязкие материалы деформируются больше, чем хрупкие материалы, например чугун, бронза. Поэтому сверла для подготовки отверстия под резец в стальных деталях должны быть больше (примерно на 0,1 мм), чем при чугунных деталях, что и отражено в таблицах диаметров сверл для обработки отверстий под нарезание резьбы, приводимых в различных справочниках.

Диаметр сверла под метрическую резьбу с точностью, достаточной во многих случаях, можно определять по формуле

dp = d-S,

где dp — диаметр сверла под резьбу в мм;

d — наружный диаметр резьбы в мм;

S — шаг резьбы в мм.

Если отверстие под резьбу подготовляется растачиванием, диаметр его с точностью для многих случаев практики можно определять по формуле (17), увеличивая полученный результат на 0,2—0,4 мм.

При подготовке отверстия сверлением с последующим растачиванием диаметр сверла следует брать таким, чтобы после сверления остался припуск, достаточный для растачивания. Величину припуска можно находить по данным, приведенным на стр. 208.

Перед нарезанием резьбы в отверстии надо сделать выточку на торце детали (см. рис. 176, б) диаметром d, равным наружному диаметру резьбы. Порядок использования этой выточки такой же, как и заточки при нарезании наружной резьбы. При нарезании резьб в несквозных отверстиях в конце нарезаемых участков следует растачивать канавку диаметром на 0,2—0,3 мм больше наружного диаметра резьбы. Во избежание врезания резца в поверхность, следующую за нарезанным отверстием, или в дно его на стержне резца необходимо нанести пометку мелом, как это делается при подрезании внутренних уступов (см. рис. 141), и выключить продольную подачу, как только пометка подойдет к торцу детали.

Рейтинг@Mail.ru