Учебное пособие

ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ

       

Отношения с окружением клиента

«... верные слуги господина вашего, в услужение
которого поступили и вы, были наняты им по его
собственному уразумению и усмотрению — по
причинам одному ему ведомым, — посему всякое
злое слово о них, сорвавшееся с уст ваших, будет
порочить, и чернить и господина».

Дайдодзи Юдзан Сигесуки, «Кодекс самурая»

Вопрос взаимоотношений телохранителя с людьми, окружающими охраняемую им особу может показаться маловажным. На самом деле этой теме можно посвятить отдельную книгу, не то, что главу. Не берусь делать ответственные заявления, но смею предположить, что не менее четверти телохранителей покидают своих клиентов «благодаря» его окружению. Поверьте, это не пустые слова. Я мог бы привести кучу примеров с конкретными фамилиями, среди которых есть и весьма известные, но не хочу нарушать профессиональную этику.

Одна часть телохранителей считает, что достаточно профессионально выполнять свои обязанности и надежно защищать клиента. Вторая часть считает, что достаточно угождать клиенту и привносить в его жизнь максимум комфорта и счастья. И первые, и вторые верят, что следуя своим убеждениям, они смогут длительное время сохранять свое рабочее место и процветать во благо всем. Обе рассматриваемые группы имеют для этой уверенности реальные основания. Кто из них прав больше, не вопрос для данной главы. Третью группу представляют опытные телохранители, обычно сменившие не одного «хозяина». Они прекрасно понимают, что, как бы ты не рвал жилы на работе, поперек дороги может стать человек, по каким-либо причинам не желающий видеть вас на этом месте. Нейтрализовать влияние такого человека сложно, а, порой, невозможно. В таком случае остается только уйти. Красиво и без потерь.

Давайте для простоты восприятия условно назовем такого человека «господин Н.Е. Друг» (признаюсь, идея взята в безвозмездное пользование у С.Н. Паркинсона и Л.Д. Питера). Кем он может быть? Родственником, товарищем, компаньоном или коллегой клиента, сотрудником его фирмы, или иным образом приближенным к клиенту человеком. Чтобы стать именно Н.Е. Другом, он должен непременно иметь определенное влияние и/или возможности. Какие же причины толкают г-на Н.Е. Друга на конфронтацию с телохранителем? Их разнообразие имеет широкий спектр, но можно легко классифицировать самые распространенные из них.

  1. Вы мешаете. Данную категорию можно разделить на две половины: мешает телохранитель, как таковой и мешаете именно вы, Стрелкович Силач Суперменович. В большинстве случаев для ответа на этот вопрос не требуется длительного времени. При дальнейшем выяснении следует отталкиваться от места, занимаемого Н.Е. Другом в окружении клиента. Возможно, на вашем месте хотят видеть другого человека. Не исключено, что лично к вам претензий нет, но есть чудный парень, весельчак и душа компании — кандидат на ваше место, который нужен Н.Е. Другу рядом с шефом. Компаньон может таким образом контролировать через своего человека вашего клиента. Начальник Службы безопасности может устроить своего друга («заслуженного ветерана», которого недавно выгнили из «органов» за беспробудное пьянство и дебош) на высокооплачиваемую работу. Ну и так далее. Перечислить все у меня фантазии не хватит.
  2. Вы не нравитесь. Почему? Всех причин не перечислишь. Женам клиентов часто не нравятся внешние кондиции телохранителя: не так одевается, не достаточно (или слишком) накачан для такой работы, слишком вызывающе (на ее взгляд) ведет себя, отказывается выполнять ее прихоти. Список претензий может быть длинным. Как говорится, «ночная кукушка дневную перекукует». Жена, вероятно, самый сильный агент влияния. Она точит, строгает и пилит клиента — ей же обычно заняться больше нечем. Причем в качестве основания для избавления от вас она приведет совсем не истинные причины ее неприязни. Достаточно ей намекнуть, что вы к ней неравнодушны или, что вы очень интересный парень, и клиент всерьез задумается о вашем будущем. В такой ситуации никакой профессионализм вас не спасет. Теперь, представьте, что будет, если вы дадите реальный повод и сделайте вывод. На очень высоких должностях в России есть люди, которые руководят миллионами сограждан, некоторые ранее командовали армиями, но подчинить собственных жен они так и не смогли. Даже относясь к вам с уважением, клиент может дать отставку, чтобы прекратить перманентное трепание нервов.

Вы так же можете не нравиться любому другому человеку из окружения шефа. В большинстве случаев это вызвано независимым или даже высокомерным поведением телохранителя, а так же его действиями и близостью с клиентом. Господин Н.Е. Друг может занимать разные должности. Если он — начальник СБ, или что-то вроде этого — скорей всего в вину вам поставят отсутствие лояльности и профессионализма. Начальник СБ по должности вроде должен разбираться в безопасности лучше всех. Поэтому, не сведущий в тонкостях нашей профессии клиент, прислушается к его словам. Другие лица могут так же указывать на вашу «не лояльность» или какие-либо пороки. Причем, порой им и доказывать ничего не надо. Посеял зерно — авось прорастет. Из сказанного мною можно сделать выводы, что все работающие телохранители — безупречные профессионалы в окружении зловредных недругов. На самом деле по большей части охранники сами дают поводы для справедливых упреков. Зачастую, прежде чем напеть на ухо клиенту, господин Н.Е. Друг делает телохранителю предупредительные жесты или открытые замечания. Ваша задача не упустить из виду, откуда дует ветер. Нередко люди делают замечания без всякого злого умысла, поэтому ведите себя адекватно. Может в том, что вам говорят, действительно есть рациональное зерно.

  1. Просто так. Есть категория людей, которые от безделья занимаются всякой ерундой. Этой ерундой может оказаться нехорошая болтовня по поводу вашей персоны. Такие люди обычно сами по себе являются никчемной посредственностью. И им не нравятся профессионалы во всех их проявлениях. Всех физиков, программистов и т. п. они называют «заумными» и «яйцеголовыми» в насмешливом смысле. Всех спортсменов и людей, хорошо развитых физически — «отмороженными тупицами, умеющими только кулаками махать». Будучи не в состоянии возвыситься над кем-либо, они могут попытаться принизить вас в глазах окружающих. Я не отношу их ко второй группе, поскольку они лично против вас ничего не имеют (пока вы явно не покажете им свое презрение). Будет на вашем месте другой — они и его обольют грязью. Эти люди не представляют особой опасности, поскольку окружающие не воспринимают их в серьез, а иногда и просто ненавидят и презирают. Иногда такие люди наоборот, проникаются к телохранителю уважением и страхом. Тогда они стремятся всячески вызвать ваше расположение и показать окружающим, что вы друзья. Направо и налево расходятся чудо-легенды, возвышающие вас и, косвенно, поднимающие престиж описываемой мною бестолочи (по ее мнению). От таких легенд нет ни видимого вреда, ни пользы, поскольку отношение к ним у людей соответствующее.

Есть и другая категория людей, которые в силу змеиного характера привыкли гадить всем подряд. Даже тем, кто ничего плохого им не сделал. Почему? Потому что они не могут жить иначе. Они не претендуют на ваш пост, и вы им не мешаете. Они вполне дружелюбны и часто весьма умны. Раскусить их не так уж и сложно. Вот только руководитель не всегда со своей высоты может рассмотреть такого человека. Такие люди склонны постоянно обсуждать других. В разговоре с вами они ругают, например, вашего напарника. В разговоре же с напарником они отчаянно костят вас.

Характерно, что они поддерживают видимость добрых отношений со всеми. Это их стиль жизни. Представьте, что будет, если вы попадете к такому человеку в немилость. Лично я дважды работал с такими людьми. И, что самое интересное, по происшествию нескольких лет, у нас сохранилась видимость хороших отношений.

Некоторые телохранители умудряются обзавестись врагами буквально «на ровном месте». И виной тому их высокомерие. Они смотрят на других свысока. Как же, я же езжу на «Мерседесе» (на чужом), ем за одним столом с шефом (до поры, до времени), ношу пистолет (и что с того?). Потом они удивляются: «Почему ко мне все так плохо относятся?» Думаю, комментарии излишни.

Как вести себя, чтобы не пасть жертвой г-на Н.Е. Друга советовать конкретно очень трудно. Давать общие рекомендации — бессмысленное занятие. С одной стороны нужно быть самим собой, поскольку всем не угодишь, и долго скрывать свою сущность не получится. С другой стороны необходимо посмотреть на себя с критической точки зрения. Это можно сделать и с посторонней помощью. Особенно это касается профессиональных ошибок. Конечно, нужно стараться не заводить врагов, но излишняя покладистость чревата тем, что вам сядут на голову. Конечно, иногда хочется любой ценой удержаться на данной работе, но цена, порой, оказывается непомерной. Главное, что я могу посоветовать: работайте над собой и не давайте повода придираться к себе. А о замаскированных капканах и основных потенциальных неприятностях со стороны окружающих клиента людей я предупредил.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru