Учебное пособие

ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ

       

Бронированные автомобили

«Броня крепка, и танки наши быстры...».

Б. Ласкин, «Броня крепка»

Для начала давайте поговорим о классах защиты, принятых в разных странах для бронированных автомашин. В России для них ГОСТом приняты практически те же параметры, что и для бро-Поскольку подавляющее большинство бронеавтомобилей прибывают к нам из-за рубежа, в основном из Германии, встает вопрос соответствия и сопоставимости отечественных стандартов с зарубежными. Здесь та же картина, что и с бронежилетами. Прямых параллелей провести нельзя, хотя в литературе, посвященной данной теме, зачастую указывается на полное соответствие типа: «...2-й класс защиты или В4 по европейскому стандарту» или «...3-й класс защиты или В6 по европейскому стандарту». Это не совсем правильно. И если наш 2-й класс еще как-то сопоставим с евростандартом В4, то 3-й всего лишь близок к В6. Поэтому для простоты понимания специалисты выделяют три уровня защиты бронемашины.

Первый уровень гарантирует защиту от обстрела из пистолетов и пистолетов-пулеметов, а также от взлома. То есть от примитивного нападения с целью завладения автомобилем, обычного разбойного налета. Такая защита охватывает первый и второй отечественный класс защиты и примерно соответствует европейскому В4 и американскому III -А.

Второй уровень защищает от обстрела обычными боеприпасами автоматов Калашникова калибра 5.45 и 7.62, а также ручных осколочных гранат типа РГД-5 и даже Ф-1. В европейских и американских стандартах параллели нет. Отдаленная аналогия — европейский В6.

Третий уровень защиты наиболее серьезный. Он защищает от обстрела боеприпасами с упрочненными типами сердечников. В публикациях, посвященных теме бронирования автомобилей, мне встречались мнения, что можно довести мощь брони до такого состояния, что она выдержит прямое попадание из противотанкового гранатомета. Абсурдность такого заявления была мной подмечена на улицах г. Грозного в январе 1995 г. Сомневаюсь, что тот же «Мерседес» можно забронировать сильнее танка Т-80. А они горели.

У человека, желающего приобрести легковой танк, есть два пути. Первый — купить готовый бронеавтомобиль. Второй — бронировать уже имеющийся серийный. Какой из вариантов предпочтительней? Не исключено, что клиент задаст вам этот вопрос. Причем это не значит, что он созрел для покупки. Возможно, что в его вопросе даже не будет подвоха. Просто он искренне хочет расширить свой кругозор бесплатной консультацией. Именно в таких мелочах и проверяется профессионализм. Я приведу аргументы по обеим вариантам, а вы их с деловым видом при случае выдадите своему шефу. На основании изложенной вами информации пусть уже сам делает выводы. Внешнее обвешивание бронеэлементами оставим инкассаторским службам. Так называемая «активная броня» — также не приемлема. Нас интересует скрытое бронирование.

Заводское бронирование и его особенности. Заводское бронирование осуществляется на заводах-изготовителях автомобилей. В чем же его достоинства? Такое бронирование разрабатывается и проводится очень тщательно. При нем перекрываются даже такие места, которые, на первый взгляд не являются опасными. Ходовая часть автомобиля сразу адаптируется под увеличенный общий вес. Поскольку такая модель выпускается в достаточном количестве, ее испытывают на полигонах завода в различных режимах. Все детали сразу обрабатываются фирменным заводским антикоррозийным покрытием. На такой автомобиль фирма производитель дает гарантию и соответствующую сертификацию, которые вполне заслуживают доверия потребителя.

Теперь о недостатках. Полностью бронированная таким образом машина стоит очень дорого. Тщательная конструкторская разработка не позволяет выпустить бронированной «свежую» модель. Поэтому любителям пощеголять новейшей маркой придется ждать примерно год, хотя, на мой субъективный взгляд, не стоит этот аргумент принимать, как решающий. Производитель не дает гарантию на эксплуатационный износ. Только на дефектность материалов и качество сборки, что встречается по сравнению с проблемами износа гораздо реже.

Далеко не все автомобильные производители занимаются бронированием. В первую очередь бронируются машины представительского класса, что, чисто по-человечески, вполне понятно. Хотя, в последнее время появилась тенденция выпускать бронеавтомобили и среднего класса, такие, как Skoda Octavia, Volkswagen Passat, Opel Vectra и Omega. Традиционно же лучшими в Европе считаются Mercedes-Benz, BMW, Audi и джипы. Что касается «Мерседеса», то на смену 140-му кузову естественно пришел 220-й и 210-й (в меньшей степени). Стандартное оснащение таких машин предусматривает наличие переговорного устройства между улицей и салоном автомобиля; бензобаков, самогерме-тизирующихся при пробоине; специальных вставок в колеса, позволяющих проехать до 100 км на простреленных шинах. Такая вставка представляет собой фактически еще одно колесо меньшего диаметра, выполненное из твердой пластмассы и спрятанное внутри покрышки. Бронирование производится, как по классу В4, так и по В6, причем, без потерь в комфорте и ходовых качествах (надо бы мне денег слупить с производителя за рекламу).

BMW в качестве базовой избрал модель 750L. Автомобиль (по утверждению производителя) защищен по уровню В6/В7 и способен уберечь своих пассажиров от обстрела из снайперской винтовки Драгунова, подрыва двух гранат под днищем и даже от взрыва 15 кг взрывчатки на расстоянии свыше 5 м от машины. Забронирован в автомобиле только пассажирский салон. В комплект стандартного оборудования входит дополнительный аккумулятор, баллон с запасом сжатого воздуха, который создает избыточное давление внутри салона в случае газовой атаки, а также система пожаротушения. На случай, если выход из машины через двери будет по каким-либо причинам невозможен, в салоне имеется спрятанная кнопка взрывного устройства. Если ее нажать, сработают два пиропатрона. Они отстрелят лобовое стекло, проем которого можно использовать как запасной выход. Максимальная скорость автомашины искусственно ограничена до 210 км/ч (всего-то). Также фирма предлагает ту же модель с защитой по уровню В4, которая заметно дешевле описанной.

В последние годы «Audi» поднялся до уровня флагманов Mercedes и BMW не только в представительском классе, но и в бронировании своих автомобилей. Их модели А6 и А8 очень популярны в России. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на парковки возле зданий с высочайшими учреждениями государства. И не напрасно (сердце кровью обливается рекламировать чужую продукцию бесплатно). Обычно Audi А6 с двигателем 2,8 литра (неужели хватает мощности?) имеет защиту класса В4, а А8 с удлиненным алюминиевым кузовом — по классу В6/В7. Обе модели полноприводные. Из «наворотов» Audi А8 может быть оснащена системой пожаротушения и устройством для дистанционного запуска двигателя, которое иногда устанавливают и на обычные машины. Прочее дополнительное оборудование типа пиропатронов на лобовое стекло или двери аналогично вышеперечисленным. В качестве дополнительной комплектации могут применяться детекторы наличия на корпусе ВВ и ВУ.

Я перечислил наиболее популярные в России модели. Прочие европейские (например «Вольво») и американские бронированные автомобили слабо приживаются у нас. Видимо, основная причина — отсутствие сервиса.

Бронирование в специализированном центре, так называемое добронирование. Я думаю, всем понятен тот факт, что такое серьезное и ответственное мероприятие, как бронирование, не стоит доверять знакомому слесарю дяде Васе, даже, если он ас в кузовных и сварочных работах. Не обладаю точной информацией, но думаю, что фирмы, специализирующиеся по этому профилю имеются только в Москве и, возможно, в Санкт-Петербурге. В таком техническом центре автомобиль разбирается до рамы и собирается уже с установленными бронеэлементами и адаптированными здесь же к новой нагрузке агрегатами.

К добронированию принимают любые машины, однако, очевидно, что не каждая модель готова к таким кардинальным изменениям. Каприз заказчика, конечно, выполнят (только плати, и «Оку» забронируют). Но, если ранее такая марка машины, которую клиент хочет укрепить, фирмой не бронировалась, гарантию на конечные результат вряд ли дадут. Ведь для сертификации необходимы полевые испытания. То есть, необходимо уничтожить для опытов пару аналогичных автомобилей. Как вы думаете, за чей счет проводят подобные краш-тесты и во сколько обойдется уникальный бронеавтомобиль?

Добронирование может быть (а, по сути, всегда есть) выборочным. То есть, вы можете не защищать некоторые участки, которые считаете безопасными. Естественно, что лишние нагромождения для машины и кармана заказчика ничего хорошего не сулят. Помимо самой брони фирма может установить дополнительное оборудование. Например, устройство для создания дымовой завесы или заполнения салона экологически чистым туманом.

Сложность вызывает контроль качества тюнинга. Вы же не будете расстреливать машину из автомата просто «для проверки». Стоять над душой у механиков во время всего процесса также вряд ли получится. Цена работы тоже плохой ориентир, даже в сравнении с расценками других аналогичных фирм. Услуга довольно уникальная и понять причину высокой цены сложно. Возможно, используется дорогой материал, а, возможно виновата длинная цепь посредников. А вот низкая цена говорит о многом. Принцип «плохое может стоить дорого, но хорошее не может стоить дешево» работает и здесь. Когда машина готова, поздно каяться. Лучше заранее тщательно выбрать технический центр и уровень бронирования.

В пользу выбора конкретной фирмы должно говорить наличие сертификатов, опыт в проведении испытаний и сертификации бронированных автомобилей, практика сотрудничества с автомобильными компаниями по разработке и сертификации бронированных машин и со специализированными компаниями, которые занимаются разработками элементов ходовой части и автомобильным тюнингом. Традиционно характеризуют фирму опыт работы, отзывы клиентов и наличие регионального сервиса. Важен тот факт, что, гарантия производителя базовой модели не распространяется на такие радикальные переделки. Фирма-бронировщик же не может отвечать за ходовые качества автомобиля и износостойкость его деталей.

Какие же модели более всего подходят для добронирования? Автомобили немецкого производства считаются надежней американских, но для добронирования представляют большую сложность. Они более насыщены электроникой, что мешает размещению «инородных тел». Американские машины выигрывают также за счет традиционно мощного шасси. Специалисты в списке предпочтительных моделей называют, прежде всего, HUMMER, CHEVROLET SUBURBAN, TOYOTA LAND CRUISER. Непригодными для такого «хирургического вмешательства» считаются спортивные машины.

Заводскому бронированию подвергаются и отечественные серийные «Волги», а в последнее время и удлиненные ВАЗ 21108 «Премьер» (модель ВАЗ 211082). «Волга» бронируется быстросъемной модульной броней, что удобно при ремонте. Бронестекло соответствует второму отечественному классу защиты. Броня кузова соответствует российскому пятому классу и не пробивается простыми пулями автоматов семейства Калашникова. Бронируется также крыша, в том числе и люк. Следует добавить, что изготовитель обещает выполнить такой заказ за 3—5 недель.

У ВАЗ 211082 бронируется по второму классу передняя часть, включая передние сидения. Пассажиры задних кресел защищены по третьему классу. В стандартную комплектацию входят кондиционер и взрывобезопасный топливный бак. Стоимость такой модели примерно 18—20 тысяч долларов. Конечно, сомнительно, что отечественный автомобиль будет таскать всю эту массу с такой же резвостью, как при серийной комплектации (можно подумать, наши серийные модели очень подвижные), а клиент при наличии материальных средств согласится «позориться» на отечественной машине. Но огромным плюсом является очень низкая, по сравнению с импортными броневиками, стоимость. Кроме того, и в наше время есть скромные состоятельные клиенты, предпочитающие не выделяться из общей массы.

Вот такими познаниями вы можете поразить клиента, если он соизволит спросить вашего мнения. А он пусть делает выводы и принимает окончательное решение.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru