Учебное пособие

ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ

       

Тренировка с оружием

«...Андрей подумал, что Таманцев сейчас или после ужина
будет еще обязательно не менее получаса тренироваться
в «качании маятника», в различных прыжках, финтах и
перетяжках, будет до третьего пота вырабатывать суплес».

В. Богомолов, «В августе сорок четвертого»

Вряд ли найдется хоть одна разумная живая душа, которая опровергнет необходимость регулярных тренировок с оружием для человека, выбравшего профессию телохранителя. Сразу скажу, что, если вас учили стрельбе из пистолета в милиции или армии, пользы от этой науки мало. В редком спецподразделении силами отдельных энтузиастов и подвижников ребята натаскиваются действительно реальным премам стрельбы из пистолета. В массе своей в наших силовых ведомствах учат исключительно спортивной стрельбе по принципу «три пристрелочных, пять зачетных выстрелов» в год. О какой реальной подготовке может идти речь при таком подходе! Лично я за пять лет работы в спецподразделении не научился метко и стабильно стрелять даже из спортивной стойки.

После трех недель интенсивной подготовки в частной школе я мог уже мгновенно приводить пистолет к бою и поражать мишени из любых положений. Из спортивной же стойки из ИЖ-71 стрелял на соревновательном уровне. Достаточно сказать, что попадание даже в семерку с двадцати пяти метров воспринималось мной как трагедия. И это, напоминаю, за три недели! Вот, что значит хорошая школа и правильная подготовка.

На основании собственного опыта, а так же исходя из личных наблюдений (я сам преподавал в этой школе еще год), я сделал вывод, что хорошо стрелять можно научить любого. Неспособных к этой науке практически нет. За исключением патологических лентяев, которым это не нужно и не интересно. Сразу хочу развеять еще один устойчивый миф, бытующий среди основной массы людей, не умеющих стрелять. Они считают, что для того, чтобы стать метким стрелком, нужно всего лишь взять телегу патронов и палить дни на пролет. Абсолютно неверно! Стрельба боевыми патронами — заключительная фаза базового обучения. Ей предшествуют долгие часы работы «вхолостую». Желательно под руководством хорошего опытного наставника, владеющего навыками бесприцельной скоростной оперативной стрельбы. Если нет такого, лучше заниматься в компании серьезных единомышленников и помогать друг другу, наблюдая со стороны.

Тема подготовки по бесприцельной оперативной стрельбе хорошо раскрыта в книгах А. Потапова. Всех желающих освоить эту дисциплину отсылаю именно к ним. В штатном «Наставлении по стрелковому делу» полезны только отдельные моменты, например, описывающие технику спуска. Поэтому не увлекайтесь им. Я же постараюсь кратко обрисовать некоторые интересные и, на мой взгляд, весьма полезные моменты из собственной стрелковой практики.

Несколько слов о необходимом материальном обеспечении учебного процесса. Кроме различных книг и наглядных пособий вам крайне необходимо само оружие. Если нет возможности каждое занятие держать в руках ПМ или ИЖ-71 (что вполне объяснимо), вам поможет газовый аналог ПМ. Принципиально он устроен так же, как и ИЖ-71. Пневматический аналог ПМ тоже пригодится, особенно при практических тренировках. Но об этом позже. На занятиях же по материальной части пистолета «газовик» предпочтительней. Естественно, что лучше иметь возможность работать со всеми перечисленными пистолетами. Привыкание к одному типу пистолета, его особенностям, очень помогает при освоении конкретного вида оружия.

Сегодня можно приобрести великолепные стрелковые тренажеры. Они стоят очень прилично, но и пользы от них немало, особенно для обучения базовым упражнениям. Самые современные снабжены компьютерными программами, которые не только позволяют установить нужный режим стрельбы, но, и указывают причины допускаемых ошибок при каждом выстреле. Некоторые из них снабжены проводом от прибора к пистолету, но самые лучшие лишены и этого недостатка. Вы можете тренироваться со своим пистолетом, в который вставляется лучевое приспособление. Правда скоростную стрельбу на нем не отработаешь, так как тренажер тренирует только первый выстрел. Что это значит? В реальности первый выстрел вы производите после прицеливания. После выстрела отдача сбивает прицел и вам необходимо целиться снова. Тренажер не дает ощущения отдачи, от чего значение результатов меняется в лучшую сторону, но лишает их реальности.

Теперь схема и общий порядок, а так же особенности обучения по этапам. Привожу с учетом нулевого уровня подготовки у обучающегося.

Первый этап. Изучение материальной части пистолета, его тактико-технических характеристик, а так же принципа производства выстрела и основ баллистики. Одновременно осваивается разборка и сборка. Прививаются навыки снаряжения магазина и ухода за оружием. Большинство людей далеки от оружия и воспринимают его как систему «нажал — стрельнуло». Поэтому необходимо в самом начале обучения ликвидировать теоретические пробелы в знаниях ученика. Да и стыдно человеку, работающему с оружием, отпускать фразы типа: «Я нажал на курок».

Особенности. Методика обучения на этом этапе хорошо представлена в различных «Наставлениях по стрелковому делу». Несложно найти инструктора, который грамотно проведет вас по азам стрельбы из пистолета. В любой школе охраны вам дадут необходимый минимум знаний. Правда, вряд ли вас научат делать полную разборку пистолета. Это поправимо. Найти человека, который может этому вас научить, просто. Важное замечание. НИКОГДА НЕ ДЕЛАЙТЕ КОНТРОЛЬНЫЙ СПУСК НА ПИСТОЛЕТЕ ПМ И ЕГО АНАЛОГАХ! Почему? Потому, что он не нужен. На автомате — да, но не на пистолете. Конструкция ПМ такова, что при постановке на предохранитель, курок спускается с боевого взвода и надежно блокируется. Выстрела не будет! Поверьте, от производства контрольного спуска погибло немало людей, и еще больше было ранено. Большинство случайных выстрелов происходит именно по этой причине. Если вы уже приучены к этой бестолковой практике, отучайтесь сами и отучите окружающих.

Второй этап. Знакомство со стойками для стрельбы из пистолета. Освоение способов удержания пистолета одной и двумя руками, техники прицеливания и спуска курка. Постановка правильного дыхания. Исправление ошибок, допускаемых при прицеливании. На этом этапе отрабатывается основа стандартной (спортивной) стрельбы. У большинства сотрудников силовых ведомств в той или иной мере она присутствует. И этим же их подготовка исчерпывается. На этом этапе длительные занятия «всухую», то есть без патронов, завершаются боевой стрельбой, которая сама по себе выявляет существующие недостатки.

Особенности. Обучение стандартным способам стрельбы с одной и с двух рук из классических стоек тоже детально разработано и описано. Такие методики доступны всем и найдется достаточно квалифицированных инструкторов, которые продвинут вас и на этом этапе. Важнейшие моменты этого этапа обучения таковы. Научитесь стрелять с открытыми обоими глазами. Это не сложно, главное преодолеть стереотип. На качестве стрельбы это не отразится, но поможет в дальнейшем при обучении бесприцельной стрельбе. Бинокулярное зрение также помогает контролировать во время стрельбы окружающую обстановку.

Приучите себя при стрельбе держать прямо и жестко запястье стреляющей руки. Доведите эту привычку до рефлекса. Это поможет при обучении стрельбе разными способами, особенно от пояса. При обучении стрельбе с двух рук пользуйтесь таким хватом, при котором указательный палец левой руки (здесь и далее все описывается для правши) удерживает спусковую скобу. При правильном подходе этот способ повышает точность попадания, хотя спусковая скоба ПМ и ИЖ-71 для него не приспособлены. В книгах по стрелковой подготовке, особенно изданных в последние годы, данный способ описывается очень подробно.

Третий этап. Практическое освоение способа досылания патрона в патронник. Выработка у ученика привычки носить пистолет в кобуре. Отработка скоростного выхватывания пистолета, приведение его в боевую готовность и наведение на цель. Обучение уходу с линии огня с одновременным доставанием оружия. Вся тренировка на этом этапе идет «всухую». Стрельба боевыми патронами осуществляется только после определенного закрепления практических навыков для реальности восприятия и выявления характерных ошибок. Положительным результатом являются стабильные результаты.

На этом этапе наши пути со стрелками, придерживающимися спортивных способов стрельбы, начинают расходиться. Их путь ведет к спортивным соревнованиям, хотя последние годы многие соревнования стали приближаться к реалиям боевого столкновения. Наш путь ведет к жесткой перестрелке и победе над противником.

Четвертый этап. Обучение стрельбе без традиционного прицеливания. Наведение оружия по стволу, стрельба от пояса и «плоским» пистолетом, стрельба «флэш». Как и на предыдущих этапах, стрельба боевыми патронами начинается после прочного закрепления навыков в каждом виде «в сухую». Прошедший данный этап успешно, однозначно стреляет на два порядка выше среднестатистического сотрудника милиции или военнослужащего.

Пятый этап. Обучение передвижениям при стрельбе. Перемещения по горизонтали приставным, скрестным, «обезьяним» шагом, изменение уровней при перемещениях, уклонение от выстрелов. Те же действия с одновременным ведением огня. На данном этапе активно применяется пневматический пистолет, так как большинство тиров имеют только одно направление для ведения огня и не дают возможности вести огонь в разные стороны.

Шестой этап. Изучение тактики оперативной стрельбы, правил ухода от различного оружия, стрельбы по групповым целям; техники и тактики разблокирования, стрельбы в толпе. Данный этап является в значительной степени теоретическим и требует от обучающегося творческого отношения. На этом уровне подготовки, как ни на каком другом высока значимость коллективной работы. Здесь отрабатывается взаимодействие и боевая слаженность охранного подразделения. Этот этап бесконечен, поскольку является этапом совершенствования сложных способов стрельбы.

Приведенная схема не является догмой. Она не есть плод многолетних научных изысканий и труда тысяч людей. Я не претендую на какое-либо авторство в создании «Универсально-уникальной суперсистемы подготовки непобедимого чудо-стрелка». Это просто мой подход, который, насколько я знаю, не особо отличается от подготовки в стрелковых школах. Может, он не идеален, но такой порядок работает. В зависимости от времени, отведенного на занятия, профессионализма тренера и усидчивости учеников, а так же некоторых других факторов, первые четыре этапа подготовки можно уложить в пять — шесть недель. На практике мне приходилось проводить переподготовку охранников по третьему этапу. После двух недель не очень напряженных занятий, ученики делали значительный шаг вперед и весьма достойно выступали на соревнованиях.

Далее я освещу несколько полезных моментов, которые характерны для обучения на третьем и четвертом этапе. Об особенностях ношения оружия я уже говорил. Теперь о способах досылания патрона в патронник. Их два. Первый — традиционный, его знают все. Затвор оттягивается в крайнее заднее положение большим и указательным пальцами левой руки. В реальности необходимость его применения ограничивается тремя случаями.

  1. При предоставлении патронника к осмотру на огневом рубеже проверяющему.
  2. В ситуации, когда вы воспользовались пистолетом, не зная, заряжен он или нет. Например, подняли упавший чужой пистолет и на всякий случай передернули затвор.
  3. Когда вы выхватили пистолет и необходимо немедленно открыть огонь в правую сторону без поворота. Вероятность возникновения такой ситуации невелика.

Для всех прочих случаев существует второй способ досылания патрона в патронник. Он производится всей кистью левой руки, наложенной на затвор. Правильней даже будет сказать, что он производится встречным движением левой и правой (удерживающей рукоятку пистолета) рукой. Как только пистолет, извлекаемый правой рукой, выходит из кобуры, левая кисть накладывается на затвор и производится досылание. Это очень быстрый и практичный способ. Пистолет выводится на цель почти без задержки. Поскольку патрон входит в патронник еще на уровне живота, в случае необходимости стрелять немедленно, огонь можно открывать сразу от пояса с дальнейшей корректировкой.

Базовое упражнение таково. Ученик стоит на огневом рубеже, руки опущены. Пистолет на предохранителе, находится в застегнутой кобуре. На время тренировок удалите из пистолета магазин. В противном случае он (пустой магазин) будет постоянно ставить затвор на затворную задержку. По команде или самостоятельно ученик принимает стойку для стрельбы и одновременно достает пистолет, снимает с предохранителя, передергивает затвор и прицеливается. Контроль правильности выполнения и конечного положения осуществляется тренером или помощником.

Может возникнуть вопрос, лучше стрелять с одной руки или с двух? Необходимо хорошо стрелять и с одной, и с двух. Некоторые специалисты считают, что тот, кто хорошо стреляет с одной руки, с двух уж точно не промахнется. Не буду спорить, глубоких научных изысканий на эту тему мной не проводилось. Я начинал обучение именно с двух рук, но это можно отнести к традициям конкретной школы. Вместе с тем, трудно переоценить необходимость твердого владения пистолетом одной рукой, но об этом ниже. Стрельба с двух рук необходима тогда, когда важна точность попадания, особенно на дальней дистанции.

По ходу у читателя может возникнуть вопрос: «А что, точность попадания важна не всегда?» Да, она важна, но, чтобы попасть точно, необходимо какое-то (в зависимости от индивидуального мастерства) время. Есть оно не всегда. Часто нужен выстрел сам по себе. Немедленно. Чтобы сбить противника с толку, испугать, заставить прятаться и ошибаться. Большинство перестрелок с применением короткоствольного оружия происходят на дистанции до семи метров. Промахнуться на таком расстоянии трудно. В скоротечном огневом контакте гораздо важнее попасть в противника. В любое место. Тщательное прицеливание в жизненно важные органы может обернуться для вас плачевной концовкой.

Стандартная перестрелка должна выглядеть так. Враг достал пистолет и явно собирается в вас стрелять, то есть дал основания для применения оружия на поражение. Вы уходите с линии огня (с того места, на котором стояли, но об этом позже), достаете свой пистолет и досылаете патрон в патронник. Целиться времени нет. Вы с ходу стреляете в его силуэт. Первым попаданием вы его раните (все равно куда), сбиваете его прицел, заставляете переключиться со стрельбы по вам на собственные болевые ощущения, то есть из атакующего он превращается в обороняющегося. После этого корректируете огонь и принимаете более устойчивую позицию. Из нее производите второй, более прицельный выстрел. Вот такая маленькая модель.

Точность попадания — понятие относительное. С десяти метров точным будет считаться попадание в определенную точку, например в глаз или переносицу. Такой выстрел необходим при освобождении захваченного заложника и не является чем-то сверхъестественным. Я бы даже сказал, что в такой ситуации важнее хладнокровие, ибо его отсутствие перечеркнет любую подготовку в тире. С расстояния в тридцать метров точным будет считаться попадание в голову вообще, а точечное попадание уже удел виртуозов. Что тоже нельзя отнести к области фантастики.

Стрельба с одной руки более мобильна, чем с двух рук. Она позволяет не только освободить одну руку для других целей, но и не закрепощает стрелка. При осмотре помещения или иного пространства, перестрелке на короткой дистанции, особенно с несколькими противниками, при стрельбе в движении, из-за препятствия и в ряде других случаев огонь ведется именно одной рукой.

После освоения базового упражнения можно закрепить навыки боевой стрельбой. Параллельно начинайте усложнение упражнения. Включайте уход с линии огня. То есть по команде выполняйте те же действия, только перемещайтесь влево или вправо. Делается это либо скользящим шагом, либо уходом в стойку на одном колене. Важно, чтобы занятая позиция была устойчивой. Очень хорошо уходить шагом вправо с опусканием на левое колено. Шаг вперед или назад не является уходом с линии огня. Напомню, что мы рассматриваем ситуации, когда противник находится прямо перед вами. Когда устранены все ошибки и вы стабильны в правильном выполнении упражнения, попробуйте делать его на время. Уход с линии огня, приведение пистолета в состояние готовности и сдвоенный выстрел не должны занимать более двух секунд на начальном этапе обучения. По своему опыту скажу, что полторы секунды на все, про все — вполне достижимый результат. Для более реального ощущения попрактикуйте стрельбу из пневматического пистолета. Но учтите, что он не дает реальный результат, так как у него отсутствует отдача, а спуск затрудняется и стрелять приходится самовзводом, либо каждый раз взводить курок.

Если вы твердо усвоили упражнения первого этапа и закрепили их на практике с использованием настоящих боеприпасов, это не значит, что о них нужно забыть. Как пианист, играющий гаммы по происшествию нескольких лет обучения, вы периодически должны возвращаться к базовым упражнениям. Их можно делать для разминки в начале каждой тренировки.

Раз уж мы перешли к боевой стрельбе, скажу пару слов на эту тему. Я уже говорил, что в реальности огневой контакт в подавляющем большинстве случаев происходит на расстоянии до семи метров. Это не плод моей фантазии, а статистика за последнее столетие. Исходя из этого, мы и должны тренироваться. Поэтому я считаю, что рабочее расстояние для мишеней находится в промежутке от десяти до двадцати пяти метров. Причем, десяти метров — расстояние, преимущественно применимое для бесприцельной скоростной стрельбы, а двадцать пять метров — для прицельной стрельбы. Полезно так же потренироваться на промежуточных расстояниях. Это закрепит чувство дистанции. В качестве мишеней лучше брать ростовые фигуры. Сейчас можно найти мишени в виде рисунков различного рода негодяев. Это добавит ощущения реальности и поможет свыкнуться с мыслью, что стрелять, возможно, придется по живому человеку, а не по фанерному листу. Результаты стрельбы так же лучше оценивать по попаданию в конкретную часть тела, а не в «десятку» или «пятерку».

Подготовка по следующим уровням хорошо описана в книгах А. Потапова. Дам еще несколько советов от себя.

Если у вас есть возможность тренироваться в кругу единомышленников, которым тоже интересно — замечательно. Еще лучше, если это ваши коллеги по работе. Дайте волю фантазии и разыгрывайте ситуации, максимально приближенные к реальности. Пневматический пистолет позволяет тренироваться в стрельбе по всем направлениям в весьма стесненных условиях. Только не стреляйте из него друг по другу. Пейнтбол не столько развивает стрелковые навыки, сколько великолепно передает ощущение опасности и боя, приучает к боевым ощущениям. Применение холостых патронов в пистолете так же способствует реальному восприятию перестрелки. Главное — помнить о мерах безопасности.

Выше я упоминал о стрельбе «флеш». Смысл ее в том, что вы ведете огонь не одиночными, а сдвоенными выстрелами. Зачем? Во-первых, вероятность попадания при производстве двух выстрелов в два раза выше, чем при одном. Если не верите, попросите любого профессора математики, он проведет необходимые расчеты. Во-вторых, повреждения, наносимые двумя ранениями больше, чем одним. И это тоже доказано наукой. В-третьих, если на противнике окажется бронежилет, первая пуля если и не поразит его, то уж точно выбьет из равновесия, а вторая собьет с ног.

Все слышали о так называемом «качании маятника» — искусстве уклонения от пистолетных выстрелов. Заметьте, не от автоматического оружия. Это не сказка, а достаточно полезная вещь. Только вот так ли уж она необходима? На освоение этой скучной и однообразной техники требуется ежедневно (никаких пропусков!) тратить не менее часа. И так несколько месяцев. Представляете, каким фанатизмом нужно обладать. Но и после освоения мучения не заканчиваются. Необходимо постоянно поддерживать форму. Теперь учтите, что вероятность ее применения в условиях мирного времени и даже при нашей работе близка к нулю. И самое интересное. Эта техника работает только против хорошего стрелка, поскольку суть ее в уклонении от прицельных выстрелов. Если же противник окажется бестолковым психом, и будет стрелять куда попало, вряд ли вам это искусство поможет.

Из той же области легенд и стрельба с двух рук «по македонски». Она так же требует длительной подготовки. Только где же вы, частный охранник с родным ИЖ-71, возьмете второй пистолет? Так что не стоит усложнять себе жизнь и тратить тренировочное время на экзотические приемы.

В стрелковой подготовке нет ничего сверхъестественного и невозможного. Научиться хорошо стрелять легче, чем научиться хорошо драться. И это при том, что хороших «драчунов» много, а стрелков — единицы. Главное, на мой взгляд, энтузиазм, усердие и кое-какие материальные средства. Все остальное — оружие, партнеров, место, учебные пособия — можно найти. Учитесь — это ваш хлеб, а, возможно, и жизнь. Даже если вам не придется ни разу применить оружие на работе, уверенность в ваших способностях поможет чувствовать себя уверенно и хладнокровно. В конце концов, клиенту может прийти в голову проверить ваши стрелковые навыки, сейчас это просто. Чем вы его обрадуете? Так что тренируйтесь. Поверьте, это того стоит.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru