Учебник для 8 класса

ТЕХНОЛОГИЯ

       

§ 35. Правила безопасности на уроках электротехнологии

Известно, что электрический ток может быть не только полезен для человека, но и представлять для него серьёзную опасность. Тело человека способно проводить электрический ток. И если оно оказывается под напряжением, то фактически становится элементом электрической цепи. Поражающее действие электрического тока зависит от величины тока, пути его прохождения через организм и времени прохождения. При этом сила тока зависит от величины приложенного напряжения и сопротивления тела.

Доказано, что разные ткани организма имеют разное сопротивление. Кожа, кости и жировая ткань оказывают большое сопротивление, мышечная ткань, кровь, спинной и головной мозг — малое. Наибольшим сопротивлением обладает кожа человека, особенно её верхний слой.

Электрическое сопротивление тела человека с сухой и чистой кожей при напряжении 15-20 В может меняться от 3000 до 100 000 Ом. Повреждения кожи в виде царапин, порезов, ушибов, а также потовыделение снижают сопротивление до 300-500 Ом. При длительном протекании тока сопротивление кожи также уменьшается.

Человек начинает ощущать воздействие проходящего через него электричества при переменном токе 0,001-0,0015 А. Этот ток называется порогово-ощутимым.

При токе 0,010-0,015 А (неотпускающий ток) человек не может самостоятельно оторвать руки от электродов. В этом состоянии он нуждается в посторонней помощи. Исход зависит от длительности воздействия тока. При продолжительном действии сила тока, возрастая, может привести к поражению органов дыхания и сердца. Наилучшая помощь в этой ситуации — отключить источник электроэнергии, страхуя при этом пострадавшего от падения на пол. Если выключатель источника питания находится далеко (вне класса), то пострадавшего необходимо оторвать от электродов — с помощью изолятора в виде палки, доски, ремня, шарфа или схватив за одежду. Дотрагиваться до тела человека, находящегося под напряжением, опасно, так как спасатель сам может оказаться в положении пострадавшего.

Ток в 0,05 А опасен для жизни. При длительном протекании через а) руки человека, через б) руку и ноги или через в) ноги ток приводит к поражению сердца и его остановке. В этом состоянии пострадавшего необходимо быстро отключить от источника электроэнергии и экстренно оказать ему помощь (массаж сердца, искусственное дыхание), так как через 5-7 минут может наступить смерть.

Опасное для жизни напряжение — 50 В.

В большинстве практических работ по электротехнике школьники используют источники постоянного тока с напряжением 4-4,5 В, которое совершенно безопасно для человека, если только речь идёт о гальванических источниках постоянного тока в виде батареи от карманного фонаря.

Со вторичными источниками постоянного тока, которые включаются в сеть переменного тока с напряжением 36 или 42 В, следует вести себя более осторожно. Особенная бдительность требуется при работе с напряжением 42 В. Переменное напряжение 42 В существенно уменьшает, но не ликвидирует опасность поражения электрическим током. В теле человека при таком напряжении может возникнуть эффект неотпускающего тока со всеми опасными для жизни последствиями.

Правила безопасности при работе с источниками переменного тока с напряжением 42 В

  1. Монтаж и разборка всех электрических цепей должны проводиться при отключенном источнике электроэнергии.
  2. Источник переменного тока можно включать только после того, как учитель или лаборант проверит электрическую цепь, собранную школьником.
  3. Запрещается дотрагиваться руками до элементов собранной электрической цепи после включения источника тока, особенно до электродов, подключаемых к выходам источника.

Организация рабочего места для электротехнических работ

Для выполнения электротехнических работ применяется электромонтажный инструмент и различные электротехнические материалы (монтажные провода, шнуры, изоляционные ленты, трубки и др.). Электромонтажный инструмент при неумелом и неправильном использовании может стать источником механических травм.

Рассмотрим назначение и устройство основных электромонтажных инструментов (рис. 60).

Рис. 60. Электромонтажные инструменты: а — кусачки боковые, б — нож, в — круглогубцы, г — плоскогубцы, д — пассатижи, е — щипцы, ж — отвёртка

Кусачки боковые — инструмент, которым перерезают (откусывают) провод и снимают изоляцию. Кусачки имеют острые режущие кромки.

Нож используется для зачистки проводов.

Круглогубцы применяют, когда нужно загнуть проволоку, сделать из неё кольцо.

Плоскогубцы — инструмент, которым сгибают, скручивают провода и обжимают места их соединения. Плоскогубцы имеют насечку на внутренней стороне губок.

Пассатижи — это комбинированные плоскогубцы. Ими можно как откусывать, так и сгибать, скручивать провода, а также обжимать соединяемые жилы проводов.

Щипцы служат для снятия изоляции.

Отвёртки разных размеров применяют для отвинчивания и завинчивания винтов. Металлические части отвёрток изготовляют из твёрдой стали, а ручки — из древесины или пластмассы (они не должны иметь трещин и сколов).

Монтаж электрических цепей производят на столах, покрытых изоляционным материалом (рис. 61).

Рис. 61. Организация рабочего места при электромонтажных работах

Для удобства работы электромонтажник должен слева от себя иметь материалы, подготовленные к монтажу (провода, выключатели, лампы, патроны, винты, гайки, шайбы и др.), перед собой — монтажную панель и электрическую схему цепи, справа — электромонтажные инструменты. Ближе к себе надо располагать те инструменты, которые используются чаще (кусачки, плоскогубцы, отвёртка).

Правила безопасности при электротехнических работах

  1. Во время работы на монтажной панели должны находиться только те материалы или детали, которые монтируются.
  2. Электромонтажные инструменты должны иметь изолированные ручки.
  3. Работать можно только исправным инструментом. Подавать инструмент надо ручкой от себя, а класть на стол — ручкой к себе.
  4. Необходимо бережно обращаться с инструментом и материалами, не ронять их на пол. Использовать электромонтажные инструменты следует только по назначению.
  5. Лезвие отвёртки должно плотно входить в шлиц винта. Работать отвёрткой на весу запрещается.
  6. На рабочем месте надо соблюдать порядок. Инструменты и материалы должны находиться в отведённых для них местах.

Практическая работа № 25

Задание. Изготовить гальванический элемент.

  1. На кусочек алюминиевой фольги положите смоченную солёной водой или слюной бумагу. Поверх бумаги положите любую монету.
  2. К фольге и монете подключите щупы от вольтметра с пределом измерения напряжения менее 1 В и измерьте ЭДС полученного гальванического элемента.
  3. Такой же гальванический элемент можно изготовить, взяв картошку или яблоко. Надо воткнуть в какой-нибудь из корнеплодов на некотором расстоянии друг от друга куски стального и медного (алюминиевого) провода и измерить ЭДС между проводами.

Практическая работа № 26

Задание 1. Собрать электрическую цепь с элементами управления и защиты. Проверить исправность электрической цепи.

Инструменты и материалы: источник тока, плавкий предохранитель, выключатель, электролампа и реостат.

  1. Начертите принципиальную электрическую схему цепи, состоящей из последовательно соединённых источника тока, предохранителя, выключателя, электрической лампочки и реостата.
  2. Соберите электрическую цепь по разработанной схеме.
  3. С разрешения учителя подключите собранную схему к источнику питания.
  4. Понаблюдайте за нитью накаливания лампы, перемещая ползунок реостата.
  5. Поясните: почему накал нити электролампы меняется при изменении положения ползунка реостата?
  6. Сделайте выводы по работе и занесите их в тетрадь.
  7. Отключите цепь от источника питания и разберите схему.

Задание 2. Изготовить «пробник» (рис. 62). Проверить исправность проводов и элементов электрической цепи.

Рис. 62. Электрический «пробник»: 1 — лампочка, 2 — патрон, 3 — батарейка, 4 — провода, 5 — зажимы типа «крокодил»

Инструменты и материалы: электролампочка на 6 В, электропатрон, батарейка на 4,5 В, три куска гибкого тонкого электропровода, две толстые резинки, два зажима типа «крокодил», два кусочка электроизоляционной трубки.

  1. Электрическую лампочку закрепите в патроне.
  2. Два куска тонкого гибкого монтажного провода присоедините к каждой клемме патрона.
  3. Используя тугую бельевую резинку или другой материал, прикрепите патрон с лампочкой к корпусу батарейки.
  4. Соедините гибким проводом одну из клемм патрона с положительным полюсом батарейки при помощи изоляционной трубки.
  5. Присоедините свободный конец другого гибкого провода к зажиму типа «крокодил».
  6. Отведите третий кусок провода от отрицательного полюса батарейки ко второму зажиму типа «крокодил».
  7. При проверке исправности элемента электрической цепи к нему присоединяют оба зажима «крокодил».
  8. Проверьте исправность проводов, предохранителей и электролампы из предложенного набора.

Предложите свою конструкцию «пробника». Опишите его работу при проверке исправности проводов и других элементов цепи.

Практическая работа N° 27

Задание. Собрать разветвленную электрическую цепь.

Инструменты и материалы: монтажная панель, пакет с крепежом, вилка штепсельная, электропатрон (2 шт.), предохранитель (2 шт.), электролампа МО-36-25 (2 шт.), двухполюсный выключатель, розетка штепсельная, провода, набор электромонтажных инструментов, источник питания типа ИПТ.

  1. Начертите принципиальную электрическую схему цепи, состоящей из источника тока, двух предохранителей, двухполюсного выключателя, розетки, двух ламп.
  2. После проверки схемы учителем получите комплект арматуры для электромонтажных работ.
  3. Согласно монтажной схеме, изображённой на рисунке 63, разместите установочные изделия на монтажной панели и закрепите с помощью винтов М4х16, гаек и зажимов.

Рис. 63. Схема разветвлённой электрической цепи: 1 — плавкие предохранители, 2 — штепсельная розетка, 3 — лампы накаливания, 4 — выключатель

  1. Зажимы соедините проводами с контактами на панели.
  2. Произведите монтаж электрической цепи.
  3. После проверки цепи учителем подключите цепь к источнику питания с напряжением 36 (42) В.
  4. Исследуйте особенности работы цепи.
  5. Сделайте выводы и занесите их в рабочую тетрадь.
  6. С разрешения учителя отключите цепь от источника питания, разберите цепь и упакуйте комплект арматуры в коробку.

Новые слова и понятия

Правила электробезопасности, порогово-ощутимый ток, электромонтажные инструменты, организация рабочего места для электромонтажных работ, электрический «пробник».

Проверяем свои знания

  1. Рассмотрите и назовите электромонтажные инструменты и материалы на вашем рабочем столе. Каково назначение каждого из них?
  2. Какие общие требования предъявляются к электромонтажным инструментам?
  3. Подумайте: зачем изолируют ручки инструментов для электротехнических работ, токопроводящие жилы электрического провода?
  4. Назовите основные правила электробезопасности при работе в мастерской электротехнологии.
  5. Вспомните основные правила выполнения электротехнических работ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru